Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Московское государство"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Атрощенко Евгения Валерьевна

Тема: "Московское государство" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_okr.mir_._moskovskoe_gosudarstvo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

Конспект открытого урока

по окружающему миру

 на тему:

«Земля и люди Московского государства»

Учитель: Атрощенко Е.В.

Класс:  3 «Б»

Дата: 19.02.2013


ЦЕЛИ  и задачи урока.

Овладение картиной мира: познакомить учеников с жизнью и бытом  людей Московской Руси.

Чувственно-эмоциональное отношение к миру: способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.

Основная задача урока.

 Сформировать у учащихся образы разных жителей Московского государства: крестьян, бояр, дворян, стрельцов. Важно подчеркнуть отличия этих слоев друг от друга. При этом необходимо формировать уважительное, заинтересованное отношение детей к опыту и жизни наших предков, которые много сил потратили на обустройство России.

Оборудование:

 Учебник: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Мое Отечество»

 Карточки-задания для групповой работы.

 Конверты с домашним заданием.

 Выставка детских работ о Москве (рисунки, рефераты).

Основная мысль урока должна быть сформулирована следующим образом:

«Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством, мудростью».


Ход  урока:

  1. Организационный момент.

 - Внимание, ребята! Если вы согласитесь с моим утверждением, и оно касается вас, говорите “Я”.

- Кто в классе самый сообразительный? “Я”

- Кто в классе самый смышленый? “Я”

- Кто в классе самый находчивый? “Я”

- Кто в классе самый ленивый?

II. Актуализация знаний.

 - И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.

Игра «Найди правильный ответ»

- Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь)

 - Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской)

 - Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей)

 - Как выглядел герб России? (Двуглавый орел)

 - Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)

 - Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев)

 - Какие начались времена с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)

- Молодцы!

- Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.

III. Проблемная ситуация.

  - А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена, когда о чудесах современных и слыхом не слыхали.

 - Рассмотрите избу, её убранство. (Иллюстрации вывешиваются на доску)

-Что вы видите? Опишите, как выглядит изба внутри. (На стене развесили лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использовали горящие щепочки - лучины. Много места занимала печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.)

 - Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности.

- Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно!

- А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.

До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл.

1 группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца. (О человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён)

2 группа: Мал золотник, да дорог.(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).

3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён. (Встречают по одёжке, а провожают по уму).

4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки. (Не суди человека по внешности, но суди по делам его)

-Чему посвящены все эти пословицы? Чему они нас учат? (Трудолюбию. Смелости. Противостоянию неудачам. Доброте. Побуждению быть умным. Борьбе со злом, отрицательными качествами.)

Вывод: “Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью” (Картинка на доску)

- А что за люди тогда жили?

- Вот сегодня на уроке мы узнаем, какие люди жили на земле Московского государства. Сформулируйте тему урока. (Картинка на доску)

IV. “Открытие” нового знания.

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю каждой группе заняться поиском. На столах у вас лежат изображения разных категорий жителей государства.

1 группа: крестьяне

2 группа: бояре

3 группа: дворяне

4 группа: стрельцы 

Работа с учебником. Урок 11, с. 10-12,14

Откройте учебник на стр. 10-12 и найдите в тексте сведения о них и подготовьте маленькое сообщение по плану:

  1. Как называется группа.
  2. Где жили?
  3. Чем занимались люди этой группы?
  4. Значение группы для государства.

- Какие категории граждан населяли Московское государство? (Заслушивается выступление 1 представителя, другим предлагается дополнить. По ходу выступления демонстрируются картинки и на доске появляются понятия: крестьяне, бояре, дворяне, стрельцы).

 - Давайте определим отличие этих слоев населения.

 - Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.12)

 - Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы жили в городах.)

«Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством, мудростью».

V. Физминутка.

VI. Расширение нового знания.

– А много тогда книжек продавали?

Рассказ подготовленного ученика о появлении книгопечатания с иллюстрациями.

(“Начальная школа плюс До и После” №3 \2003г)

VII. Итог урока.

 - Мы сегодня узнали много нового и интересного о жителях Московского государства. И в заключении давайте разгадаем кроссворд. Рабочая тетрадь с. 19, № 34.

- Вот и закончилось наше путешествие во времени.

- Понравился вам урок? Что было интересно?

- Для чего мы изучаем историю?

VIII. Домашнее задание: С помощью книг узнайте дополнительно о труде и отдыхе крестьян, горожан, дворян и бояр.


Приложение 1

Донской

Пересвет и Челубей

Двуглавый орел

Великий государь

Сергий Радонежский

Андрей Рублев

Времена Московского государства


Приложение 2

Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

Мал золотник, да дорог.

Не всяк умён, кто в красное наряжён.

Криво дерево, да яблоки сладки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?

Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Урок окружающего мира по теме "Символы нашего государства.Флаг."

Тип урока: изучение нового  материала.Цель:1)Создать условия для формирования представления о символах государства.2)Узнать  историю флага, дать представления о понятиях "гимн", &q...