Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Московское государство"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: "Московское государство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl_okr.mir_._moskovskoe_gosudarstvo.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
Конспект открытого урока
по окружающему миру
на тему:
«Земля и люди Московского государства»
Учитель: Атрощенко Е.В.
Класс: 3 «Б»
Дата: 19.02.2013
ЦЕЛИ и задачи урока.
Овладение картиной мира: познакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.
Чувственно-эмоциональное отношение к миру: способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.
Основная задача урока.
Сформировать у учащихся образы разных жителей Московского государства: крестьян, бояр, дворян, стрельцов. Важно подчеркнуть отличия этих слоев друг от друга. При этом необходимо формировать уважительное, заинтересованное отношение детей к опыту и жизни наших предков, которые много сил потратили на обустройство России.
Оборудование:
Учебник: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Мое Отечество»
Карточки-задания для групповой работы.
Конверты с домашним заданием.
Выставка детских работ о Москве (рисунки, рефераты).
Основная мысль урока должна быть сформулирована следующим образом:
«Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством, мудростью».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Внимание, ребята! Если вы согласитесь с моим утверждением, и оно касается вас, говорите “Я”.
- Кто в классе самый сообразительный? “Я”
- Кто в классе самый смышленый? “Я”
- Кто в классе самый находчивый? “Я”
- Кто в классе самый ленивый?
II. Актуализация знаний.
- И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.
Игра «Найди правильный ответ»
- Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь)
- Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской)
- Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей)
- Как выглядел герб России? (Двуглавый орел)
- Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)
- Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев)
- Какие начались времена с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)
- Молодцы!
- Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.
III. Проблемная ситуация.
- А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена, когда о чудесах современных и слыхом не слыхали.
- Рассмотрите избу, её убранство. (Иллюстрации вывешиваются на доску)
-Что вы видите? Опишите, как выглядит изба внутри. (На стене развесили лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использовали горящие щепочки - лучины. Много места занимала печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.)
- Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности.
- Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно!
- А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.
До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл.
1 группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца. (О человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён)
2 группа: Мал золотник, да дорог.(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).
3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён. (Встречают по одёжке, а провожают по уму).
4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки. (Не суди человека по внешности, но суди по делам его)
-Чему посвящены все эти пословицы? Чему они нас учат? (Трудолюбию. Смелости. Противостоянию неудачам. Доброте. Побуждению быть умным. Борьбе со злом, отрицательными качествами.)
Вывод: “Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью” (Картинка на доску)
- А что за люди тогда жили?
- Вот сегодня на уроке мы узнаем, какие люди жили на земле Московского государства. Сформулируйте тему урока. (Картинка на доску)
IV. “Открытие” нового знания.
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю каждой группе заняться поиском. На столах у вас лежат изображения разных категорий жителей государства.
1 группа: крестьяне
2 группа: бояре
3 группа: дворяне
4 группа: стрельцы
Работа с учебником. Урок 11, с. 10-12,14
Откройте учебник на стр. 10-12 и найдите в тексте сведения о них и подготовьте маленькое сообщение по плану:
- Как называется группа.
- Где жили?
- Чем занимались люди этой группы?
- Значение группы для государства.
- Какие категории граждан населяли Московское государство? (Заслушивается выступление 1 представителя, другим предлагается дополнить. По ходу выступления демонстрируются картинки и на доске появляются понятия: крестьяне, бояре, дворяне, стрельцы).
- Давайте определим отличие этих слоев населения.
- Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.12)
- Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы жили в городах.)
«Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством, мудростью».
V. Физминутка.
VI. Расширение нового знания.
– А много тогда книжек продавали?
Рассказ подготовленного ученика о появлении книгопечатания с иллюстрациями.
(“Начальная школа плюс До и После” №3 \2003г)
VII. Итог урока.
- Мы сегодня узнали много нового и интересного о жителях Московского государства. И в заключении давайте разгадаем кроссворд. Рабочая тетрадь с. 19, № 34.
- Вот и закончилось наше путешествие во времени.
- Понравился вам урок? Что было интересно?
- Для чего мы изучаем историю?
VIII. Домашнее задание: С помощью книг узнайте дополнительно о труде и отдыхе крестьян, горожан, дворян и бояр.
Приложение 1
Донской
Пересвет и Челубей
Двуглавый орел
Великий государь
Сергий Радонежский
Андрей Рублев
Времена Московского государства
Приложение 2
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Мал золотник, да дорог.
Не всяк умён, кто в красное наряжён.
Криво дерево, да яблоки сладки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?
Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...
Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"
Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Урок окружающего мира по теме "Символы нашего государства.Флаг."
Тип урока: изучение нового материала.Цель:1)Создать условия для формирования представления о символах государства.2)Узнать историю флага, дать представления о понятиях "гимн", &q...