Курс "Мир животных и растений",3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Курс предназначен для формирования социального опыта учащихся, осознание элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zhivotnyh_i_rasteniy_tlyaubaeva_z.g._3_klass.docx | 304.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения)
- Авторской программы Чумовских А.Н. «Мир вокруг нас»
- Цель программы – ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- - изучение интересов и возможностей каждого ребенка;
- - развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;
- - создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников; формирование умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Новые педагогические технологии:
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, музей). Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами освоения программы являются:
- —развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- —развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- —воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- —формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
- —овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
- —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- —в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- —в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
- —в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- —в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
Методы и формы обучения:
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Критерии оценки и система оценивания знаний, умений, навыков обучающихся:
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольно – познавательные игры;
- табло достижений;
- открытые занятия в игровой форме;
- отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Формы контроля
- Подготовка устного журнала «Юный эколог».
- Выставка поделок.
- Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».
- Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».
- Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.
В Учебно- Методический Комплект входят:
- Тесты по теме «Окружающий мир».И.Г. Медеева. -Издательство «Адонис»,Москва,2010г.3-4 класс.
- Тетрадь «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков. Издательство «Учитель-АСТ»,Волгоград,2013.
Литература.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.
- Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
- Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
- Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
- Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6
Календарно – тематическое планирование курса «Мир животных и растений» 3 класс
Учитель: Тляубаева Зульфия Галеевна
НОЯБРЬ | ||||
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
Кто нас окружает? | 1 | индивидуальный | ||
Какие бывают растения? | 1 | фронтальный | ||
Какие бывают животные? | 1 | тест | ||
Что где растёт? | 1 | текущий | ||
Кто где живёт? | 1 | индивидуальный | ||
Красная книга. | 1 | фронтальный | ||
Будь природе другом! | 1 | индивидуальный | ||
Тесты. | 1 | итоговый | ||
Итого | 8 часов | |||
ДЕКАБРЬ | ||||
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
Дикорастущие и культурные растения. | 1 | индивидуальный | ||
Дикие животные. | 1 | фронтальный | ||
Домашние животные. | 1 | тест | ||
Комнатные растения. | 1 | текущий | ||
Животные живого уголка. | 1 | индивидуальный | ||
Про кошек и собак. | 1 | фронтальный | ||
Растения и животные весной. | 1 | индивидуальный | ||
С кем дружит ель? | 1 | итоговый | ||
Итого | 8 часов | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
Лесные опасности. Правила поведения в лесу. | 1 | индивидуальный | ||
В гости к весне. | 1 | фронтальный | ||
Путешествие по родной стране. | 1 | тест | ||
ХМАО-Югра.Животные . | 1 | текущий | ||
Югра.Растения. | 1 | индивидуальный | ||
Хвойные и лиственные деревья. | 1 | фронтальный | ||
Мир насекомых. | 1 | индивидуальный | ||
Тесты. | 1 | итоговый | ||
Итого | 8 часов | |||
МАРТ | ||||
1 | Обитатели вод. Рыбы. | 1 | индивидуальный | |
2 | Охрана природы родного края. | 1 | фронтальный | |
3 | В мире животных. Викторина. | 1 | тест | |
4 | Игра «Птичий час» | 1 | текущий | |
5 | Кустарники. Их роль для человека. | 1 | индивидуальный | |
6 | Экскурсия в музейно- выставочный центр. | 1 | фронтальный | |
7 | Что такое экология? | 1 | тест | |
8 | Зелёный мир вокруг нас. Викторина. | 1 | итоговый | |
Итого | 8 часов | |||
АПРЕЛЬ | ||||
1 | Моя Югра. | 1 | индивидуальный | |
2 | Игра «Знай свой край» | 1 | фронтальный | |
3 | В мире насекомых. Викторина. | 1 | тест | |
4 | Игра «Угадай, чей домик?» | 1 | текущий | |
5 | Вселенная. | 1 | индивидуальный | |
6 | Звёзды. | 1 | фронтальный | |
7 | Природа и человек. | 1 | тест | |
8 | Ребусы. Викторина «Животные» | 1 | итоговый | |
Итого | 8 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Презентация по теме: Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. 1 класс.
Это презентация для 1 класса "Обучение грамоте" к уроку № 2 и 3. Тема урока:Календарь и календарные праздники . Животные и растения вокруг нас. Слова-названия....
ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.
Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
урок окружающего мира в 1 классе "Различие между животными и растениями"
закрепить умение определять различия между растениями и животными; повторить признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру, развивать наблюдательность, внимание, расширит...
Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"
Главной целью данного мероприятия является: обобщение знаний учащихся о сезонных изменениях в природе....