Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Главной целью данного мероприятия является: обобщение знаний учащихся о сезонных изменениях в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Лесниковская основная общеобразовательная школа
Гусь-Хрустального района Владимирской области
Кепина Елена Анатольевна
учитель начальных классов
Цели: обобщить знания учащихся о весенних изменениях в природе; рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения; углубить и расширить знания учащихся о некоторых видах растений и животных; воспитать любовь к родной природе, бережное отношение к ней; развивать внимание, любознательность, речь.
Оборудование: рисунки, фотографии растений и животных весной, запись пьесы «Времена года» П.И. Чайковского.
Ты любишь ледяной январь,
Безветрие, стужу зверскую,
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.
Ты любишь ранний месяц март
С апрельскими проталинами,
А я – молнеиграющий май
С дождями моментальными.
Ты любишь облачный июнь
В просторе многоярусном,
А я – сжигающий июль
И август – солнце в ярости!
Ты любишь бархатный сентябрь,
С его зелёном золотом,
А я – когда несёт октябрь
Штыки дождя по городу.
Ты любишь краски в ноябре,
Свинцовые с лиловыми,
А я – декабрь, ведь в декабре
Мы переходим к новому.
Учитель. Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего занятия.
Старый тополь у крылечка.
Ищет грач своё местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод.
Муравьи, едва подсохло,
Дружно взялись за дела:
Муравейников высоких.
Починяют купола. (Весна.)
А.Екимцев.
Учитель. Ребята, сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, вспомним замечательные стихотворения и поговорки о весне и весенних месяцах. А для подведения итогов я приглашаю участников занять свои места.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.
1-й ученик. Золотое солнце вышло,
Бродит по горам.
Галки подняли на крыше
Страшный тарарам.
Снег скользит по горным склонам,
Глыбой едет вниз.
Две сосульки с нежным звоном
С крыши сорвались.
Две синички что-то спели,
Воробьи галдят.
Мелодичный звон капели
Наполняет сад.
Стало в мире больше света,
Света и тепла.
Что случилось? Может, это
К нам пришла весна?
2-й ученик. К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
И.Токмакова
- Давайте вспомним весенние месяцы. Ребята, отгадайте загадки:
1. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март.)
- Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришёл …
(Апрель.)
- Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?
(Май.)
- Какие приметы весны названы в этих месяцах?
Звучит запись из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
В класс входят весенние братья-месяцы.
МАРТ. 21марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь.
В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки вело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.
АПРЕЛЬ. Апрель – это уже настоящий весенний месяц.
Пусть в иной год тёплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдёт, и мороз ударит, а всё-таки весна уже чувствуется.
Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.
Воробьи, растопырив крылышки, с громким задорным чириканьем наскакивают друг на друга, дерутся или с таким азартом купаются в лужах, что кругом только брызги летят.
По карнизам домов, нежно воркуя, расхаживают степенные голуби.
А как приятно в погожий весенний денёк побывать за городом! В полях повсюду уже почти сошёл снег. В ложбинах шумят потоки воды. Со всех сторон несутся они к реке и скрываются подо льдом. Лёд посинел, надулся, весь потрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке.
А вот в небольшой заводи, где лёд отошёл от берега и разлилась вода, плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озёр, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилёт этих птиц – верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.
Прошло ещё несколько тёплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зелёная травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-мачехи. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках».
В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела весёлая песня жаворонка.
МАЙ. Май – месяц цветения земли. Хорошо в эту весеннюю пору в лес! Только недавно сошёл снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов возле больших светлых луж синеют медуницы и поднимается золотисто-жёлтый чистяк.
В воздухе тоже чувствуется весна – пахнет талой землёй, отсыревшей корой деревьев, сморчками. А то вдруг набежит ветерок, и так хорошо запахнет фиалками! Значит, и они уже где-то в лесу распустили свои душистые, нежные лепестки.
Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов-лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.
Земля с каждым днём становится всё наряднее, одевается в пёстрый убор свежих трав и цветов. Цветут берёзы, вётлы, могучие великаны дубы и душистая черёмуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зелёным убором густой листвы.
Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы. Днём в рощах и в лесу стоит такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поёт.
Дни яркие, солнечные, один краше другого.
Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжёлая грозовая туча. Всё кругом помрачнело. Притих многоголосый птичий хор. По верхушкам деревьев пробежал тревожный ветерок. Тяжело упала на земля первая дождевая каля, за ней другая, третья. И вдруг огненной трещиной на миг раскололось свинцовое небо. Треснуло, загрохотало кругом. Как из ведра хлынул тёплый грозовой дождь.
Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху тёплый парок.
Игра «Весенние братья-месяцы»
Учитель. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весенних месяцах. Учащиеся в течение недели искали пословицы и поговорки о весенних месяцах, красиво оформляли свои работы.
Экологическая сказка «Весна».
Учитель читает сказку и демонстрирует фотографии природы весной.
ВЕСНА
Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»
Взяла она тонкие, нежные кисточки.
Чуть-чуть тронула зеленью берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весенную лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветков. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых серых местах, как золотые шары, распустились цветки калужницы.
Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
По Г.Скребицкому
- О каких признаках весны рассказывает сказка?
- Как ведут себя насекомые?
- Как ведут себя птицы?
Учитель. Одна из примет весны – вскрытие рек, половодье.
Чем это грозит животным?
(Животные собираются на затопленных островах.)
Рассмотрите рисунок «Ищут спасения». Как человек может помочь животным в половодье?
Составьте рассказ по рисунку о спасении зайцев.
(Рисунок помещён заранее на доске).
Игра «Прилетели птицы».
- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать. Внимание!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки.
И спасибо шутке!
- Послушайте стихотворение. Какую помощь люди должны оказывать весной птицам? (Строить скворечники.)
* * *
Ученик1. День весенний, весёлый.
Светит солнце с утра.
Побежала из школы
По домам детвора.
Притащили дощечки
И пилу с молотком.
На просохшем крылечке
Строят маленький дом.
Домик с круглым оконцем,
Возле дома порог,
Чтобы, греясь на солнце,
Петь бы скворушка мог.
Домик с крышей тесовый –
Гордость наших ребят…
Но скворечня готова,
А скворцы не летят.
Вышел дедушка древний,
Сел курить на бревно:
- А в соседней деревне
Прилетели давно!
Слышен шелест под крышей,
Птичий радостный гам…
-Тише, дедушка!... Тише!...
Это, кажется, к нам!
З. Александрова
* * *
Ученик2. Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
И я, ребята, в этом грешен:
У всех соседей на виду
Уже строительство скворечен
В моём развёрнуто саду.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать!
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Г. Гарнакарьян
- Почему надо строить скворечники?
- Какую роль выполняют птицы в природе?
Конкурс «Растения весной».
- Почему весной листья на деревьях блестят? (Молодые листочки покрыты смолой. Её сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.)
- Какого цвета молодые листья дуба? (Молодые побеги бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелёными.)
- Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду так как основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)
- Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускания листьев? Ольха, ива, орешник.)
- Как выглядят цветы у сосны? (Роль цветков у сосны выполняют шишечки. Маленькие, красные, они появляются во второй половине мая.)
- В какое время года бывает хвоепад у ели? (Хвоепад у ели бывает ранней весной.)
- Орехи какого дерева самые мелкие в мире? Ольхи. Двести орешков весят всего один грамм.)
- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение. В средней полосе России бывает в апреле.)
- Какое дерево поит дятла? (Берёза. Весной, когда по стволу к веткам начинает двигаться кисловато-сладкий сок дятел пробивает в стволе дырочку и пьёт его.)
- Какой вред деревьям приносит сбор сока? ( Дерево без сока засохнет, погибнет.)
- Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
- Как мать-и-мачеха от мороза спасается? (Если внимательно рассмотреть стебелёк, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Воздух, который собирается между волосками, насыщается влагой. Вот этот пушок и помогает спастись от заморозка.)
- Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Медуницу. Сначала у неё все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, они меняют окраску.)
- Какой цветок без листьев цветёт? (Мать-и-мачеха – листья появляются после цветения.)
Конкурс «Животные весной»
- Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.)
- Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
- Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы вновь взлететь и погиб.)
- Кто спит в полёте? ( В полёте спит стриж, который проводит в воздухе большую часть своей жизни.)
- Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень. Кормятся поползни насекомыми которых достают тонким клювиком из-под коры дерева. Поползни – очень полезные птицы.)
- Почему сова летает бесшумно? ( Бесшумность полёта позволяет сове приблизиться к жертве. Мягкость контурного оперения сов обусловлена именно этой особенностью. Даже крупные перья – маховые и рулевые – оказываются у сов сравнительно мягкими.)
- У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Издавая звуки, аисты громко щёлкают, ударяя верхней половинкой клюва о нижнюю. Иногда аист может шипеть.)
- Трудно ли аисту стоять на одной ноге? (Нет. Птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающий сустав, который срабатывает, как только птица встаёт на одну ногу.)
- Какая птица с наступлением весны бормочет: «Куплю балахон, продам шубу»? (Это тетерев-косач. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период гнездования.)
- Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги. Они возвращаются к нам с зимовки с 20 по 30 мая. Чуть раньше прилетают соловьи и стрижи – с 10 по 20 мая.)
Конкурс «Приметы весны».
- Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага лежит снег. Солнце в полдень находится на юге и поэтому хорошо освещает северный склон оврага, на нём снег тает быстрее.)
- В какую сторону тающий снег указывает своими «шипами»? (Во время таяния снега образуются «шипы» - выступы, остриём направленные к югу.)
- Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
- Где раньше снег тает: в лесу или в огороде? Почему? ( Снег тает раньше в огороде, потому что там он грязный.)
- Что такое припай? (Припай – лёд, примёрзший к берегу и ко дну на мелководье.)
- Какого числа день равен ночи? (21 марта день по времени равен ночи. Этот день называется днём весеннего равноденствия.)
- Когда чаще всего бывает первая гроза? (Обычно в мае, реже – в конце апреля.)
- В какое время года можно наблюдать туманы? (Туманы бывают во все времена года).
- Где чаще всего образуются туманы? (Обычно туманы стелются над рекой, в низине, где много воды.)
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
Конкурс чтецов «Весна – чудесная пора!».
Конкурс «Весна и устное народное творчество».
- Ребята, вспомните пословицы и поговорки со словом «весна».
- Весенний лёд толст, да прост.
- Весна-весница – подснежников царица.
- Вода с гор притекла – весну принесла.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Кто весной не прилежит, весь год будет сыт.
Учитель подводит итоги викторины.
Пословицы и поговорки о весенних месяцах.
- В марте день с ночью меряется, равняется.
- И в марте мороз на нос садится.
- Март – березень, протальник, капельник.
- Март – ветронос, водотёк.
- Март грачевник, грачей пригнал.
- Март – зимобор, с зоимой борется.
- Март не весна, а предвесенье.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня её продал.
- Апрель-батюшка в поле зовёт.
- апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- Апрель-месяц говорливый воды, хранитель вешнего шума.
- Апрельский скворец-весны гонец.
- Апрельский цветок ломает снежок.
- В апреле хоть семь раз дождь иди, а всё платье сухо.
- Мокрый апрель-хорошая пашня.
- В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.
- Дождь в мае хлеба подымает.
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
-Май – пора сева.
-Май – под каждым кустом рай.
- Майская травка и голодного кормит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
Презентация "Животные и растения тропических лесов"
Презентация по окружающему миру на тему: "Животные и растения тропических лесов" (подготовила ученица 2 класса Татевосян Мария)....
Животные и растения тропических лесов.
Животные и растения тропических лесов....
Презентация по окружающему миру.2 класс. "Школа 2100". "Животные и растения тропических лесов"
Данная презентация разработана при изучении природных зон во втором классе....
Дидактическая игра-паззл "Узнай героя"
Данная дидактическая игра предназначена для широкого круга пользователей: специалистов, воспитателей, библиотекарей, родителей, учителей-логопедов, дефектологов, учителей начальных классов.Ресурс можн...