Разработка урока по окружающему миру "Луг"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели урока:
формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг;
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество. Растения луга." (4-й класс)
Цели урока:
формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг;
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютеры, гербарий, презентация.
План урока.
- Организационный момент. Психологический настрой
II. Актуализация опорных знаний.
III. Вводное повторение.
Проверка домашнего задания.
IV. Изучение нового.
Введение в тему.
1.1. Введение в тему.
1.2. Особенности природного сообщества – луг.
а) виды луга;
б) растения луга;
в) тест «Узнай меня».
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Цели: -актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнение типа урока. - способствовать положительному эмоциональному настрою на плодотворную работу, снятию психоэмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта. | 1.0. Цель: проверить готовность учащихся к началу урока. -Здравствуйте, ребята. -Проверьте, всё ли готово у вас к началу урока 1.1. Психологический настрой - У меня хорошее настроение, а у вас? - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Включаю запись пения птиц. - Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. | (учебник, тетрадь, дневники) Отличное! Психологический настрой. Звучание музыки леса. Дети закрывают глаза, слушают спокойную музыку. | Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; Коммуникативные: - слушать и понимать речь и настроение других. |
Цели: - организация выполнения учащимися пробного учебного действия; - организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Данный этап мотивирует учащихся на расширение границ своих знаний по предлагаемой теме. Осуществляется осознание цели и задачи. Активизируются мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. | - Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее. На прошлом уроке мы начали с вами изучать новую тему. Как она звучит? Какие группы природных сообществ вы знаете? (записаны на доске) - На какие две группы можно разделить данные сообщества? Почему вы так думаете? | Природные сообщества. Лес. Луг. Водоем. Поле. Сад. Природные и искусственные. Т.к. одни образовались в природе самостоятельно, а другие с помощью человека. | Познавательные: Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. моделировать цепи питания. Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и доп.сведений. |
Цели: организация постановки цели урока. | - Дополните цепь питания: Личинка - … - лиса. Колокольчик - … - трясогузка. Клевер - … - … - ястреб – перепелятник. - Пример чего мы сейчас с вами записали? - Что же такое природное сообщество? | Мышь Муха Бабочка, перепел. Пример пищевой связи. Это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории и влияют друг на друга. | Коммуникативные: - Умение слушать учителя и ответы одноклассников. - Умение соотносить свои чувства с чувствами других и корректно высказываться по этому поводу. Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять в виде схем. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какова же тема нашего урока? Нынче удались цветы повсюду; Вволю им дано покрасоваться Я смотрю на землю, как на чудо, Просто не могу налюбоваться, Вот раскрылся лютик милый, А на, холм, где расцвела ромашка, Где калина руки заломила Вышел клевер в розовой рубашке. - О чём это стихотворение? - Где мы можем увидеть такое обилие цветов? - Ребята, а что такое луг в вашем представлении? - Какова же тема нашего урока? - Итак, тема нашего урока «Луг - природное сообщество». - Вернемся к нашим пищевым цепочкам. Как вы думаете, пищевую цепь какого природного сообщества я вам предложила? Физминутка. | О цветах. Все эти цветы растут на лугах. Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели). Луг. Пищевую цепочку растений и животных луга. | Познавательные: - Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. - Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Определять круг своего знания и незнания. - Анализировать, сравнивать, обобщать, группировать различные объекты. Регулятивные: -Самостоятельно формулировать задание, его цель, планировать алгоритм его выполнения. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других, высказывать свою т.з. на события. - критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны. |
5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Освоение способа действий. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (если есть время). Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. На данном этапе преобладают специфические познавательные эмоциональные, социальные мотивы. Чётко прослеживается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа».
Цель: подвести итог урока
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса, строящего своё обучение и воспитание на гуманно-нравственной основе. | Особенности природного сообщества – луг. Цель: познакомить с лугом, как сообществом. Обратите внимание на доску- это план изучения любого природного сообщества, которым мы с вами будем пользоваться при изучении большой темы «Природные и искусственные сообщества» (Алгоритм записан на доску).
а) Знакомство с видами луга (заливной и цветочный) Слайд заливного луга. В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. Слайд цветочного луга. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. Переходим к следующему пункту плана. - Как вы думаете, что может объединять все растения, которые растут на лугу? - Есть растения на лугу, которые называются кормовые, это какие, ребята, как вы думаете? (слайд) - На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых. - Какие вы знаете? (слайд) - Верно. К ним относятся такие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий. - Есть на лугу и ядовитые растения. - Может вы знаете какие то из них? - Верно, это сон-трава, лютик, чистотел, дурман. (слайд) - Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, чистотел, дурман). - А какие еще бывают растения на лугу? (Мы ими пользуемся, когда болеем) - Многие из этих растений являются лекарственными. -Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная) -Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник) -Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята) - Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой) На следующем урок продолжим знакомиться и с другими живыми организмами луга - животными луга. А сейчас откройте тетради и выполните практическую работу. Выберите из гербария одно из растений луга и зарисуйте его в тетради. Подпишите те части растения, которые вы наблюдаете. Кто выполнит, откройте учебники на стр.57 – 58 и прочитайте статью о растениях луга. - Поставьте себе оценку. Согласуйте ее в паре. - Откройте компьютеры, найдите тест «Растения луга». Выполните задания, выбрав одно из предложенных растений. В конце получите оценку за урок. Сравните ее со своей самооценкой и поставьте ее себе в тетради. - Над какой темой мы начали с вами работать? -Почему луг называется природным сообществом? Можем ли мы ответить на этот вопрос? (если осталось время) Напишите синквейн на тему «Луг». Вспомните схему:
-Интересна ли вам была эта тема? -Если интересна, то чем? - Считаю, цели я достигла. -А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Информация о домашнем задании. Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задание различного уровня сложности. 1.Работа по учебнику. стр 59. Ответить на вопросы 1, 2, 3. 2. Работа в тетради. стр 34. 3. Творческое: подготовить сообщение о жителе луга или растении луга. | Размышляют над тем, что записано на доске. Эвристическая беседа - Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. - Те растения, которые любят и едят животные. Мятлик, клевер луговой, мышиный горошек. Нивяник, василёк, ромашка, колокольчик и др. Лютик Лекарственные. Это ромашка, тысячелистник , зверобой и др. Рассматривают фото с лекарственными и ядовитыми растениями. Выполняют групповую работу. Работают с гербарием. Выполняют зарисовку на листе бумаги. Кто справился с работой, читают в учебнике. Находят информацию о растениях и травах луга. Выполняют задания теста, выбирая один из предложенных трех вариантов растений. В конце теста получают от 5 до 2 баллов. Тест можно пройти несколько раз, пока не получат хорошую отметку. Природное сообщество – луг. Растения луга. Нет, так как мы еще на узнали о животных, обитающих на лугу. Нам нужно до конца выяснить, как взаимосвязаны растения и другие живые организмы луга. Луг… Яркий и прекрасный. Жужжит, звенит, поёт. Луга – они такие красивые! Жизнь… Интересно узнать, сколько всяких разных видов растений растут на лугу – и кормовые, и ядовитые, и лекарственные. | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. Оформлять свои мысли в устной форме. Выполнять различные функции в группе. Познавательные: Анализировать, сравнивать, сопоставлять полученную информацию. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Регулятивные Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Планировать свою работу по изучению нового материала. Определять самост.критерии оценивания. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . Регулятивные Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра. Регулятивные Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...