Разработка урока окружающего мира во 2 классе Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные. Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми. Задачи. - Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
- Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
- Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения. Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | УУД | Мотивация к деятельности | -Доброе утро дорогие гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко садитесь. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы? Начинаем! | Регулятивные Коммуникативные | Актуализация знаний | Повторение правил поведения в школе: -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения) -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в транспорте и в театре. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) -На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в театре ,транспорте. Прокомментируйте их. | Личностные Коммуникативные | Целеполагание и мотивация | -- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке. Здравствуйте! – ты скажешь человеку, Здравствуй! – улыбнётся он в ответ, И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Нам желают: «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь То же к доброму чему-нибудь. – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости). Слайд 1 - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (Научиться пользоваться правилами вежливости с.52 учебник ) -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения». | Регулятивные Коммуникативные | «Открытие» нового знания
| 1.Беседа - Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос. - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет). – Заглянём в толковый словарь. Найдите слово «вежливость» или « вежливый» . Прочитайте. ( один ученик читает из словаря). –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слайд 2. - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран. - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» ------------ знаток. «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. – Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? – В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».СЛАЙД 3. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться- ---------------------------------------------------------------- Работа в группах. – Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. В каких случаях мы используем эти слова? Слайд 4. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю , спасибо, Формы извинения: простите , извините.) Прикрепить слова на доску. Слайды 5,6,7,8,9 | Познавательные | Создание проблемы
Первичное закрепление | -Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться). –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.: Рассмотрите рисунки на с. 52. Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми. | Коммуникативные Личностные | Физкульт- минутка | Слайд 10. Игра.»Будь внимательный».Встаньте пож., поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пож., погладь соседа пож., опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай пож,. | | Включение в систему знаний и повторений | -Ребята, вот какой разговор состоялся по телефону между Попугаем и псом Рыжиком. Его вы найдёте на с. 53 учебника. Слайд 11. Попробуйте объяснить героям, как нужно разговаривать по телефону. Слайд 12.Придумайте такой диалог между ними, который был бы вежливым и понятным. Слайд 13. (диалог детей) -------------------------------------------------------------- - Ребята, некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. Давайте послушаем рассказ Сережи и Нади «Волшебные поступки», который нам подготовили наши ученики. ( Разговор учеников) -Ребята, а как вы считаете поступки, которые совершает папа детей, странные или вежливые? –А какие вежливые поступки совершали вы? Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом. - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации, и вы расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Еже ли ВЫ вежливы…» Презентация. Слайды 14 | Коммуникативные Личностные Регулятивные |
| -Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения. –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости». Слайд 15. | Регулятивные Коммуникативные | Рефлексия | -Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию. | Регулятивные | Домашнее задание
Подведение итогов | -Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»- Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, в парке, В школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить. -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен. | Личностные |
|