Записки юного наблюдателя
проект по окружающему миру (3 класс) по теме
Проект построен на материалах наблюдения ученика 3 класса. Ваня рассказал о черепахе, которая живёт у него дома. Поделился своими впечатлениями от встречи с ужами. Ребятам посоветовал о том, как лучше ухаживать за животными. Для более интересного восприятия материала, была подготовлена презентация , в которой использовались фотографии из личного архива семьи ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatel.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Записки юного наблюдателя».
Цель. Привлечь внимание всех друзей к удивительному миру животных. План работы:
- работа с научной литературой
- наблюдение
- обобщение собранного материала
- выступление перед учащимися.
Представлять работу было решено в виде интервью, индивидуальной беседы с вопросами о живой природе и животных.
I.
(Девочка читает стихотворение «Жил на свете один человечек»)
Жил на свете один человечек, И пошёл человечек гулять, И нашёл он двенадцать дощечек, И решил себе домик собрать. И сложил он сначала крылечко, Чтобы каждый войти к нему мог. К сожаленью, тому человечку Не хватило на стены досок. Небо крышу ему подарило, И стеной был кудрявый лесок.
Ничего, что ему не хватило, Не хватило на стены досок! По утрам к нему солнце всходило, Выпивало росистый квасок... Хорошо, что ему не хватило, Не хватило на стены досок. И пришли к нему птицы и звери. Майский жук заглянул на часок... Хорошо, что на крепкие двери, Не хватило на двери досок.
II
Ведущий. О каком человеке можно сказать - Знайка? Обратимся к словарю.
« Знающий, осведомленный человек».
Я уверена, что в каждом классе есть Знайка. И у нас в классе тоже. Его зовут Ваня. Мне кажется, что он знает всё о живом: будь-то это маленький жучок или разноцветная бабочка. А может быть это серая мышка, которая прячется от хитрой лисы, или уж, лежащий на солнышке. А сколько раз Ваня приносил в класс ящериц, черепах и богомолов.
Хочу познакомить вас с этим наблюдателем, и уверена - вы не пожалеете. Наш Знайка расскажет многое из своих наблюдений и кое с кем познакомит.
Ill
Репортёр: Ваня, ты, конечно же, пришёл не один. Кто сидит в этой коробке? Ваня: Угадайте.
(Звучит отрывок из детской песни « Песенка Львёнка и черепахи»). Репортёр: Неужели львёнок?
Ваня: Нет, Даша, это не львёнок. Но ты задала мне тему для размышления. Я подумаю над этим, а сегодня - это черепаха.
(Ваня достаёт из коробки живую черепаху и показывает окружающим его детям).
Репортёр: Ваня, как давно появилась у тебя черепаха?
Ваня: Черепаха появилась у меня 4 года назад. Я назвал её Мила, уж очень я хотел,
чтобы она жила у меня дома.
Репортёр: Какой домик ты подготовил черепахе?
Ваня: Даша, живёт Мила в бумажной коробке. Коробка стоит в тепле, поэтому моя черепаха в спячку не впадает. Но любая черепаха не переносит жару, а особенно прямые лучи солнца. В этом году, летом, я в этом убедился. Оставил клетку на жаре. Вдруг моей Миле стало плохо, она стала хватать ртом воздух. Изо рта пошла пена. Я, сражу же, опустил её в воду. Миле стало легче. Всё закончилось благополучно. Репортёр: Научи нас определять возраст черепах. Приложение Слайд 5
Ваня: Я определяю его по количеству колец на её панцире. Кольца появляются в раннем возрасте рептилии, когда ей нет ещё и года. Посчитайте количество колец на черепашьем панцире. Учитывайте, что первые кольца возникают в раннем возрасте, и до двух лет на каждый год жизни приходится несколько, две-три, бороздок. После этого возраста в год нарастает по одной бороздке. Так что первые четыре-шесть колец будут приходиться на двухлетний период. Но узнать возраст черепашки можно по весу и по размеру.
Вам понадобится линейка; таблица соотношения возраста и величины панциря. Измерьте длину панциря черепахи и сверьтесь с таблицей соотношений величины панциря и возраста.
Водная красноухая черепаха
Первый год: 6 см.
Второй год: самец 8 или 9 см, самочка 10 см.
Третий год: самец 10 см, самочка 14-15 см.
Четвертый год: самец 12-14 см, самочка 16 см.
Пятый год: самец 15-16 см, самка - 18 см.
Шестой год: самец 17 см, самка 20 см
Сухопутная черепаха
Первый год: 5 см.
Второй год: самец 6 см, самочка 7 см. Третий год: самец 8 см, самочка 9 см. Четвертый год: самец 10 см, самочка 10 см. Пятый год: самец 12 см, самка 12-13 см. Шестой год: самец 14 см, самка 14 см
Репортёр: Трудно находить корм для Милы?
Ваня: Кормлю я черепаху весной и летом травой, овощами, салатом. Зимой - овощами. Покупаю и специальный корм для сухопутных черепах. Раз в неделю её купаю для того, чтобы Мила набирала влагу, таким образом, она пьёт. Репортёр: Вы ошибаетесь, если думаете, что содержать в неволе сухопутную черепаху очень легко. Прежде чем купить черепаху, герой нашей программы прочёл познавательную статью в журнале и выделил основные правила содержания черепах.
- Нужно позаботиться, в чём будет жить черепаха: террариум, аквариум (без воды) или просторная коробка. Запомните, черепаха не может жить па полу. Здесь она простудится, проглотит мусор, «высохнет» под батареей.
- Необходимо позаботится о грунте для дома черепахи. Очень хорошо подойдёт сено, даже если в него она закопается и будет его есть, с нею ничего не случится.
- В доме для черепах должны быть лампы. Первая для обогрева, вторая - ультрафиолетовая. Летом её может заменить солнце.
- Обязательно следите за когтями, кожей и панцирем свое черепахи. Когда вы купите черепашку в зоомагазине, знайте, что она обезвожена, поэтому купайте её каждый день в течение недели.
Учитель: В первом классе в один из учебных дней Ваня принёс баночку, в которой сидело насекомое. И тогда впервые я увидела богомола не на картинке. Всё больше и больше нового рассказывает нам Знайка об этом насекомом. Но кое - какую информацию мы нашли сами. (Рассказывают дети).
- Например: древние греки называли богомола «прорицателем» или «пророком». Богомол считался предсказателем погоды и вестником весны.
- А я прочитал, что своё название богомол получил, скорее всего, из-за того, что подстерегая жертву, он похож на молитвенно сложившего руки человека.
- В мире известно около 2-х тысяч различных видов богомолов.
- А я слышал, что было время, когда этих насекомых объединяли в один отряд с тараканами, так как внешне они очень похожи. Однако поведение и образ жизни богомолов существенно отличается от тараканьев повадок. Богомолы являются активными хищниками и ведут одинокий образ жизни.
Ваня: Обычный богомол размер около 6-ти см в длину. Их обычная пища - насекомые. Однако в некоторых случаях такой богомол может убить и ящерицу длиной около 10 см. Для крупных тропических богомолов мелкие ящерицы, птицы, лягушки являются обычной едой.
Репортёр (в беседах о животных репортёры менялись): А, правда, что окраска богомолов интересна и разнообразна?
Ваня: Ты права, Катя. С её помощью они маскируются под среду обитания. Окраска в точности может совпадать с цветом веток, цветов, травы, листьев деревьев и камней, среди которых они прячутся. Из своих наблюдений я заметил, что если богомол неподвижен, его практически невозможно заметить. Его выдаёт только передвижение. Передвигается богомол очень медленно, но в случае опасности, может переместиться на безопасное расстояние довольно быстро, и вновь замереть на месте. Репортёр: Ваня, а как ты можешь прокомментировать то что, богомолы ведут себя агрессивно не только по отношению к другим насекомым, но и к представителям своего вида, могут даже съесть друг друга?
Ваня: Чаще всего первыми погибают самцы. Их поедает самка. Вот такая особенность в поведении эти насекомых!
(Ваня рассказать о том, как богомол не съел пчелу, а съел осу в банке).
Репортёр: А что в банке?
(Рассказ о том, как размножаются богомолы. Ваня принёс баночку, в которой все увидели кокон).
V
Репортёр: Неужели ты пытаешься поймать ужа?
Ваня: Ира, я не только пытаюсь это сделать. Как видишь, у меня это получилось. Репортёр: Расскажи о нём. Ваня: (рассказывает о том, как наблюдал за охотой ужа). VI
Репортёр: Кто из животных сейчас живёт у тебя в доме?
Ваня: черепаха, кошка. До этого времени жили: дикий хомяк, ёжик, ящерицы. Бывали ужи. Жил попугай Кеша. Он появился у нас случайно. Нам отдали его в добрые руки. Кеша любил покричать, но в руки не давался. Сильно кусался. Прожил у нас 12 лет. Но однажды упал прямо у нас на глазах и не дышит. Вот такая невесёлая история... Репортёр: Ваня, я очень хочу, чтобы у меня жил ёж. Что посоветуешь? Ваня: Полина, если ты хочешь купить себе ежа, то в первую очередь ему нужно убежище. Нельзя отпускать нового жильца свободно путешествовать по квартире. Он может запутаться в проводах, залезть туда, откуда не сможет выбраться. Поранится или испортит ценные вещи. Поэтому ежа лучше всего посадить в клетку, желательно металлическую или деревянную. Туда можно постелить солому или опилки, там же должны находиться пластиковые мисочки с едой и поилки.
Репортёр: Я хочу добавить, что питаются ежи вовсе не грибами и яблоками, а мясом и насекомыми. Ежи - плотоядные животные. Поэтому основную часть их рациона должно составлять сырое нарезанное мясо.
VII
Учитель: Друзья, мне очень хочется от Вашего имени поблагодарить Ваню за такой интересный рассказ о животных. Сегодня наш юный исследователь награждается дипломом: «За стремление к знаниям». (Награждение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?
Прочитав эту статью, Вы не только узнаете три основных типа родителей, но и определите, к какому типу можно будет отнести себя....
Программы кружков "Проектная мастерская", "Студия юного дизайнера", "Юный краевед", "Проектная мастерская для детей с ОВЗ"
Программы по дополнительному образованию...
Технологическая карта фрагмента занятия "Я - наблюдатель"из раздела «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу» по программе «Предшкольная пора»
В работе представлены формы работы по развитию наблюдательности младших школьников через сравнение объектов природы....
Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."
АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...