Рабочая программа для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Госпадинова Светлана Ивановна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. ФГОС. "Школа России". Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_shkola_rossii_3_klass.docx114.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и                                                                              Утверждена приказом

рекомендована                                                                             МБОУ Туголуковская

к  утверждению                                                                            средняя

методическим советом                                                               общеобразовательная

(дата, номер протокола)                                                             школа

______________________                                                            (дата, номер)

                                                                                                        ____________________

Рабочая программа

по окружающему миру

для 3 класса

на 2014-2015 уч. год

                                               Подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                      Госпадинова Светлана Ивановна    

с. Туголуково  2014 г

Пояснительная записка

к рабочей учебной программе по окружающему миру в 3 классе

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273
  2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и внесении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год:

       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки    

       России) от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федеральных  

       перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих  

       государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

       общего, среднего общего образования "

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Программа учебного курса комплекта «Школа России».
  3. Учебный план образовательного учреждения.
  4. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Сведения о программе. 

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы, разработанной  УМК «Школа России» Плешакова А.А.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

  1. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011.

      2.  Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014.

      3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2014.

       4. Плешаков А.А.. Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс .Просвещение, 2014.

       5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2011.

 6. CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.

Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2014.

       7.Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». – М., Экзамен, 2014

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей   программы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование. 

В данной программе включены дополнительные задания и материалы  для  закрепления изученного материала.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.  

Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Информация о количестве учебных часов:

Программа и материал УМК «Окружающий мир» рассчитаны на 68 часов в год (2 часа в неделю).

1 четверть -     18 часов

2 четверть -     14 часов

3 четверть –    20 часов

4 четверть –    16 часов

Количество часов

Количество часов

в неделю

Количество контрольных работ

Количество

проектов

Количество экскурсий

68

2

7

6

4

Используемые формы организации образовательного процесса:

Формы организации работы при изучении курса «Окружающий мир» разнообразны:

  • уроки в классе и в природе,
  • экскурсии,
  • полевые практикумы,
  • проекты,
  • домашние работы.

Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядным пособиям, применению медиаматериалов, исследовательской деятельности, ИКТ. 

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Экскурсия

Используемые  технологии обучения.

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Игровая технология;
  • Технология когнитивного обучения;

                          Здоровьесберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

• иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Социальные компетенции:

• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Виды и формы контроля:

  • проверочная работа,
  • тестирование
  • практическая работа,
  • проекты

Информация об используемом учебнике.

Учебник доработан в соответствии с ФГОС. Перед каждым раздело сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на уроке. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности в рубрике «Наши проекты». В методический аппарат каждой темы учебника включены задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Время, отведенное на изучение учебного материала

Время, отведенное на проведение контрольных мероприятий

Время, отведенное на проекты

Время,

отведенное на

экскурсии

1

«Как устроен мир»

7

1

1

        1

2

«Эта удивительная природа»

19

1

1

        1    

3

«Мы и наше здоровье»

10

1

1

4

«Наша безопасность»

8

1

1

        2

5

«Чему учит экономика»

12

1

1

6

«Путешествия по городам и странам»

12

2

1

Итого

68 часов

7

6

         4


Содержание рабочей программы

Содержание учебного материала

Наименование темы

Характеристика деятельности учащихся

Перечень контрольных

мероприятий

Как устроен мир (7ч)

Что такое природа? Человек. Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности.

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов; - устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- исследовать с помощью опытов свойства воды, воздуха и почвы, моделировать круговорот воды в природе;

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней.

раскрывать роль экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

понимать, как ведётся хозяйство в семье;

обнаруживать связи между экономикой и экологией;

рассказывать по карте о различных странах;

приводить примеры достопримечательностей разных стран. Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечки газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;

понимать, что такое экологическая безопасность;

понимать необходимость здорового образа жизни.

Проект

Проверочная работа

Эта удивительная природа (19ч) 

Тело, вещество, частицы. Практическая работа. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Практическая работа. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва? Практическая работа. Разнообразие растений. Солнце, растение и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот в жизни.

Проект

Проверочная работа

Мы и наше здоровье (10ч )

Организм человека. Как мы воспринимаем окружающий мир? Надежная защита организма. Практическая работа. Опора тела и движение. Наше питание. О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества. Это зависит от тебя. Здоровый образ жизни.

Проект

Проверочная работа

Наша безопасность (8ч) 

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Практическая работа. Опасные места. О молниях, змеях, собаках. Экологическая безопасность.

Проект

Проверочная работа

Чему учит экономика (12ч)

Для чего нужна экономика? Три «кита» экономики. Полезные ископаемые. Практическая работа. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экономика.

Проект

Проверочная работа

Путешествие по городам и странам (12ч) 

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы? Что такое Бенилюкс? В центре Европы. Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Экскурсия.

Проект

Проверочная работа

Проверочная работа


Требования к уровню подготовки обучающихся

по окончании учебного года

Обучающиеся должны знать:

  • что такое тела, вещества, частицы;
  • компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
  • компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойые, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
  • группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
  • основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Челябинской области;
  • некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
  • строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
  • основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Челябинской области, и их назначение;
  • элементарные экономические понятия;
  • названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
  • основных представителей флоры и фауны;
  • основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
  • основные дорожные знаки и их назначение;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в Тамбовской области растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  • оперировать с моделями, указанными в программе;
  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
  • составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики Челябинской области (по плану или опорным словам);
  • «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Челябинской области;

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • выполнения правил гигиены; основы здорового образа жизни;
  • выполнения изученных правил безопасного поведения в быту и на улице, правил противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; правил безопасного пути;
  • оказания первой помощи при небольших повреждениях кожи;
  • ухода за растениями (животными);
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

  1. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011.

      2.  Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2014.

      3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2014.

       4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс .Просвещение, 2014.

      5. Плешаков А.А. От земли до неба.– М.: Просвещение, 2011.

6. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2012.

7.Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.:.Просвещение,2012

8.Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2012

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования.

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для  

образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

  1. . CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2014.
  2.  Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». – М., Экзамен, 2014
  3. Ракитина М.Г. Тесты по природоведению 2(3) класс. М., ООО «Арт-диал», 2007
  4. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания/авт.-сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2009

Информационно-коммуникативные средства:

1. CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.

Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2014.

  1. http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
  2. http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
  3. http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  4. http://nachalka.school-club.ru/about/133/  (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  5. http://festival.1september.ru 

Наглядные пособия:

  1. Таблицы к основным разделам  материала, содержащегося в программе по окружающему миру.
  2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.

Материально-технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
  2. Компьютерная техника.
  3. Интерактивная доска.
  4. Видеопроектор.
  5. Экспозиционный экран.

     


Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Количество

часов

УУД

Требования к уровню подготовки

Планируемые результаты

 Как устроен мир (7ч)

1

2.09

Природа

1

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник»
  • отличия живых существ от элементов неживой природы;
  • царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы;
  • государственные символы России;
  • меры, принимаемые для охраны природы;
  • 2-3 названия исчезнувших животных;
  • некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России;

Обучающиеся должны понимать:

  • отличие человека от других живых существ;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;
  • значение природы для человека;
  • что такое общество;
  • основные экологические проблемы природы и современного общества.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
    различать объекты живой и неживой природы;
  • приводить примеры экологических связей;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир;
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагатьзадание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

6.09

Человек.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
находить сходство человека и живых существ иотличия его от животных;

3

9.09

Проект «Богатства, отданные людям».

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:
определять цель проекта;
распределять обязанности по проекту в группах;
собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;
презентовать проект;
оценивать результаты работы

4

13.09

Общество.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
определять место человека в мире;
характеризовать семью, народ, государство как часть общества;
обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
сопоставлять формы правления в государствах мира;
работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы,

5

16.09

Что такое экология.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком,прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи,рассказывать о них, опираясь на схему;
работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и

6

20.09

Природа в опасности! (экскурсия).

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравниватьзаповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;
обсуждать, как каждый может помочь природе;
работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе; участвовать в природоохранной деятельности;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

23.09

Проверочная работа по теме «Как устроен мир»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно 
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

 «Эта удивительная природа» (19ч)

8

27.09

Тела, вещества, частицы

1

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители», «разрушители»;
  • как обнаружить крахмал в продуктах питания;
  • состав воздуха, воды, почвы;
  • свойства воздуха, воды;
  • значение воздуха, воды для живых организмов;
  • отчего загрязняется воздух, вода;
  • что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым;
  • три состояния воды;
  • главное свойство почвы;
  • значение растений и животных для природы и человека;
  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
  • отличительные признаки этих групп растений;
  • как распространяются семена и плоды растений;
  • какие условия нужны для прорастания семян;
  • причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав;
  • несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России;
  • причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
  • группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
  • группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные;
  • как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
  • строение гриба;
  • какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные;
  • правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы, не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах;

Обучающиеся должны понимать:

  • что тела состоят из веществ;
  • что вещества состоят из частиц;
  • почему с кислотами нужно обращаться осторожно;
  • почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются;
  • как происходит круговорот воды в природе;
  • как происходит разрушение твердых горных пород;
  • как живые существа влияют на плодородие почвы;
  • как образуется почва;
  • как перегной превращается в соли;
  • как происходит процесс дыхания и питания растений;
  • как происходит опыление;
  • как развивается растение из семени;
  • как грибы связаны с деревьями;
  • какое значение для леса имеют грибы;
  • процесс круговорота веществ в природе;

Обучающиеся должны уметь:

  • очищать воду с помощью фильтра;
  • строить схемы цепей и сетей питания;
  • строить схемы экологических пирамид;
  • по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
классифицировать тела и вещества, приводить примерыестественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ;
наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказыватьна основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;
работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

3.09

Разнообразие веществ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в своей тетради;
работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;
работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10

4.10

Воздух и его охрана.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

7.10

Вода

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы ификсировать их в рабочей тетради);
работать в паре: находить главные мысли учебного текста,раскрывать их, используя информацию из текста;анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;
работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

11.10

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
высказывать предположения о состояниях воды в природе;различать три состояния воды в природе;
наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя;
работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлятьвзаимопроверку; моделировать круговорот воды в природе, осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13

14.10

Берегите воду! 

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;
работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с 10заданием; анализировать схему в учебнике,сопоставлять полученные сведения с информацией из текста;рассматривать фотодокументы и высказыватьсоответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды,рассказывать о загрязнении воды с помощью модели;обсуждать способы экономного использования воды;
работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

18.10

Как разрушаются камни

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;
наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении;
характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;

15

21.10

Что такое почва

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
анализировать схему связей почвы и растений; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

16

25.10

Разнообразие растений (экскурсия).

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
доказывать. Используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
знакомиться с группами растений по материалам учебника;
работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы;знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»;использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
используя книгу «Зеленые страницы», 
подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

28.10

Солнце, растения и мы с вами

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
моделировать процессы дыхания и питания растений,рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

31.10

Размножение и развитие растений

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;
наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

11.11

Охрана растений.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;
оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

20

15.11

Разнообразие животных

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;
классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
приводить примеры животных разных групп;
с помощью атласа-определителя «От земли до неба»
определять животных, изображенных на рисунках, и относитьих к определенной группе;
обсуждать рассказ История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21

18.11

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». 

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать животных по типу питания;
приводить примеры животных по типу питания;
анализировать схемы цепей питания;
характеризовать защитные приспособления растений и животных;
обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках;
обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22

22.11

Размножение и развитие животных

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать животных разных групп по способу размножения;
моделировать стадии размножения животных разных групп;
рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
обсуждать материалы книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

25.11

Охрана животных.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
с помощью атласа-определителя и электронного приложения
определять животных, занесенных в Красную книгу России;
обсуждать меры по охране животных;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне» обисчезновении насекомых;
формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
с помощью дополнительной литературы 
готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее;
создать книжку малышку «Береги животных»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

29.11

В царстве грибов

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать строение шляпочных грибов;
с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя
различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
моделировать различие грибов-двойников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25

2.12

Великий круговорот жизни

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
моделировать круговорот веществ в природе;
рассказывать о круговороте веществ на Земле;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

6.12

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно 
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч)

27

9.12

Организм человека

1

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: «органы», «система органов», нервная система», «анатомия», «физиология», «обоняние», «осязание», «ушиб», «ожог», «обмораживание», «опорно-двигательная система», «скелет», «мышцы», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия», «здоровый образ жизни»;
  • названия внутренних органов человека;
  • что изучает науки анатомия и физиология;
  • органы чувств и их роль в жизни человека;
  • из каких частей состоит скелет человека: череп, позвоночник, ребра, кости рук, кости ног;
  • строение пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник;
  • строение дыхательной системы: носовая полость, трахея, бронхи, легкие;
  • строение кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды;
  • некоторые виды инфекционных заболеваний и как уберечься от инфекции.

Обучающиеся должны понимать:

  • что деятельностью организма управляет нервная система;
  • значение кожи для тела человека;
  • значение скелета, как опоры тела человека и защиты внутренних органов от повреждений;
  • роль мышц для тела;
  • значение правильной осанки для здоровья человека;
  • процесс переваривания пищи в организме;

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила охраны зрения;
  • ухаживать за кожей: мыться с мыло и мочалкой не реже 1 раза в неделю, мыть руки перед едой и вытирать их личным полотенцем, пользоваться
    детским кремом;
  • оказывать первую помощь при небольших ранках, при ушибах, ожогах, обморожениях;
  • закаливать свой организм;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • определять наличие питательных веществ в продуктах, изучив этикетку;
  • правильно питаться;
  • определять пульс;
  • вести здоровый образ жизни;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания по анатомии и физиология человеческого организма, полученные во 2 классе;
характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника;
практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

13.12

Органы чувств

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать материал темы иготовить рассказы по предложенному плану;
распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
формулировать правила гигиены органов чувств;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

16.12

Надежная защита организма

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
практическая работа: изучить свойства кожи;
характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи;
подготовить рассказ об уходе за кожей;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

30

20.12

Опора тела и движение

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
следить за правильной осанкой на уроке вне его;
выполнять физминутки;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

23.12

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;
моделировать строение пищеварительной системы;
характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;
обсуждать правила рационального питания;
составлять меню здорового питания;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
готовиться к выполнению проекта»Школа кулинаров»

32

27.12

Дыхание и кровообращение

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания о легких и сердце, полученные во 2 классе;
характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;
моделировать строение дыхательной системы;
характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
моделировать строение кровеносной системы;
обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
практическая часть в паре: измерять пульс на запястье иподсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
работать с терминологическим словариком; 
работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33

13.01

Умей предупреждать болезни

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;характеризовать факторы закаливания;
формулировать правила закаливания;
составлять памятку по закаливанию;
составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
регулярно
 проводить закаливание своего организма;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

34

17.01

Здоровый образ жизни

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

35

20.01

Презентации проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся

36

24.01

Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно 
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Наша безопасность» (8ч)

37

27.01

Огонь, вода и газ

1

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: «диспетчер», «сервис», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • места расположения вентилей, перекрывающих воду (дома);
  • основные дорожные знаки и их назначение;
  • основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;

Обучающиеся должны понимать:

  • что деятельностью организма управляет нервная система;

значение кожи для тела человека: защита от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.
Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • быстро эвакуироваться из здания школы;
  • перекрывать вентили с горячей и холодной водой;
  • перекрывать газ в газовой плите;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • уберечься от удара молнии;
  • оказать первую помощь, если укусила змея;
  • соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах;
характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
работать с терминологическим словариком;
анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

31.01

Чтобы путь был счастливым
(экскурсия)

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;
работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;
моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

39

3.02

Дорожные знаки
(экскурсия)

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;
анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

40

7.02

Проект «Кто нас защищает»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:
находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников Полиции, пожарной охраны, МЧС;
оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;
презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

41

10.02

Опасные места

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

42

14.02

Природа и наша безопасность

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать опасности природного характера;
находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;
обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»;
характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
отличать гадюку от ужа;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

17.02

Экологическая безопасность.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать по схеме цепь загрязнения;
приводить примеры цепей загрязнения;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

21.02

Проверочная работа по теме «Наша безопасность»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно 
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Чему учит экономика»

 (12 ч)

45

24.02

Для чего нужна экономика

1

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»;
  • 7-8 названий полезных ископаемых (железная
  • руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ);
  • способы добычи полезных ископаемых;

представителей различных групп культурных растений;

  • представителей различных групп домашних животных;
  • отрасли промышленности;

Обучающиеся должны понимать:

  • в чем состоит главная задача экономики;
  • от чего зависит успех труда в экономике;
  • значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей;
  • как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность;
  • какую продукцию производит каждая отрасль промышленности;
  • от чего зависит цена товара;
  • зачем нужен государственный бюджет;
  • из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете;
  • зачем нужен семейный бюджет;
  • из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете;
  • взаимосвязь экономики и экологии.

Обучающиеся должны уметь:

  • коротко описать «рождение» какого-либо предмета;
  • определить название предложенного образца

полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое);

  • давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение;
  • определять лицевую и оборотную сторону монеты;
  • составлять простые экологические прогнозы;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

28.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
раскрывать роль науки в экономическом развитии;
работать со взрослыми: выяснить роль профессий родителей в экономике;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

3.03

Полезные ископаемые.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания о полезных ископаемых, полученных в 1-2 классах;
определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);
с помощью атласа-определителя 
готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;
работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять,какие полезные ископаемые добываются в регионе;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

7.03

Растениеводство. 

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;
практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
различать и классифицировать культурные растения;
определять с помощью атласа-определителя культурные растения;
характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;
выявлять связь растениеводства и промышленности;
исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

49

10.03

Животноводство. 

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;
классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня;

50

14.03

Какая бывает промышленность

1

характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
соотносить продукцию и отрасли промышленности;
выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
характеризовать труд работников отраслей промышленности;
работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе иливыяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;
работать с терминологическим словариком;

51

17.03

Проект «Экономика родного края». 

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:
собирать информацию об экономике своего края, города;
оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;
коллективно 
составлять книгу-справочник «экономика родного края»;
презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

52

21.03

Что такое деньги

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
раскрывать роль денег в экономике;
различать денежные единицы разных стран;
практическая работа в паре: рассматривать и сравниватьмонеты России по внешнему виду, устно описывать их;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

53

4.04

Государствен

ный бюджет

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

54

7.04

Семейный бюджет

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
выявлять сходство и различия государственно и семейного бюджета и их взаимосвязь;
определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;
моделировать семейный бюджет;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

55

11.04

Экономика и экология

1

актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;
характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
моделировать экологические прогнозы;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

56

14.04

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно 
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

1

Раздел «Путешествия по городам и странам» (11ч)

57

18.04

Золотое кольцо России

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.;
выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

58

21.04

Проект «Музей путешествий»

1

с помощью Интернета готовитьсообщение о любом городе Золотого кольца;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно-

стях

Коммуникативные:

формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

В ходе выполнения дети учатся:
собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);
оформлять экспозицию музея;
готовить сообщения (экскурсии по музею);
презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов;
с помощью дополнительной литературы 
готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59

25.04

Наши ближайшие соседи

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал учебникао странах севера Европы (каждой группе по одной стране),подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
соотносить государства и их флаги;

60

28.04

На севере Европы

1

61

2.05

Что такое Бенилюкс

1

выяснить, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

5.05

В центре Европы

1

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

12.05

По Франции и Великобритании

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, Великобритании, подготовит сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

64

16.05

На юге Европы

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

65

19.05

По знаменитым местам мира

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
обсуждать цели международного туризма;
работать с картой;
описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

66

23.05

Проверочная работа по теме «Путешествия по городам и странам»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно 
оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

67

26.05

Контрольная работа за год

1

68

30.05

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...