5. Реализация проекта. Совместное открытие новых знаний.
Стакан с водой, ложка, цветные полоски
Стакан с водой, ложка, цветные полоски
В стаканах сок, кофе, вода. Имеют этикетки с названием.
В стаканах молоко, сок, вода. Имеют этикетки с названием.
Стакан с водой, ложка, соль и сахар.
Стакан с водой, ложка.
Различные по форме сосуды на столе учителя.
Пластиковая бутылка пустая и наполненная водой.
| - Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь. (Слайд 3) - Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки и халат нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает. - Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист наблюдений». В нём уже записаны свойства, которые мы выявили у воздуха. Поэтому будем помечать знаком + присутствие данных свойств или знаком – их отсутствие. Работа в парах. Опыт 1. Прозрачность. -Попробуйте при помощи данного оборудования объяснить первое свойство. (Опустили в стакан с водой ложку, увидели полоску бумаги сквозь стакан с водой и т.д.) - Что можно сказать? Вывод: вода прозрачна (заносим в лист наблюдений) - А кому особенно важна прозрачность воды? (Подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете; живущим в воде животным (рыбам, ракам, крабам, осьминогам, тюленям и др.) Опыт 2. Цвет. -При помощи этого же оборудования сделайте вывод о следующем свойстве. (Сравнивают цвет жидкости с цветом полоски.) -О каком свойстве воды это говорит? Вывод: вода не имеет цвета, бесцветная (заносим в лист наблюдений)
Опыт 3. Запах. - Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать). - Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? - Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем. - Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.) - Какое чувство помогло вам? (Обоняние) - Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха) - Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? (вода) Вывод: вода не имеет запаха (заносим в лист наблюдений)
Опыт 4. Вкус. - Как можно еще отличить вещества друг от друга? (По вкусу) - Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их. - Вспомним правила безопасности… Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза. - Какие ощущения? (Стакан №1-молоко (сладкое) №2 – сок (кислый) №3 – вода (нет вкуса!!!) Вывод: вода не имеет вкуса (заносим в лист наблюдений) - А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить) - Где в жизни вы с этим встречались? (Чай, суп) - Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть. Физминутка Очень всем нужна вода, делай раз и делай два. Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились. Вместе на носочки встали, тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Опыт 5. Вода – растворитель. -Попробуйте объяснить следующее свойство, используя данное оборудование. (Добавляют в стакан соль или сахар, размешивают.) -Что произошло с солью (с сахаром)? (Растворились) Вывод: вода – растворитель. -Когда используем это свойство? (Это свойство воды используем, когда умывается, стираем, моем.) - Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? - Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворится? Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются (заносим в лист наблюдений) Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Опыт 6. Вода жидкая, течёт. Случайно проливаю воду. - Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.) - И что же с ней произошло на полу? (Растеклась, разлилась, расплескалась.) - Это говорит еще об одном свойстве воды … – текучести. -Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему? (Да. Потому что вода жидкая.) Вывод: вода – жидкая; течет (заносим в лист наблюдений) -Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай. - Мы доказали с вами, что вода это жидкость. (Да)
Опыт 7. Имеет ли форму. -Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода? Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится (заносим в лист наблюдений)
Опыт 8. Упругость. -Сдавите пластиковую бутылку. Результат? Другую я заполнила пластиковую бутылку водой и закрыла крышкой. Попробуйте сейчас сдавить бутылку. О каком свойстве воды это говорит? (вспомните шар, который давили) Вывод: у воды есть упругость (заносим в лист наблюдений)
Опыт 9. - Рассмотрите рисунки и предположите, как проводился этот опыт? (слайд 4) - Какой вывод сделаем? Вывод: вода почти не сжимается (заносим в лист наблюдений) - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований. -Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода) - Какими свойствами она обладает? Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист наблюдений. Лист наблюдения «Свойства воды» | Прозрачность | + | Цвет | - | Запах | - | Вкус | - | Вода – растворитель | + но не все вещества | Жидкая, течет | + | Форма | - но принимает форму того сосуда, в котором находится | Упругость | + | Сжимаемость | почти не сжимается |
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, текуча, принимает форму сосуда, упругая, сохраняет свой объём. | Обсуждают технику безопасности при проведении опытов. Выполняют исследования с помощью простого лабораторного оборудования, делают выводы по результатам опытов, фиксируют результаты своих исследований в таблице. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах; развитие самостоятельности. Познавательные: умение сравнивать, устанавливать аналогии; проводить опыты по исследованию свойств воды; обобщать, учить выделять существенные признаки природного объекта.
Коммуникатив- ные: учиться аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра в совместной деятельности. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?» (слайд 5) -В начале урока мы могли это определить? А теперь? Как определим? (Сравним свойства) - Сравним свойства этой жидкости со свойствами воды (по таблице) (С обратной стороны листа наблюдений – зелёные сигналы, если свойства схожи; потом каких больше) ПРОЗРАЧНА? ЦВЕТ? ЗАПАХ? – давайте проверим ЖИДКАЯ? ТЕЧЁТ? - наливаю в стакан. РАСТВОРИТЕЛЬ? – проверим, растворим соль ФОРМА? (УПРУГОСТЬ? СЖИМАЕМОСТЬ?) - Что осталось определить? (Вкус.) - Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества? Но я точно знаю, что это вещество безопасно. Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.) - Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Почему жидкость в сосуде – вода? (Потому что обладает всеми свойствами, все круги зелёные) | Сравнивают свойства воды и неизвестной жидкости. Делают выводы, отвечают на проблемный вопрос. | Познавательные: умение сравнивать, устанавливать аналогии; обобщать.
Коммуникатив- ные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, аргументировать |
7. Рефлексия учебной деятельности.
| - Подведем итог нашего исследования. Мы выполнили план урока? (слайд 6) - Перечислите свойства воды. - На Земле есть 2 главных вещества, без которых жизнь просто немыслима. Какие? - Сравните воздух и воду по их свойствам. Что можете сказать? (Есть сходства: бесцветные, прозрачные, не имеют вкуса и запаха, упругие, не имеют формы) - Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. - Оцените свои знания на конец урока (капельки) (слайд 7) Домашнее задание: - проработать материал учебника на с.100-101; - подобрать пословицы о воде. - А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана де Сент – Экзюпери: (слайд 8) «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете.» | Сравнивают свойства воздуха и воды, находят сходства и различия. Проводят самооценку своей деятельности на уроке. Записывают домашнее задание. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникатив- ные:строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |