Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Про кошек и собак"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок – исследования проводится с использованием деятельностного метода обучения и сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pro_koshek_i_sobak.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Про кошек и собак"
Урок – исследования проводится с использованием деятельностного метода обучения и сопровождается мультимедийной презентацией.
Деятельностная цель:
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Освоить первичные навыки проведения исследований.
Задача урока:
Расширение представлений о домашних животных.
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей кошек и собак, с некоторыми породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;
2. Расширить представления учащихся об образе жизни, повадках домашних любимцев;
Развивать речь, память, расширять словарный запас
3. Воспитывать любовь и сострадание к животным, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
Для проведения урока были привлечены следующие ресурсы:
1. Презентация (Приложение 1) с музыкальными эффектами
2. Сообщения, выполненные учащимися к уроку
3. Карточки для индивидуальной работы
4. Карточки для группы учащихся
5. Учебник окружающего мира для 2 класса
6. Выставка книг и журналов по данной теме
7. Сигнальные карточки
Оборудование: компьютер, презентация (Приложение 1) с музыкальные эффектами, сообщения выполненные учащимися к уроку, карточки, учебник окружающего мира для 2 класса, журналы, книги по данной теме.
Ход урока
1. Организационный момент. (Создание ситуации успеха)
Придумано кем-то, просто и мудро, СЛАЙД
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас сегодня весь день и весь урок
- Как называется наш урок?
- Что мы узнаём на уроках окружающего мира?
- Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?
-Кому хочется узнать больше?
Проверьте готовы ли вы к уроку: учебник, ручка, карточка, конверт с сигнальными карточками.
Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика).
Задание: «Найди ошибку», (1 ученик) работа со словарём.
Начинаем наш урок с минутки календаря: СЛАЙД
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня по плану:
дата, облачность, осадки, ветер, температура.
- Кому интересно узнать, что говорит об этих днях народный календарь?
24 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Встреча зимы, первые морозы.
Реки уходят под лед
Какие народные приметы об этом времени вы знаете?
* В ноябре зима с осенью борется.
* В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
* В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
* В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.
* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
* В ноябре тепло морозу не указ.
- Какие изменения произошли с растениями осенью?
листья
деревья
- Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
Перелётные птицы улетают на юг
Заяц и белочка меняют шубку
Медведь и ёж
Рыбы скатываются в зимовальные ямы
Глубоко в нору прячется крот.
Проверка домашнего задания:
- На какие основные группы можно разделить всех животных? СЛАЙД
звери
птицы
рыбы
насекомые
пресмыкающиеся
Приведите примеры:
Задание №1: «Помогите животному найти дорогу домой» СЛАЙД
медведь берлога
лисица нора
курицу курятник
лошадь конюшня
Взаимопроверка: +, -
Кто правильно выполнил всё задание? Поставьте + и постройте домик
- Найди лишнее животное. Почему ты так считаешь?
(тело покрыто перьями)
- На какие 2 группы можно разделить животных?
(дикие и домашние)
Проверка индивидуальной работы: Какие ошибки нашёл? Почему?
белка гусь
корова волк
медведь коза
заяц овца
- Назови отличительные признаки группы домашние животные.
- Назови отличительные признаки группы дикие животные.
- Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилище?
Попробуйте определить тему нашего урока, а помогут нам загадки:
Этот зверь живёт лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он мурлыча песнь поёт
Только мышь его боится
Угадали? Это кот СЛАЙД
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком
А хвост колечком. Собака СЛАЙД
- Какая же тема нашего урока?
- Давайте посмотрим, верно, ли мы определили тему урока? СЛАЙД
«Про кошек и собак»
Сегодня у нас урок необычный, мы будим проводить исследование.
- Как вы понимаете, что такое исследование?
- А что написано в толковом словаре Ожегова? (научная работа)
- Кто такой исследователь?
- А что написано в толковом словаре Ожегова?
(исследователь – это человек, который занимается научной работой)
Сегодня нам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди.
Каждый из вас побывает в роли исследователя.
Мы попробуем собрать всю доступную нам информацию по данной теме.
- Как вы думаете, с чего нужно начинать работы по сбору информации?
Помощник у доски СЛАЙД
1. Подумать (Что я уже знаю по этой теме?)
2. Прочитать (В книгах, журналах, энциклопедиях, в учебнике)
3. Понаблюдать
4. Посмотреть (по телевизору или в Интернете)
5. Спросить
- Что нужно сделать в конце исследования?
6. Обобщить или сделать вывод
- Как вы думаете, что мы с вами составили?
( план исследования)
Я предлагаю вместе, дружно исследовать тему «Про кошек и собак» с опорой на план исследования.
Как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему?
Значит, какая цель нашего исследования? СЛАЙД
(как можно больше узнать о кошках и собаках, их взаимоотношениях с человеком, о проблемах их жизни)
1. ПОДУМАЕМ, что мы уже знаем о кошках и собаках
- Какие это животные: дикие или домашние?
- Хищные, травоядные?
- Что мы уже знаем о собаках?
- У кого дома живёт собака?
Расскажи о своём питомце (Попова Ксения) СЛАЙД
- Какие качества собаки вы знаете? (верная, преданная)
- У кого дома живёт кошка?
- Расскажите о своём животном (Морозова Полина) СЛАЙД
- Какие качества кошки вы можете назвать? Какая она?
(любопытная, осторожная, ласковая)
Кошка – пушистый, своенравный зверёк, издавна живущий рядом с человеком. У неё очень долгая и славная история. Когда люди стали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища. Тут – то набросились на зерно мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. Её считали и божественной и коварной и святой. На самом деле – это милое, мудрое и очень ласковое существо.
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали
Дружно вытянули шеи
И как кошки зашипели
Коготочки показали
Мяу, мяу все сказали
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками прошёл
И тихонько сел за стол.
Очень часто в семьях заводят кошку или собаку, а иногда в доме уживаются кошка с собакой вместе, живут мирно и не конфликтуют.
А у кого в семье живут собака и кошка?
Расскажи о своих любимцах (Моисеенко Саша) СЛАЙД
А всегда ли кошка с собакой живут дружно?
Как ведёт себя кошка при встрече собакой?
А собака?
Какая поговорка есть в народе?
А кто любит НАБЛЮДАТЬ за своими питомцами?
А знаете ли вы кошачий язык, что означают: СЛАЙД
- Потирание головой о человека – любовь, преданность, жажда ласки.
- А кто знает кошачий язык?
- Уши поставлены вверх – любопытство
- Уши прижаты к голове – нападение
- Мурлыканье – спокойствие
- Мяуканье – приветствие, просьба
- А умеют ли кошки предсказывать погоду?
Современные учёные утверждают, что кошка легко узнаёт температуру воздуха и нас об этом извещает.
- Как она это делает? СЛАЙД (3)
А кто НАБЛЮДАЛ за собакой? СЛАЙД
- Как вы думаете, кто из диких животных является родственником собаки?
(волк) СЛАЙД
- Почему вы так думаете? СЛАЙД
Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки. Собака – наш самый верный и преданный друг, прирученный человеком в каменном веке. Первобытный человек боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху: не подкрадывается ли враг. Собака хорошо слышит, чувствует запахи, недоступные человеку. Она помогала человеку защищаться, подавая лаем сигнал тревоги.
- А все ли собаки одинаковые?
- Чем они отличаются?
(окраской и породой)
- Где можно увидеть множество кошек и собак? (на выставке)
Предлагаю вместе с Серёжей и Надей побывать на выставке кошек и собак
Работа по учебнику: с 82 СЛАЙД
Чтение I абзаца – вместе
СЛАЙД
I вариант – прочитает текст и выберет интересный материал для исследования кошек
II вариант – прочитает текст и выберет интересный материал для исследования собак
Проверка:
- Что интересное узнали?
- Сколько пород кошек?
Какие породы кошек вы запомнили?
- А сколько пород собак?
Какие породы собак вы узнали?
Какие породы вы ещё знаете?
Работа по карточкам СЛАЙД
Запишите названия пород: (не менее 3)
а) собак
б) кошек
Самопроверка: СЛАЙД
- Какие породы собак вы записали?
- Какие породы кошек?
Кто выполнил работу правильно? +
Кто затруднялся? -
Ребята, вспомните, какой кот хотел дружить с мышами? СЛАЙД
Он сегодня к нам пришёл на урок и поможет сделать упражнения для глаз.
- Какие пословицы поговорки вы знаете про кошек и собак?
ПРОЧИТАЙТЕ поговорки: СЛАЙД
Кошка в дом – счастье в нем.
Как вы её понимаете?
Собака – друг человека? СЛАЙД
Как вы понимаете?
Кому из вас хотелось завести кошку или собаку?
- Могут ли прожить домашние животные без человека?
- Почему?
Работа в группах
Составьте правила ухода за кошкой
Расскажите: какие профессии есть кошки?
Составьте правила ухода за собакой
Расскажите: какие профессии есть собаки?
Откуда появляются бездомные животные?
Как можно помочь бездомному животному?
ЗАЩИТА РАБОТ
- Кому захотелось продолжить исследовательскую работу «Про кошек и собак»
А что ещё вам бы хотелось узнать о кошках и собаках?
Дома: РАСПРОСИТЕ родителей, найдите дополнительную информацию в библиотеке, в Интернете: какие памятники поставлены кошкам и собакам и почему? Продолжите исследование учебника на стр 82-83, материал для любознательных на стр 84-85.
Итог урока:
- Кем мы сегодня были?
- Какую работу выполняли?
Сделаем вывод о нашей исследовательской работе
Я узнал … СЛАЙД
Я научился …
Я удивился …
Рефлексия: (с сигнальными карточками)
У кого сегодня всё получилось?
Кто старался, но допустил ошибки?
- Кому было сложно?
- Что было сложно?
Сегодня на уроке все хорошо поработали и получают в награду маленький подарок.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока окружающего мира по теме: "За что мы любим кошек и собак?"
Окружающий урок.1 класс.Тема: "За что мы любим кошек и собак?"...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наш класс", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе
Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"
Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...