Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Про кошек и собак"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Багаева Валентина

Урок – исследования проводится с использованием деятельностного метода обучения и сопровождается мультимедийной презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pro_koshek_i_sobak.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Про кошек и собак"

Урок – исследования проводится с использованием деятельностного метода обучения и сопровождается мультимедийной презентацией.

Деятельностная цель:

Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

Освоить первичные навыки проведения исследований.

Задача урока:

Расширение представлений о домашних животных.

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей кошек и собак, с некоторыми породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;

2. Расширить представления учащихся об образе жизни, повадках домашних любимцев;

Развивать речь, память, расширять словарный запас

3. Воспитывать любовь и сострадание к животным, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

Для проведения урока были привлечены следующие ресурсы:

1. Презентация (Приложение 1) с музыкальными эффектами

2. Сообщения, выполненные учащимися к уроку

3. Карточки для индивидуальной работы

4. Карточки для группы учащихся

5. Учебник окружающего мира для 2 класса

6. Выставка книг и журналов по данной теме

7. Сигнальные карточки

Оборудование: компьютер, презентация (Приложение 1) с музыкальные эффектами, сообщения выполненные учащимися к уроку, карточки, учебник окружающего мира для 2 класса, журналы, книги по данной теме.

Ход урока

1. Организационный момент. (Создание ситуации успеха)

Придумано кем-то, просто и мудро,             СЛАЙД

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас сегодня весь день и весь урок

- Как называется наш урок?

- Что мы узнаём на уроках окружающего мира?

- Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?

-Кому хочется узнать больше?

Проверьте готовы ли вы к уроку: учебник, ручка, карточка, конверт с сигнальными карточками.

Индивидуальная работа по карточкам  (2 ученика).

Задание: «Найди ошибку», (1 ученик)  работа со словарём.

Начинаем наш урок с минутки календаря: СЛАЙД

- Расскажите о погоде сегодняшнего дня по плану:

дата, облачность, осадки, ветер, температура.

- Кому интересно узнать, что говорит об этих днях народный календарь?

24 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Встреча зимы, первые морозы.

Реки уходят под лед

Какие народные приметы об этом времени вы знаете?

* В ноябре зима с осенью борется.

* В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

* В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

* В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.

* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

* В ноябре тепло морозу не указ.

- Какие изменения произошли с растениями осенью?

листья

деревья

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью?

   Перелётные птицы улетают на юг

   Заяц и белочка меняют шубку

   Медведь и ёж

   Рыбы скатываются в зимовальные ямы

   Глубоко в нору прячется крот.

Проверка домашнего задания:

- На какие основные группы можно разделить всех животных? СЛАЙД

звери

птицы

рыбы

насекомые

пресмыкающиеся

Приведите примеры:

Задание №1: «Помогите животному найти дорогу домой» СЛАЙД

медведь                              берлога

лисица                                нора

курицу                                курятник

лошадь                               конюшня

Взаимопроверка:               +,  -

Кто правильно выполнил всё задание? Поставьте + и  постройте домик

- Найди лишнее животное. Почему ты так считаешь?

   (тело покрыто перьями)

- На какие 2 группы можно разделить животных?

   (дикие и домашние)

Проверка индивидуальной работы: Какие ошибки нашёл? Почему?

белка            гусь

корова          волк

медведь        коза

заяц              овца

- Назови отличительные признаки группы домашние животные.

- Назови отличительные признаки группы дикие животные.

- Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилище?

Попробуйте определить тему нашего урока, а помогут нам загадки:

Этот зверь живёт лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы,

Он мурлыча песнь поёт

Только мышь его боится

Угадали? Это кот                     СЛАЙД

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком

А хвост колечком. Собака        СЛАЙД

- Какая же тема нашего урока?

- Давайте посмотрим, верно, ли мы определили тему урока? СЛАЙД

«Про кошек и собак»

Сегодня у нас урок необычный, мы будим проводить исследование.

- Как вы понимаете, что такое исследование?                                        

- А что написано в  толковом словаре Ожегова? (научная работа)

- Кто такой исследователь?

- А что написано в  толковом словаре Ожегова?

 (исследователь – это человек, который занимается научной работой)

Сегодня нам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди.

Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную нам информацию по данной теме.

- Как вы думаете, с чего нужно начинать работы по сбору информации?

Помощник у доски                                              СЛАЙД

1. Подумать (Что я уже знаю по этой теме?)

2. Прочитать (В книгах, журналах, энциклопедиях, в учебнике)

3. Понаблюдать

4. Посмотреть (по телевизору или в Интернете)

5. Спросить

- Что нужно сделать в конце исследования?

6. Обобщить или сделать вывод

- Как вы думаете, что мы с вами составили?

  ( план исследования)

Я предлагаю вместе, дружно исследовать тему «Про кошек и собак» с опорой на план исследования.

Как вы думаете,  зачем нам нужно изучать эту тему?

Значит, какая цель нашего исследования?         СЛАЙД

 (как можно больше узнать о кошках и собаках,  их взаимоотношениях с человеком, о проблемах их жизни)

1. ПОДУМАЕМ, что мы уже знаем о кошках и собаках

- Какие это животные: дикие или домашние?

- Хищные, травоядные?

- Что мы уже знаем о собаках?

- У кого дома живёт собака?

Расскажи о своём питомце (Попова Ксения)    СЛАЙД

- Какие качества собаки вы знаете? (верная, преданная)

- У кого дома живёт кошка?                                

- Расскажите о своём животном (Морозова Полина) СЛАЙД

- Какие качества кошки вы можете назвать? Какая она?

  (любопытная, осторожная, ласковая)

Кошка – пушистый, своенравный зверёк, издавна живущий рядом с человеком. У неё очень долгая и славная история. Когда люди стали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища. Тут – то набросились на зерно мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. Её считали и божественной и коварной и святой. На самом деле – это милое, мудрое и очень ласковое существо.

Физминутка:

Вы,  наверное, устали?

И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И как кошки зашипели

Коготочки показали

Мяу, мяу все сказали

  Лежебока рыжий кот

  Отлежал себе живот,

  Встал и выгнул спину в мост

  Распушил красивый хвост,

  Мягко лапками прошёл

  И тихонько сел за стол.

Очень часто в семьях заводят  кошку или собаку, а иногда в доме уживаются   кошка с собакой вместе, живут мирно и не конфликтуют.

А у кого в семье живут собака и кошка?

Расскажи о своих любимцах (Моисеенко Саша)           СЛАЙД

 

А всегда ли кошка с собакой живут дружно?

Как ведёт себя кошка при встрече собакой?

А собака?

Какая поговорка есть в народе?

А кто любит НАБЛЮДАТЬ за своими питомцами?

А знаете ли вы кошачий язык, что означают:      СЛАЙД

- Потирание головой о человека – любовь, преданность, жажда ласки.

- А кто знает кошачий язык?                                                  

- Уши поставлены вверх – любопытство

- Уши прижаты к голове – нападение

- Мурлыканье – спокойствие

- Мяуканье – приветствие, просьба

- А умеют ли кошки предсказывать погоду?

Современные учёные утверждают, что кошка легко узнаёт температуру воздуха и нас об этом извещает.

- Как она это делает?                                                  СЛАЙД (3)

А кто НАБЛЮДАЛ за собакой?                                СЛАЙД

- Как вы думаете, кто из диких животных является родственником собаки?

  (волк)                                                                           СЛАЙД

- Почему вы так думаете?                                            СЛАЙД

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки. Собака – наш самый верный и преданный друг, прирученный человеком в каменном веке. Первобытный человек боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху: не подкрадывается ли враг. Собака хорошо слышит, чувствует запахи, недоступные человеку. Она помогала человеку защищаться, подавая лаем сигнал тревоги.

- А все ли собаки одинаковые?

- Чем они отличаются?

  (окраской и породой)

- Где можно увидеть множество кошек и собак? (на выставке)

Предлагаю вместе с Серёжей и Надей побывать на выставке кошек и собак

Работа по учебнику: с 82                                    СЛАЙД

Чтение I абзаца – вместе  

                                                                                 СЛАЙД

I вариант – прочитает текст и выберет интересный материал для исследования кошек

II вариант – прочитает текст и выберет интересный материал для исследования собак

Проверка:                                                                  

- Что интересное узнали?                                      

- Сколько пород кошек?

Какие породы кошек вы запомнили?

- А сколько пород собак?

Какие породы собак вы узнали?

Какие породы вы ещё знаете?

Работа по карточкам                                         СЛАЙД

Запишите названия пород: (не менее 3)

а) собак

б) кошек

Самопроверка:                                                      СЛАЙД

- Какие породы собак вы записали?

- Какие породы кошек?

Кто выполнил работу правильно?    +

Кто затруднялся?   -

                                                   

Ребята, вспомните,  какой кот хотел дружить с мышами? СЛАЙД

Он сегодня к нам пришёл на урок и поможет сделать упражнения для глаз.

- Какие пословицы поговорки вы знаете про кошек и собак?

ПРОЧИТАЙТЕ поговорки:                                          СЛАЙД           

Кошка в дом – счастье в нем.

Как вы её понимаете?

Собака – друг человека?                                               СЛАЙД

Как вы понимаете?

Кому из вас хотелось завести кошку или собаку?

- Могут ли прожить домашние животные без человека?

- Почему?

Работа в группах

  Составьте правила ухода за кошкой

  Расскажите: какие профессии есть кошки?

  Составьте правила ухода за собакой

  Расскажите: какие профессии есть собаки?

  Откуда появляются  бездомные животные?

  Как можно помочь бездомному животному?

ЗАЩИТА РАБОТ

- Кому захотелось продолжить исследовательскую работу «Про кошек и собак»

А что ещё вам бы хотелось узнать о кошках и собаках?

Дома: РАСПРОСИТЕ родителей, найдите дополнительную информацию в библиотеке, в Интернете: какие памятники поставлены кошкам и собакам и почему? Продолжите исследование учебника на стр 82-83, материал для любознательных на стр 84-85.

Итог урока:

- Кем мы сегодня были?

- Какую работу выполняли?

Сделаем вывод о нашей исследовательской работе            

Я узнал …                                                                      СЛАЙД         

Я научился …

Я удивился …

Рефлексия: (с сигнальными карточками)

У кого сегодня всё получилось?

Кто старался, но допустил ошибки?

- Кому было сложно?

- Что было сложно?

Сегодня на уроке все хорошо поработали и получают в награду маленький подарок.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока окружающего мира по теме: "За что мы любим кошек и собак?"

Окружающий урок.1 класс.Тема: "За что мы любим кошек и собак?"...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...