Урок окружающего мира 1 класс по теме "Отчего и почему"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Беспалова Екатерина Викторовна

Урок открытия "нового знания". 1 класс Программа "Школа 20100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx184.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 1 класс

УМК Школа2100

Тема урока: Отчего и почему.

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

Цели: 

формировать целостную картину мира через элементарные причинно-следственные связи, через экологическое воспитание;

-развивать  логическое мышление;

-развивать думающую личность, учить  находить причинно-следственные связи;

-развивать речь, память.

 Оборудование:

 3 стакана с водой, пластмассовые яйца из Киндер сюрприза(с разными наполнителями), расчёска, шерстяная ткань, карточки для групп,  презентация (грома, молнии, радуги), отрывки из энциклопедии, опорные слова (причина, следствие, явление, отчего, почему)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Орг. момент Слайд1       Встало солнышко- ура!

                                          Заниматься нам пора!

                                          Учимся старательно,

                                          Слушаем внимательно!

                                           Думаем, запоминаем,

                                         Дружно руки поднимаем!

Начнем наш урок с опытов.

Возьмем  3 одинаковых стакана с водой, опустим в них пластмассовые яйца из Киндер сюрприза и посмотрим, что произойдёт. Первое яйцо утонуло, второе –наполовину утонуло, а третье- плавает на поверхности.

Предлагаю и вам поучаствовать в следующем опыте:

желающие берут расчески, трут их о волосы или о шерстяные тряпочки, а затем подносят к мелко нарезанным бумажным кусочкам. Чудо – кусочки прилипли к расческам.

- Какой вопрос возникал у вас каждый раз? (ОТЧЕГО и ПОЧЕМУ?)

 

Послушайте  сказку:

      Жили-были в стране ЯВЛЕНИЙ (слово-опора появляется на доске) мать ПРИЧИНА (слово-опора появляется на доске) и ее дочь СЛЕДСТВИЕ (слово-опора появляется на доске). Если бы не было ПРИЧИНЫ, то не было и СЛЕДСТВИЯ.  Мать и дочь были всегда неразлучны.  Куда мать, туда и дочь следом.  О чем дочь не спросит: «Почему?»- мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране ЯВЛЕНИЙ и не может быть иначе. У каждого ЯВЛЕНИЯ есть ПРИЧИНА, и у каждой ПРИЧИНЫ есть СЛЕДСТВИЕ.

- Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие?(почему?)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Чему будем учиться? (находить причину, указывать следствие, называть явления)

-Верно, тема урока «Отчего и почему»  Слайд2.

Коммуникативные УУД:

1)Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

2)Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5)формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы.

ΙΙ. Совместное «открытие» знаний.

Посмотрите на слайд (№  3). Какое явление природы видите? (гроза)

- Чем сопровождается гроза?   (гремит гром)

- Что страшнее «гром» или «молния»?

- Какой можете задать вопрос.  (Отчего получается гром?)

- На этот вопрос нам поможет ответить материал из энциклопедии. (Один из подготовленных учеников рассказывает.)    Карасёва Катя расскажет нам

Отчего получается гром?

     Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, некоторые замерзают и превращаются в льдинки. Так получаются тучи. Движение капель и льдинок внутри тучи не  останавливается. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. Верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя - отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром!

     Молнии могут поражать людей и животных, растения и дома. Чтобы уберечь здания от разрушительного действия молнии ставиться молниеотвод.

- Так что является следствием, а что причиной?

(На доске под словами опорами дети приписывают)

               ПРИЧИНА     СЛЕДСТВИЕ

                   молния     --»    гром

-Но вот налетел ветер, разогнал тучи, засияло солнце.

Два села - как берега,

А над ними - мост-дуга.

Почему ступить не может

На дугу ничья нога?

Что же это за дуга? (Радуга)     Слайд4.         

- Задайте любимый вопрос. (Почему появилась радуга?)

- Вспомните, что предшествовало появлению радуги? (Дождь и солнце)

- Чем являются дождь и солнце по отношению к радуге? (Причиной)

- Кто раскрасил радугу? На этот вопрос нам опять поможет ответить энциклопедия. (Один из подготовленных  учеников рассказывает.)Медведев Сева расскажет:

Кто раскрасил радугу?

     Огромная в полнеба дуга-арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красного до зеленого - одно из самых красивых явлений природы. Люди уже давно задумывались над происхождением радуги. Еще в древности они заметили, что если на пути белого света поставить треугольную призму из стекла, то вместо одного белого, мы увидим набор цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эта полоса цветных линий называется «СПЕКТР». В воздухе после дождя роль призмы выполняют капельки воды. Радуга появляется только после ливня, когда атмосфера насыщена множеством водяных капель и одновременно светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между Солнцем и дождем.

Давайте подарим нашим гостям разноцветную радугу!

(Можно пустить мыльные пузыри, если будет солнце)

 - Итак, что идет сначала, а что потом ПРИЧИНА или СЛЕДСТВИЕ?

                           ФИЗМИНУТКА

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

- Люди, наблюдая явления, придумали приметы.  А иногда  неправильно истолкованные причины  вызывают у людей суеверия. Так нельзя трогать жабу, потому что…(появятся бородавки - это суеверие, а на самом деле наша температура тела выше, чем у жабы и мы можем ей навредить, и от этого жаба может погибнуть)

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

1) представлять информацию в виде схемы;

2) обобщать и классифицировать по признакам;

3) находить ответы на вопросы в иллюстрации;

4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5)формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

6)формируем умение строить логические цепи рассуждений;

Здоровьесберегающие технологии

Выполняют задание, в соответствии со словами.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

 Откройте учебники на стр. 82.

Прочитаем в рамочке, что мы находим, задавая вопрос почему?

Выполним задание ниже: найдите причину;

-Винни-Пух все время ошибается  (почему?)

-Лёд в воде не тонет (почему?)    (легче воды)

-Днём светло (почему?)   (Наша планета расположена настолько близко,  что лучи солнца хорошо достигают  её поверхность. Солнце не просто светит днем, оно –то и создаёт нам день)

Прочитайте в рамочке сверху на стр.83.

Прочитайте предложения.

Сравните их ,что является причиной? что является следствием? (причина-снег тает, следствие- ручьи текут)

Поработайте в парах.

Потренируемся в поиске причин явлений.( задание на стр.83)

Проверим, как выполнили.

Что бывает раньше причина или следствие?

Посмотрите на нижние рисунки, расскажите, каков правильный ход событий.

Работа в группах.

На партах задание для групп ,повернитесь каждый к своей группе, помните правила работы в группе

Задание группе №1

Вскройте конверт, подумайте, кто мог написать такую жалобу. Определите причины жалобы и следствия.

Составьте советы разумного поведения.

     Я всегда рад помочь людям. Дать пищу. Дрова для обогрева жилища, помочь построить новые дома. Но человек стал злоупотреблять моей добротой. Напиленные доски гниют под дождем, сделанная из меня бумага используется небрежно, даже туристы, отдыхающие у меня, портят мое здоровье - разбрасывают мусор. Топчут несъедобные грибы, шумят, пугая этим и зверей, и птиц, ломают от безделья кусты и молодые деревья. А хуже всего оставляют костры. От их бездумных действий я очень страдаю.

Задание  группе №2.Рассмотрите рисунки. Подберите подписи к ним. Установите причину и следствие.

                                                                                                                                                                             

мусордымвода

Задание группе №3.

Соедините карточки: сначала причина, затем следствие.

Пошел дождь                                            небо затянуло тучами

В цветке спрятан нектар                         пчела летит  к цветку

Поздно лег спать                                      опоздал в школу

Птицы улетают на  юг                              дни  становятся короче

Давайте проверим работу в группах, выступает 1 ученик от группы.

4) ориентироваться на развороте учебника.

Личностные УУД:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) формируем способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности; 3)формируем способность оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

5)формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

1)доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

2)слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

3)совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

4)осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

ΙV. Итог урока.

 Подведём итог нашего урока.

- Сделайте вывод по уроку, вставив ключевые слова урока. (Текст с пропусками записан на доске)  Дети выходят к доске, берут нужную карточку-слово и прикрепляют.

_(причина)___________ всегда раньше _(следствия)______________.

Если _(причину)________________ устранить, то не будет __(следствия)____________.

У явления может быть не одна _(причина)________________  , а несколько.

- Где в жизни вы сталкиваетесь с причинами и их следствием?  (на тренировке ,на кружке…)

- Если  и в дальнейшем ваши умы будут пытливыми, то на все вопросы «отчего?» и «почему?» вы сможете найти ответ, а урок окружающего мира вам в этом поможет. Вы сможете раскрыть тайну проделанных в начале урока опытов.

Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке

Если вы поняли тему и можете объяснить  другому поднимите смайлик с улыбкой.

Если поняли, но немного сомневаетесь в своих знаниях -2

                             *    

Если нужна помощь -3

- Сообщите о результатах работы.

– Что узнали нового.

– Что для вас было наиболее интересным?

– Как называют людей, которые задают много вопросов? (Почемучки, любознательные, любопытные.)

– А как вы думаете, в чём отличие любознательного человека от любопытного?

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям) и ещё значение слова-любопытство, стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

– Когда вам понадобятся знания, открытые сегодня на уроке?

Регулятивные УУД:

        1) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

        2)контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3) начальные формы рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Отчего и почему"

Конспект урока окружающего мира на тему: "Отчего и почему"...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Почему и зачем?» Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Конспект урока окружающего мира «Почему и зачем?» Почему нужно чистить зубы и мыть руки? с использованием здоровьесберегающих технологий...