Программа по окружающему миру УМК Гармония 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Программа по окружающему миру УМК Гармония 2 класс соответствует требованиям ФГОС. Программа включает в себя календарно - тематтическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» во 2 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, примерной авторской программой общеобразовательных учреждений Поглазовой О.Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2012 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Содержание программы курса «Окружающий мир» во 2 классе рассчитано на 68 часов. Количество часов в неделю – 2.
В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, а также знания по курсу ОБЖ, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Основными целями образовательного процесса являются:
• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
• развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
• ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
• усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
• освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
• формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
• воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Линиями интеграции содержания служат следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1-2 классы).
В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе.
С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение-аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.).
Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с рисунками и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах села и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы).
Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
- Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 учебных часов, из расчёта два часа в неделю.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. По серии вопросов по конкретной теме курса учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбора ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п..
Графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями: основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Методы:
Сравнения, обобщения, классификации, выделение существенных признаков, программированный метод обучения.
Учебно-тематический план
Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Человек и природа | 13 ч |
2 | Человек и общество | 12 ч |
3 | Природа вокруг тебя | 29ч |
4 | Твоя Родина | 14 ч |
ИТОГО | 68 часов |
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе
ученик должен:
Знать:
- понятия: звезда, планета, спутник, созвездие;
- равнина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото,
- пруд, водохранилище;
- семья, родственники;
- Родина, государство, столица, конституция, права, обязанности;
- город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия;
- правила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе;
- способы сохранения и укрепления здоровья.
Уметь:
- объяснять, какие объекты окружающего мира относятся к живой и неживой природе,
- к изделиям человека;
- чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов;
- чем человек отличается от животных;
- какие черты характера делают человека красивым;
- чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода;
- что такое родной край;
- положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;
- приводить примеры объектов неживой и живой природы;
- изделий человека;
- естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши;
- государственных законов и праздников, городов России;
- объектов городского хозяйства и культурных центров;
- наземного, водного и воздушного транспорта;
- профессий;
- народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России;
- называть государственные символы, столицу государства, достопримечательности родного села;
- вести наблюдения в природе, в быту, в городе;
- обобщать знания в простых схемах и таблицах.
Осознать:
- значение Солнца, воды для всего живого на Земле;
- что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать;
- что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;
- человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями;
- красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;
- что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны;
- все профессии важны и нужны;
- что жизнедеятельность людей может разрушить природу, но может оберегать и сохранять ее;
- Россия – многонациональное государство, где все народы равны между собой, и надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
- край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить;
- что в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.
Планируемые результаты освоения предмета
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 2 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир».
У второклассника продолжат формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
•осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.
У второклассника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;
•эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
• осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Второклассник продолжит учиться:
• организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных
видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с
контурными картами и др.);
• принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Второклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник продолжит учиться:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
•осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Второклассник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник продолжит учиться:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Второклассник получит возможность научиться:
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнера;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») второклассник научится:
•различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты
природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие) на примере Солнца, Земли, Луны;
•описывать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
•сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира;
• различать части холма, реки;
•различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря);
•использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для
характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и на-
правления ветра);
•находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и озёра России;
•объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
• находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
•выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
• использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; .
•исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела).
Второклассник получит возможность научиться:
•рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
•вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
• объяснять отличия человека от животных;
- готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
•моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
• участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» второклассник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
•рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов
семьи, из фотографических альбомов и др.;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный.центр;
•понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
•готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- объяснять, что такое Конституция;
- различать прошлое и настоящее;
• рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного села.
Второклассник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным, к людям с
нарушением здоровья; - различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
•составлять родословную своей семьи;
•объяснить символический смысл цветных полос российского флага, изображений на
гербе России, Москвы, своего региона;
•использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной ин-
формации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских
праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
•изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
•моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни второклассник научится:
•осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
•оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
• соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах;
• соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
• составлять и выполнять режим дня.
Второклассник получит возможность научиться:
• сохранять здоровье своего организма, органов чувств;
•следовать правилам здорового образа жизни;
Учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы
УМК для учащихся.
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях для 2 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012
Литература для учителя.
Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Поглазова О.Т. Тестовые задания «Окружающий мир» – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» интегрированный курс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Поглазова О.Т. Итоговые контрольные работы. Начальная школа: приложение к еженедельной газете «Первое сентября».
Печатные и другие пособия
– таблицы (строение растения, организм человека и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов и др.);
– географические карты (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) ;
- атлас географических и исторических карт;
- адаптированная карта звёздного неба;
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
- посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки, воронки, подносы, пластиковые ножи, палочки и др.);
- измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик, настольная , лупа, бинокль, термометр, компас); фильтры, магниты, детские воздушные шарики,
-объёмные геометрические фигуры, предметы симметричной и несимметричной форм, обладающие и не обладающие магнитными свойствами;
-мука, соль, сахарный песок и рафинад, подсолнечное масло, крахмал;
-песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть;
-части растений (веточки, шишки, листья, плоды (муляжи), семена подсолнечника, пшеницы, гороха, фасоли, кукурузы, огурца и др.), муляжи грибов.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
2 часа в неделю (68 уроков)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Планируемые результаты | Задание | Дата | |
Предметные | УУД | ||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОРДА (13 часов) | |||||||
1 | Окружающий мир. Повторение изученного. | 1 | - работа с информационными источниками (учебником и тетрадью с печатной основой); - самостоятельная работа; - работа в группах; - работа в парах при выполнении совместных заданий; | Знать: – понятие «природа»; – что природные тела делятся на две большие группы (живые и неживые); – что информацию об – что такое здоровье; Уметь: – понимать и объяснять назначение окружающих предметов; – приводить примеры – перечислять изделия человека и предметы живой природы. – приводить примеры растений и животных Красной книги России, Ставропольского края; – рассказывать, кто и где работает; – охранять природные богатства. – выполнять правила гигиены и охраны здоровья; – соблюдать режим дня; – рассказывать о своем режиме дня. – объяснять, здоровью каких органов чувств человек наносит вред, если не соблюдает определенные советы и правила гигиены; – называть правила гигиены и охраны здоровья. | Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - проявление интереса к деятельности, к школе. Регулятивные: -способность ориентироваться в пространстве и во времени; - умение воспринимать информацию. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя и самостоятельно; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя и самостоятельно. 2. Логические - анализ ситуаций. Коммуникативные: - умение работать в парах, малых группах, самостоятельно и индивидуально. | Часть 1. С. 3-5 | |
2 | Что нас окружает. | 1 | С. 6-7 | ||||
3 | Человек – часть живой природы. | 1 | С. 8-9 | ||||
4 | Человек – разумное существо. | 1 | С. 10-11 | ||||
5 | Человек - изобретатель. Виды транспорта. | 1 | С. 12-14 | ||||
6 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья. | 1 | С. 15-18 | ||||
7 | Органы чувств, их гигиена. | 1 | С. 19-21 | ||||
8 | Органы чувств, их гигиена. | 1 | С. 22-24 | ||||
9 | Органы чувств, их гигиена. | 1 | С. 25-28 | ||||
10 | Чистота – залог здоровья. | 1 | С. 29-31 | ||||
11 | Зелёная аптека. | 1 | С. 32-35 | ||||
12 | Азбука безопасного поведения. | 1 | С. 36-44 | ||||
13 | Обобщение по разделу «Человек и природа» | 1 | |||||
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (12 часов) | |||||||
14 | Человек – член общества. | 1 | - работа с информационными источниками (учебником и тетрадью с печатной основой); -устный опрос, работа в парах; - работа в группах; - самостоятельная работа; | Знать: – понятие «профессии»; - чем занимается эколог. - к какой части окружающего мира относится человек. - понятия «семья», «родственники», «поколение», «многодетная семья»; - семья – основа человеческого общества, это группа близких родственников, живущих вместе. Уметь: – называть профессии людей; – объяснять, какого человека ты считаешь красивым; – рассказывать о красивых поступках человека; – анализировать поступки детей и героев литературных произведений. – называть отличия человека от млекопитающих; – объяснять, для чего люди общаются; – разыгрывать одну из сценок для одноклассников; – составлять правила общения; – общаться с одноклассниками. - историю фамилии, имени, отчества. – называть членов своей семьи; – объяснять происхождение фамилий. Уметь: – рассказывать о реликвиях своей семьи; – рассказывать о потомственных профессиях в семье; – составлять пословицы о семье. | Личностные: - проявление интереса к предмету. Регулятивные: -способность ориентироваться в пространстве и во времени; - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя и самостоятельно; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя и самостоятельно. 2. Логические: - анализ отличия здорового и нездорового образа жизни. Коммуникативные: - умение работать в парах и индивидуально; - умение задавать вопросы. Личностные: - проявление интереса к происхождению своей фамилии; - родословной своей семьи; - к семейным реликвиям; - гордость за свою семью. | С. 45-48 | |
15 | Разнообразие профессий людей. | 1 | С. 49-51 | ||||
16 | Как мы общаемся. | 1 | С. 52 – 54 | ||||
17 | Как мы общаемся. | 1 | С. 55-56 | ||||
18 | Правила этикета. | 1 | С. 57-62 | ||||
19 | Красота человека. | 1 | С. 63-66 | ||||
20 | Хорошее настроение. | 1 | С. 67-69 | ||||
21 | Твои друзья. | 1 | С. 70 – 73 | ||||
22 | Твоя семья. | 1 | С. 74 – 79 | ||||
23 | Семейные заботы и традиции. | 1 | С. 80 – 83 | ||||
24 | Семейные заботы и традиции. | 1 | С. 84-86 | ||||
25 | Обобщение по теме «Человек и общество». | 1 | |||||
ПРИРОДА ВОКРУГ ТЕБЯ (29 часов) | |||||||
26 | Кто и как изучает природу. | 1 | - работа с информационными источниками (учебником и тетрадью с печатной основой); - самостоятельная работа; - работа в группах; - устный опрос, работа в парах; - практическая работа; -коллективная работа; - работа в малых группах; | Знать: – кого называют учеными; как ученые познают окружающий мир. - природные тела и явления. – понятие «звезда». – название нашей планеты Земля; – что Земля имеет шарообразную форму. - Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. – что Луна – самое близкое к Земле космическое тело; – Луна – естественный спутник Земли. – что вокруг Солнца вращаются большие и малые планеты, кометы и другие твердые тела; – что глобус – модель Земли; - что изучает наука география; - понятия «материки», «океаны»; - условные обозначения на карте полушарий. – чем различаются плоская и холмистая равнины; – как люди борются с оврагами; – каким цветом на карте изображены горы. – понятие «материки»; – что Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Тихий океан, Атлантический океан и Южный океан – это части Мирового океана. – что пресная вода находится в реках, озерах, болотах и ледниках; – река – это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле. - что озеро – естественный водоем, углубление (котловина), постоянно заполненное водой. Уметь: - называть способы изучения окружающего мира (опыты, наблюдения, исследования); – наблюдать за изменениями неба. - определять вид облаков; – называть тела и явления природы; – объяснять, почему облака называют «небесными странниками»; – находить сходство и различие снегопада и тумана; – выполнять модели перистых облаков. – устанавливать связи неживой и живой природы; – объяснять причину смены дня и ночи, причину смены времен года; – располагать времена года в определенной последовательности; – рассматривать модель Земли; – работать с глобусом. – показывать, как вращаются Земля и Луна вокруг своих осей. – описывать вид земной – находить на глобусе или карте полушарий все материки и океаны Земли; – определять, на каком материке находится Россия; – указывать, каким цветом обозначены на карте разные участки земной поверхности. – называть части гор – называть и показывать на карте моря и океаны; – называть моря, которые находятся в России; – составлять правила безопасного поведения на водоеме; – рассказывать, как сохранять чистоту морей. – рассказывать об образовании водопадов и родников; – определять части рек (русло, исток, устье, притоки) – обсуждать, как образовались озера; – описывать озера родного края; – рассказывать о значении водоемов для растений, животных, человека; – охранять водоемы. | Личностные: - проявление интереса к изучению природы; - природным явлениям; - окружающему миру; Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся и планировать её выполнение. Коммуникативные: - умение работать в парах и индивидуально; - умение формулировать свою точку зрения; -умение задавать вопросы. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя. 2. Логические: - анализ связи живой и неживой природы; - смены дня и ночи; - причину смены времен года. Личностные: - проявление интереса к новому учебному материалу; -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся и планировать её выполнение. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя. 2. Логические -рассуждение в форме связей простых суждений об объектах и их свойствах и связях. Коммуникативные: - умение работать в парах и индивидуально; - умение формулировать свою точку зрения. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; - адекватная оценка правильности ее выполнения; -умение организовывать свою работу и работать самостоятельно. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя. 2. Логические - сравнивать, анализировать, обобщать, выделять связи между живой и неживой природой. Коммуникативные: - умение работать в парах и индивидуально; - умение формулировать свою точку зрения; -умение задавать вопросы. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 2. Логические - установление причинно- следственных связей. | С. 87-91 | |
27 | Природные тела и явления. | 1 | С. 92 – 95 | ||||
28 | Разнообразие облаков. | 1 | С. 96 – 97 | ||||
29 | Что такое солнце. | 1 | С. 98 – 100 | ||||
30 | Что такое солнце. | 1 | С. 101 – 103 | ||||
31 | Звёздные узоры. | 1 | С. 104 – 108 | ||||
32 | Небесные гости. | 1 | С. 109 - 110 | ||||
33 | Земля – планета. | 1 | Часть 2. С. 3-6 | ||||
34 | Земля – планета. | 1 | С. 7 – 9 | ||||
35 | Движение Земли. | 1 | С. 10 - 11 | ||||
36 | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | С. 12 - 13 | ||||
37 | Исследования Луны. Человек на луне. | 1 | С. 14 – 15 | ||||
38 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца. | 1 | С. 16 – 17 | ||||
39 | Разнообразие космических тел. обобщение по теме. | 1 | |||||
40 | Поверхность Земли. | 1 | С. 18 – 21 | ||||
41 | Поверхность Земли. Материки и океаны. | 1 | С. 22-23 | ||||
42 | Плоские и холмистые равнины. | 1 | С. 24 – 27 | ||||
43 | Горы и их разнообразие. | 1 | С. 28 – 30 | ||||
44 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. | 1 | С. 31 – 32 | ||||
45 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. | 1 | С. 33 – 34 | ||||
46 | Вода на Земле. | 1 | С. 35 – 38 | ||||
47 | Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек у людей. | 1 | С. 39 – 41 | ||||
48 | Пресные водоёмы. | 1 | С. 42-43 | ||||
49 | Озёра, пруды, болота. | 1 | С. 44-46 | ||||
50 | Пресные водоёмы. | 1 | С. 47-49 | ||||
51 | Значение воды для всего живого на Земле. | 1 | С. 50 – 52 | ||||
52 | Царь-водица. | 1 | |||||
53 | Водоёмы родного края. | 1 | |||||
54 | Обобщение по теме «Природа вокруг тебя» | 1 | |||||
ТВОЯ РОДИНА (14 часов) | |||||||
55 | Родина. Родной край. | 1 | - работа с информационными источниками (учебником и тетрадью с печатной основой). -коллективная работа. - работа в парах и по группам. - самостоятельная работа. - практическая работа. | Знать: – где ты родился, где живешь; – что называют малой родиной; – что является Родиной для всех жителей нашей страны. Знать государственные символы России (флаг, герб, гимн). Знать слова «конституция», «право», «обязанности», «закон». - название столицы России – Москва. - об истории письменности на Руси. - правила безопасного поведения в природе. Уметь: – рассказывать, какими способами передают информацию на расстоянии; - рассказывать о музеях родного края, села. – анализировать виды транспорта; – определять виды транспорта (наземный, воздушный, подземный, водный); – работать с географической картой; – готовить сообщение об одном из государственных символов России; – объяснять слова из гимна России; - рассказывать историю герба России. – рассказывать о своей малой Родине; – называть, люди каких национальностей живут – называть города-герои; – рассказывать, чем различаются условия жизни селянина и горожанина; – сравнивать постройки в городе и селе; – объяснять, почему в городе строят многоэтажные дома; – описывать маршрут до школы; -называть виды транспорта в городе и селе. – рассматривать формы листьев, цветов; – находить в окружающем мире симметричные предметы; - вырезать симметричную фигуру из бумаги; | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся и планировать её выполнение. Коммуникативные: - умение работать в парах и индивидуально; - умение формулировать свою точку зрения; -умение задавать вопросы. Личностные: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; - адекватная оценка правильности ее выполнения; -умение организовывать свою работу и работать самостоятельно. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя и самостоятельно; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя и самостоятельно. 2. Логические - сравнивать, анализировать, обобщать, выделять связи. Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение и позицию; - использование монологической и диалогической речи. Личностные: - проявление интереса к проблемам современного города; - стремление соблюдать правила безопасного поведения в городе; - знать и применять правила соблюдения чистоты в городе. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся и планировать её выполнение.
| С. 53 – 58 | |
56 | Российская Федерация. Государственные символы. | 1 | С. 59 – 61 | ||||
57 | Законы России. Государственные праздники. | 1 | С. 62 – 67 | ||||
58 | Столица России. | 1 | С. 68 – 71 | ||||
59 | Российские города. | 1 | С. 72 – 76 | ||||
60 | Горожане и селяне. | 1 | С. 77 – 78 | ||||
61 | Проблемы современного города. | 1 | С. 79 – 82 | ||||
62 | Проблемы современного города. | 1 | С. 83 – 89 | ||||
63 | Путешествие по залам музеев. | 1 | С. 90 – 95 | ||||
64 | Путешествие по залам музеев. | 1 | С. 96 – 101 | ||||
65 | Мир искусства. | 1 | С. 102 – 103 | ||||
66 | Красота природная и рукотворная. | 1 | С. 104 – 106 | ||||
67 | Красота природная и рукотворная. | 1 | С. 107 - 109 | ||||
68 | Что узнали, чему научились. Контрольная работа (итоговая) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Составлена на основе учебников старого образца, поэтому тематическое планирование может не совпадать с новыми учебниками....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная разработка содержит пояснительную запис...
Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК "Гармония"), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 2 класс
Программа создана в соответсвии с ФГОС....