Первоцветы
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Лихицкая Наталья Николаевна

Внеурочное мероприятие по экологии для детей 8-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvety.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр»

Конспект экологического урока

«Не губите первоцветы!»

                                                                                                                                                                                     

Лихицкая Н.Н.

Олейник О.Б.

 учителя начальных классов

МБОУ «ООШ №7»

 

Старый Оскол – 2013г.

Пояснительная записка

 Цель: познакомить обучающихся с первоцветами, помочь осознать возникающие проблемы сохранения первоцветов и находить вместе с детьми оптимальные пути их решения.

Задачи: - формировать первоначальные знания об исчезновении некоторых видов растений на Земле, экологическое мышление и умение правильно вести себя в  природе;

               -развивать творческое воображение, используя продуктивную деятельность обучающихся;

               -воспитывать бережное отношение к первоцветам, любовь к природе, экологическую зоркость .

 Метод проведения: словесно - наглядный, проблемно – поисковый, творческо-деятельностный.


Оборудование: книги о природе, фотографии, открытки, рисунки с изображением первоцветов, листовки в защиту первоцветов. Фломастеры, карандаши, краски, альбомные листы.

Возраст обучающихся: 8-9 лет.

Условия для проведения: кабинет ИЗО

       

Методические советы на подготовительный период.

 Дети, под руководством учителя разучивают стихи, формулируют правила поведения в природе, подбирают фотографии и иллюстрации, Продумывают и готовят костюмы первоцветов . Желательно подготовить музыкальное сопровождение, которое создаёт определённое настроение, а также заполняет случайные паузы.

     

План проведения урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Беседа о первоцветах.

3.Живая картинка.

4.Физкультминутка.

5.Работа над правилами.

6.Самостоятельная творческая работа.

7. Викторина о первоцветах.

8.Рефлексия.

Экологический урок «Не губите первоцветы!»

 Цель: познакомить обучающихся с первоцветами, помочь осознать возникающие проблемы сохранения первоцветов и находить вместе с детьми оптимальные пути их решения.

Задачи: -формировать первоначальные знания об исчезновении некоторых видов растений на Земле;

               -развивать творческое воображение, используя продуктивную деятельность обучающихся;

               -воспитывать бережное отношение к первоцветам, любовь к природе, экологическую зоркость .

Оборудование: книги о природе, фотографии, открытки, рисунки с изображением первоцветов, листовки в защиту первоцветов. Фломастеры, карандаши, краски, альбомные листы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Люди, поклоняясь цветам, отдавали им дань в легендах и сказках.
Поэты посвящали первоцветам стихи, писатели писали поэтичные рассказы.

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и ромашковые поля.

Да, к сожалению,  человек  без меры пользуется богатствами природы. И теперь в нашем мире многие растения почти исчезли. Давайте все вместе "повернемся лицом к природе", сохраним растения, которые еще растут в лесах, на лугах и болотах.  От нас с вами зависит - увидят ли их наши потомки!

2. Беседа о первоцветах.

 Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. Они первыми появляются из под снега.

-Знаете ли вы, что такое первоцветы? 

-Почему же эти растения зацветают первыми?

- Какие первоцветы растут в нашей местности?

(Ответы детей)


-Первоцветы - первые цветущие растения. Первыми раскрываются цветы мать - и - мачехи, сон-травы, ветреницы дубравной, ветреницы лютиковой, гусиного лука, купальницы европейской, медуницы. Позднее зацветает ландыш майский, звездчатка дубравная. 

-Первоцветы это не только красиво цветущие растения, радующие нас после долгой холодной зимы. Многие из них являются лекарственными растениями. 

-С первоцветов собирают пыльцу пчёлы и бабочки.

-Молодцы, ребята, начальный багаж знаний о первоцветах у вас есть, а теперь, давайте послушаем, что нам расскажут сами растения.

3.Живая картинка ( дети озвучивают цветы)

 Мать -и –мачеха: 

-Я появляюсь самой первой, как только сойдёт снег. На голой, бурой земле появляются мои золотисто - жёлтые цветки. Секрет в том, что расцветаю я под снегом. Раскрываю свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни я сплю, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Своё название я получила за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная - «мачеха», а нижняя - мягкая, тёплая - «мать».

Медуница:

-Цвету я рано. Не успеет сойти снег, как появляются мои короткие стебельки с красивыми заметными цветками. Я интересна тем, что у меня на одном и том же стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки, так как в них больше нектара. В розовых цветках нектара ещё нет, а в синих нектар уже иссох. Своё название я получила за цветки, в которых много нектара.

 Ландыш:

-Я являюсь лучшим цветком леса. Мне, маленькому серебристому цветку, посвящались легенды, стихи, сказания. Каждый мой цветок кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся тонкий аромат.

Подснежник:

-Я появляюсь из-под снега, откуда и получил своё название. В нашем лесу подснежников мало. Для того чтобы их увидеть нужно, быть наблюдательным в лесу. У подснежника цветок белого цвета.

Пролески.

-Нас в народе называют подснежниками. Да, пролески, как и подснежники, появляются из-под снега, но цветки наши окрашены в синий цвет. Пролесков в нашем лесу много, но рвать нас охапками нельзя, потому что мы находимся под охраной.

Учитель: Берегите первоцветы –

                Лета первые шаги.

                Ранним солнцем чуть согреты -

                Это первенцы земли!

                Вот они —

                Мать -и - мачеха, подснежник...

                Словно звёзды, светятся в траве.

                Ты придёшь, сорвёшь... и не заметишь,

                Как погаснет радость на земле.

4.Физкультминутка

 Подвижное упражнение « На лужайке».
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
1,2,3,4, раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи, мы резвы и горячи
. 

5.Работа над правилами.

-Ребята, а вы срываете первоцветы?

- Конечно, нет, я в этом была уверена.

- Давайте нарисуем листовки в защиту первоцветов, расклеим их по нашей

улице, чтобы и другие люди поступали также.

- А помогут вам правила, написанные на доске и рассказанные ребятами.

 Запомните эти правила!

(Запись на доске )

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов!

3. Не вырывайте первоцветы с корнем!

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!

 (Дети рассказывают правила)

1-й ученик:

Отправляясь на тропу,

Зарубите на носу:

Порядок должен быть в лесу.

2-й ученик: 

Если я сорву цветы,

Если ты сорвешь цветы,

Если вместе вы и мы,

Если все сорвём цветы-

Не останется природы,

И не будет красоты.

3-ученик: 

Береги ты всё живое рядом

И на всё смотри хозяйским взглядом

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете
.

 4-ученик:

 Друзья! Будьте щедры и великодушны, 

Оставляйте Земле ее цветы.

Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас.

Учитель:

Вот и подснежников белые глазки

Смотрят в проталинах снега в лесу,

В шёпоте нежном, тихом и ласковом

Жизни начало и трепет несут.

6.Самостоятельная работа детей над листовками.

-А теперь, ребята, приступим к работе. Не жалейте ярких красок и мудрых слов.

7.Викторина о первоцветах.

-Пока наши помощники помогут нам оформить выставку наших листовок, мы с вами проведём викторину.

  

  1. Какой цветок зацветает самый первый и при том без листьев? 

( Мать - и - мачеха).

  1. Будто снежный шар, бела,

    По весне она цвела,

    Нежный запах источала.

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна. 

    ( Черемуха)

    3.Белые горошки на зеленой ножке.

    (Ландыши)

    4. Из-под снега вышел друг, и весной запахло вдруг?

    (Подснежник)

    5. Как грустно-

    Сто лет без движенья.

    В воду - глядеть 

    На свое отраженье

    Свесила гибкие ветви с обрыва

    Нежная, тихая, грустная 

    (Ива)

    -Молодцы, ребята, материал экологического урока усвоили, а теперь давайте сделаем вывод .

8. Рефлексия.

-Посмотрите, какая содержательная выставка у нас получилась. Дети поочерёдно читают свои листовки.

Учитель:

- Растительный мир нашей страны богат и разнообразен, но было бы непростительной ошибкой полагать, что природная кладовая неисчерпаема. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.  Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз и душу всех, кто придет следом за нами.

 Методические советы организаторам  и постановщикам.

      Данный урок лучше проводить в кабинете ИЗО  с использованием принадлежностей для художественного творчества детей. Эстетическое оформление кабинета, фотографии и картинки первоцветов – способствуют эмоциональному настрою обучающихся. Здесь же можно оформить стенд «Первоцветы Белгородской области», выставку листовок.                                   Чтецов и участников выбрать с хорошими речевыми данными.  Не следует проводить мероприятие в помещении, где стоит ваза с живыми цветами.        

Методические советы на период ближайшего последствия

     При подведении итогов мероприятия следует обратить внимание на практическое решение данной проблемы.

     Организовать выступление перед обучающимися среднего звена и воспитанниками детского сада.

     Развесить листовки в своём микрорайоне. 

Список литературы.

1.Планета – наш дом. Мир вокруг нас: Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / под ред.                    Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.

2.Материалы сайтов из Интернета (oskolregion. ru и т. д.).

3. «Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия»/ авт.- сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Первоцвет"

Задачи:1. Образовательные:1.1.          Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;1.2....

Статья о первоцветах

Моя статья  для СМИ...

Путешествие с муравьём Вопросиком в мир первоцветов родного края.

Презентация содержит сведения о первоцветах, направлена на формирование основ экологической культуры....

Интегрированный урок по чтению и изо по теме "Весение первоцветы"

Данный урок был дан в рамках проведения открытого методического объединения для учителей начальных классов ЦО №491 в апреле 2011 года. Урок проводился в классе по ИЗО и художественному труду двумя ...

Первоцветы

Эту презентацию можно использовать на уроках "Окружающего мира" в 4-ых классах...

Классный час "Берегите первоцветы"

Традиционно провожу классные часы разной тематики. Они прекрасно дополняют материал, пройденный на уроках и развивают познавательнуу активность ребят.Задачами представленного классного часа счит...

КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"

КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"...