Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс (ФГОС).
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

РП и КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                     УТВЕРЖДАЮ

             Директор МОУ «СОШ №9

приказ от_____________№________

_______________ / Гафурова Л.Н./

«______» ______________ 2015 г.

                     

Рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 4 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2015 год

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная  записка

         Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешаков Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2011г.

         Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. 4 класс —68ч (34 учебные недели).

Основное содержание программы.

Раздел «Земля и человечество». (9 ч).

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Изучение планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года.

Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды.

Понятие о географии как науке и географических объектах. История создания карт, глобуса.

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений.

Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление. «Лента времени».

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения.

Понятие о Всемирном наследии и его составных частях.

Наиболее значимые объекты Всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

Раздел «Природа России». (10 ч).

Формы земной поверхности России. Равнины. И горы. Вулканы. Ильменский заповедник.

Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник.

Карта природных зон России. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.

Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.

Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах

Роль леса в природе и в жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Правила поведения в лесу.

Зона степей и её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны.

Пустыни и их природные особенности. Растительный и животный мир пустынь. Экологические проблемы пустынь и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли».

Зона субтропиков и её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья. Привил безопасности во время отдыха у моря.

Раздел «Родной край – часть большой страны». (15 ч).

Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.

Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.

Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.

Полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.

Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.

Лес – сложное единство живой и неживой природы. Природное сообщество смешанного леса.

Экскурсия №1 в природное сообщество родного края смешанного леса.

Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.

Экскурсия №2 в природное сообщество родного края луга.

Природное сообщество пресных вод. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.

Экскурсия №3 в природное сообщество родного края пресных вод.

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций.

Раздел «Страницы Всемирной истории». (5 ч).

История первобытного общества. Первобытное искусство.

История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки.

Средние века в истории Европы. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

Новое время в истории Европы. Великие географические открытия. Развитие техники.

Новейшее время: исследования Арктики и Антарктики, развитие форм правления, достижения науки и техники, освоение космоса, Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия, ООН.

Раздел «Страницы истории России». (20 ч).

Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси.

Устройство древнерусского города. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги.

Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

Поход Мамая на Русь. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы.

Падение монгольского ига. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири.

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров.

Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Пётр I – первый российский император. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота.

Биография М.В.Ломоносова. Основание Московского университета.

Екатерина Великая. Развитие Просвещения. Положение крестьянства. Войны с Турцией.

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.

Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в ХI Х веке.

Николай II – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917года. Гражданская война.

Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов.

Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.

Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР.

Раздел «Современная Россия». (9 ч).

Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция  правах ребёнка.

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации.

Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества.

Праздники в жизни человека, семьи, страны.

Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.

Народы России, особенности их традиционной культуры.

Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного

 предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • государственные символы России;
  • объекты природы и предметы, созданные человеком;
  • неживую и живую природу;
  • дикорастущие и культурные растения;
  • диких и домашних животных;
  • насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • некоторые охраняемые растения и животные;
  • правила поведения в природе;
  • основные сведения о своем городе ( селе);
  • виды транспорта;
  • наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека;
  • правила личной гигиены;
  • особенности охраны здоровья в разные времена года;
  • правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;
  • культуру поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта;
  • устройство и назначение компаса;
  • основные формы земной поверхности:  равнины и горы;
  • основные виды естественных водоемов;
  • названия нашей страны и ее столицы;
  • названия некоторых других городов России;
  • названия нескольких стран мира.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

  • наблюдать объекты окружающего мира; 
  • работать с учебником,   энциклопедиями;
  • работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;  
  • рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
  • уметь работать в паре, группе, индивидуально;
  • уметь оценить себя, товарища;
  • формировать коммуникативные умения;
  • развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
  • уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Требования к оценке знаний учащихся:

         Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
        Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
        При письменной проверке знаний по предметам естественно - научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными

 возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
       Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
        Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
        Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
        Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
        Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
       
Оценка тестов.
       Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
       Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

   "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
       Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,  аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень               0 - 60%                

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

                                            менее 17 баллов                      

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

                                                        "2"

"3"

"4"

"5"

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1.  Программа:

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

3. Рабочие тетради и пособия:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2014 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва,2014 г.

4. Методические пособия:

- Максимова Т.Н. Уроки окружающего мира. Поурочные разработки. 4 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2015 г.

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А., Румянцева А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

Перечень материально-технического обеспечения:

I. Книгопечатная продукция:

1. Программа:

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

3. Рабочие тетради и пособия:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2014 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва,2014 г.

4. Методические пособия:

- Максимова Т.Н. Уроки окружающего мира. Поурочные разработки. 4 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2015 г.

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А., Румянцева А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

II. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

1. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.

III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVD плеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Мажирина М.В./

«______» ______________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2015г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

Подпись расшифровка подписи


Календарно - тематический план

по окружающему миру

(наименование учебного предмета)

на 2015 – 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел «Земля и человечество». (9 ч).

1.

1

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

02.09.15г.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения.  

2.

2

Изучение планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года.

04.09.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа).

3.

3

Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды.

09.09.

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком.

4.

4

Понятие о географии как науке и географических объектах. История создания карт, глобуса.

11.09.

Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком.

5.

5

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений.

16.09.

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города. Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города.

6.

6

Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление. «Лента времени».

18.09.

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.

7.

7

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения.

23.09.

Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа - определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.

8.

8

Понятие о Всемирном наследии и его составных частях.

25.09.

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.

9.

9

Наиболее значимые объекты Всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

30.09.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.

Раздел «Природа России». (10 ч).

10.

1

Формы земной поверхности России. Равнины. И горы. Вулканы. Ильменский заповедник.

02.10.15г.

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.  

11.

2

Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник.

14.10.

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

12.

3

Карта природных зон России. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.

16.10.

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности.

13.

4

Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.

21.10.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

14.

5

Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

23.10.

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.

Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры.

15.

6

Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.

28.10.

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

16.

7

Роль леса в природе и в жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Правила поведения в лесу.

30.10.

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Характеризовать лесные зоны по плану.

17.

8

Зона степей и её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны.

04.11.15г.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

18.

9

Пустыни и их природные особенности. Растительный и животный мир пустынь. Экологические проблемы пустынь и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли».

06.11.

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.

19.

10

Зона субтропиков и её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья. Привил безопасности во время отдыха у моря.

11.11.

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».

Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».

Раздел «Родной край – часть большой страны». (15 ч).

20.

1

Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.

13.11.

Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану.

21.

2

Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.

25.11.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом, о наличии оврагов и истории их возникновения.

22.

3

Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.

27.11.

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе.  

23.

4

Полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.

02.12.15г.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.

24.

5

Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.

04.12.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

25.

6

Лес – сложное единство живой и неживой природы. Природное сообщество смешанного леса.

09.12.

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характери-зовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

26.

7

Экскурсия №1 в природное сообщество родного края смешанного леса.

11.12.

Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.

27.

8

Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.

16.12.

Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

28.

9

Экскурсия №2 в природное сообщество родного края луга.

18.12.

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.

29.

10

Природное сообщество пресных вод. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.

23.12.

Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

30.

11

Экскурсия №3 в природное сообщество родного края пресных вод.

25.12.

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.

31.

12

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.

30.12.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).  Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.

32.

13

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.

13.01.16г.

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.

33.

14

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

15.01.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

34.

15

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций.

20.01.

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.  Обсуждать выступления учащихся.  Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел «Страницы Всемирной истории». (5 ч).

35.

1

История первобытного общества. Первобытное искусство.

22.01.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона.

36.

2

История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки.

27.01.

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности.

37.

3

Средние века в истории Европы. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

29.01.

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

38.

4

Новое время в истории Европы. Великие географические открытия. Развитие техники.

03.02.16г.

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.

39.

5

Новейшее время: исследования Арктики и Антарктики, развитие форм правления, достижения науки и техники, освоение космоса, Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия, ООН.

05.02.

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировых войнах.

Раздел «Страницы истории России». (20 ч).

40.

1

Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования.

10.02.

Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище.

41.

2

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси.

12.02.

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.  Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

42.

3

Устройство древнерусского города. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

17.02.

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

43.

4

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги.

19.02.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.

44.

5

Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

02.03.16г.

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского.

45.

6

Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

04.03.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.

46.

7

Поход Мамая на Русь. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы.

09.03.

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей.

47.

8

Падение монгольского ига. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири.

11.03.

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.

48.

9

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров.

16.03.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века.

49.

10

Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

18.03.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.

50.

11

Пётр I – первый российский император. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота.

23.03.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к личности Петра Великого.

51.

12

Биография М.В.Ломоносова. Основание Московского университета.

25.03.

Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ.

52.

13

Екатерина Великая. Развитие Просвещения. Положение крестьянства. Войны с Турцией.

30.03.

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке.

53.

14

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.

01.04.16г.

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.

54.

15

Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в ХI Х веке.

06.04.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.

55.

16

Николай II – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917года. Гражданская война.

08.04.

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

56.

17

Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов.

20.04.

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

57.

18

Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.

22.04.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.

58.

19

Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

27.04.

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город в Победу. Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.

59.

20

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР.

29.04.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе.

Раздел «Современная Россия». (9 ч).

60.

1

Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция  правах ребёнка.

04.05.16г.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.

61.

2

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации.

06.05.

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры).

62.

3

Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества.

11.05.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России.

63.

4

Праздники в жизни человека, семьи, страны.

13.05.

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.

64.

5

Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.

18.05.

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.

65.

6

Народы России, особенности их традиционной культуры.

20.05.

Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.

66.

7

Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

25.05.

Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.

67.

8

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

27.05.

Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

68.

9

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций.

27.05.

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.  Обсуждать выступления учащихся.  Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

68

0

0

0

0

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Мажирина М.В./

«______» ______________ 2015г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2015 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...