Урок окружающего мира по теме "Александр Невский. Ледовое побоище" (программа Л.Занкова)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Александр Невский. Ледовое побоище.
Цель: - Формирование представлений о роли князя Александра Невского в российской истории, о значении победы над крестоносцами в Ледовом побоище;
- развитие исследовательских умений; развитие памяти, внимания, мышления, умений обобщать, делать выводы;
-воспитание патриотических чувств, гордости за мужество русских воинов.
Оборудование: Электронная презентация, мультимедийная установка; тексты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока окружающего мира | 34.5 КБ |
Презентация к уроку окружающего мира | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Александр Невский. Ледовое побоище.
Цель: - Формирование представлений о роли князя Александра Невского в российской истории, о значении победы над крестоносцами в Ледовом побоище;
- развитие исследовательских умений; развитие памяти, внимания, мышления, умений обобщать, делать выводы;
-воспитание патриотических чувств, гордости за мужество русских воинов.
Оборудование: Электронная презентация, мультимедийная установка; тексты.
Ход урока:
1.Актуализация знаний:
- Что общего: Игорь, Ярослав, Святослав, Владимир, (КНЯЗЬ)
- Сторона горизонта, противоположная востоку: (ЗАПАД)
- Не вода, не суша - на лодке не уплывёшь, ногами не пройдёшь. (БОЛОТО)
- Причина, по которой монголо – татары так стремительно захватили почти всю Русь
- Город, в котором археологи нашли целую пачку упражнений мальчика Онфима
Почему именно в Новгороде археологи отыскивают большинство источников древнерусской письменности?
2. Постановка учебной задачи:
- Бедами Руси воспользовались её западные соседи. КАРТА
Они давно уже приглядывались к Новгороду. Его стремились захватить немецкие и шведские рыцари-крестоносцы. (Крестоносцами их прозвали, потому что на их доспехах и одежде был изображён крест) СЛАЙД
- Как вы думаете, что нужно было предпринять, чтобы отразить такого грозного соперника с запада? (сплотиться, князя…)
3.Изучение нового материала.
1)- В ту пору в Новгороде правил князь Александр. Знаете ли вы что-нибудь про него?
Составление КЛАСТЕРА
2) Работа с текстом . Приём ИНСЕРТ
Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру.
Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!»- и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо.
Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Князю Александру за эту битву дали прозвище НЕВСКОГО. А было князю всего 20 лет, и всё у него было впереди.
Умер Александр Невский в 43 года. «Закатилось солнце земли русской»,- сказал над его гробом глава церкви.
3) Чтение материала учебника стр.30.
4) Александр Невский
совсем молодым человеком прославился в Невской битве (1240), во время которой разгромил отряд шведов.
Но главным его подвигом стал разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера
(Ледовое побоище) в 1242 году.
- Как думаете, почему битва так называлась? Когда могла происходить?
5) Чтение текста, работа с картой ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ Чтение
Битва состоялась на Чудском озере и вошла в историю под названием Ледовое побоище.
Александр расположил на флангах конницу, а в центре вооруженную копьями пехоту и лучников. Княжеская дружина была укрыта в засаде.
Утром 5 апреля 1242 года рыцари, построившись «клином» (или «свиньей»), по весеннему, не слишком крепкому льду озера двинулись на русских. Немецкий клин ударил в центр русского войска. Русские воины сражались отважно, но под мощными ударами конных рыцарей пехота отступила. Когда немцам показалось, что победа близка, с флангов ударила конница новгородцев. Она, как клещами, зажала немецкую «свинью» с флангов. Разгром завершил Александр, ударивший со своею дружиною с тыла.
Русские воины крючьями стаскивали рыцарей с коней и добивали их.
Не выдержав натиска полков Александра Невского, рыцари обратились в бегство. Подтаявший лед под их тяжестью стал ломаться, сотни рыцарей оказались в темной ледяной воде, где их настигла смерть, остальные позорно бежали или были взяты в плен.
Плененных рыцарей привязали к конским хвостам и провели по улицам Новгорода.
6) Причины и Значение Ледового побоища (стр.32)
- Князем Александром удачно выбрано место боя
- Умелое расположение войск на поле боя
- Храбрость и сила русских воинов
4. Рефлексия:
1)Составление синквейна об Александре Невском
2)Продолжить: - Сегодня я узнал, что…
- Самым интересным показалось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП уроков окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова
КТП уроков окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова...
Презентация "Про овощи и фрукты" к уроку окружающего мира во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Презентация составлена к уроку окружающего мира во 2 классе по теме " Культурные растения". Работа ведётся по учебнику "Окружающий мир" авторов Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков по системе Л.В.Занкова....
Презентация "Про овощи и фрукты" к уроку окружающего мира во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Презентация составлена к уроку окружающего мира во 2 классе по теме " Культурные растения". Работа ведётся по учебнику "Окружающий мир" авторов Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков по системе Л.В.Занкова....
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова
Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....
Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Ледовое побоище"
Представлен конспект и презентация для проведения урока в 4 классе по теме: "Александр Невский. Ледовое побоище"...