Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Акиняева Ольга Ивановна

В учебном материале предоставлена рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России", составленная в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета окружающий мир

Изучение окружающего мира осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»

ЦЕЛИ

  • Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • Экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  • Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
  • Сохранять и укреплять здоровье.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Система учебных курсов «Зелёный дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального образования, из них в 3 классе  68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

Как устроен мир

6

Эта удивительная природа

18

Мы  и наше здоровье

10

Наша безопасность

7

Чему учит экономика

12

Путешествие по городам и странам

15

        Итого

68


Календарно-тематическое планирование

(2 ч в неделю)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Как устроен мир (6 ч)

1.

Природа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2.

Человек

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство, как части общества. Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. Работать в паре: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4.

Общество

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи; рассказывать о них, опираясь на схему. Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой; обсуждать и оценивать предложенные модели. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.

Что такое экология

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий. Работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из собственной жизни.

6

Природа в опасности!

Моделировать в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждать, как каждый может помочь природе. Работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Эта удивительная природа (18ч.)

7

Тело, вещество, частицы. Практическая работа

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Характеризовать понятия «тело», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Разнообразие веществ

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа; ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

Воздух и его охрана

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

Вода. Практическая работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и назвать цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради). Работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойства воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с ответами одноклассников, обобщать информацию. Работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11

Превращение и круговорот воды

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Высказывать предположение о состояниях воды в природе; различать три состояния воды. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя. Работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку.

12

Берегите воду!

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Высказывать предположение о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике; сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13

Как разрушаются камни

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Высказывать предположение о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. Работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений.  Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14

Что такое почва? Практическая работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывать предположение (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева). Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15

Разнообразие растений

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны. Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку. Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя. Используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16

Солнце, растение и мы с вами

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах  помощью выполненной схемы. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17

Размножение и развитие растений

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения.

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев.

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.

Охрана растений

19.

Разнообразие животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать сведения, полученные 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе. Оформлять памятку (книжку) «Берегите растения». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20.

Кто есть кто?

Проект «Разнообразие природы родного края»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1 – 2 классах. Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных групп. С помощью атласа – определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе. Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне». Работать с электронным приложением к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21.

Размножение и развитие животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках. Обсуждать роль животных в поддержании равновесия в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.

Охрана животных

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России. Обсуждать меры по охране животных. Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении животных. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее. Создать книжку-малышку «Береги животных». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

В царстве грибов

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждать материалы книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24

Великий круговорот  жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, изученные в 1-2 классах

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать строение шляпочных грибов. С помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Моделировать различие грибов-двойников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Мы и наше здоровье (10ч.)

25

Организм человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеризовать системы органов человека (их части и назначение). Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26

Органы чувств

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Работать с терминологическим словарем. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27

Надежная защита организма. Практическая работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: изучать свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Характеризовать меры первой помощи при повреждении кожи. Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28

Опора тела и движение

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать роль скелета и мышц и жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Следить за красивой осанкой на уроке и вне его. Выполнять физкультминутки. Работать с терминологическим словариком.  Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: определять наличие питательных веществ а продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30

Дыхание и кровообращение

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о легких и сердце, изученные во 2 классе. Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Практическая работав паре: измерять пульс на запястье и посчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.  Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать.

 Работать с терминологическим словариком.

 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

32

Здоровый образ жизни

33

Умей предупреждать болезни

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать факторы закаливания. Формулировать правила закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Регулярно проводить закаливание своего организма. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Наша безопасность (7 часов)

35

Огонь, вода и газ

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Работать с терминологическим словариком. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

36

Чтобы путь был счастливым

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах. Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

37

Дорожные знаки. Практическая работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах. Анализировать разные типы знаков, Обсуждать, как они помогают пешеходам. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

38

Проект «Кто нас защищает»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

39

Опасные места

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать по схеме цепь загрязнения. Приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

40

Природа и наша безопасность

41

Экологическая безопасность

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать опасности природного характера. Находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах. Обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы». Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ужа. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Чему учит экономика (12 ч)

42

Для чего нужна экономика?

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны в течение дня. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

43.

Природные богатства и труд людей — основа экономики

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в процессе производства товаров. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

44.

Полезные ископаемые. Практическая работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах. Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

45.

Растениеводство

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные 1 – 2 классах. Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Характеризовать роль выращивания культурных растений и в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работать с терминологическим словариком. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Работать со взрослыми: интервьюировать работников с/х. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

46.

Животноводство

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные 1 – 2 классах.  Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль сельскохозяйственных животных  в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Работать с терминологическим словариком. Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. Работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47.

Какая бывает промышленность?

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию в отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: найти в краеведческий литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

48

Проект «Экономика родного края»

49

Что такое деньги?

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купля – продажа. Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

50

Государственный бюджет

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеризовать вредной воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделировать экологические прогнозы. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

51

Семейный бюджет

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

52-53

Экономика и экология

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

54-56

Золотое кольцо России

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

57

Проект «Музей путешествий»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

58

Наши ближайшие соседи

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

59

На севере Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

60

Что такое Бенилюкс

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

61

В центре Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

62-63

По Франции и Великобритании

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции (Великобритании), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям. Составлять вопросы для викторины о Франции (Великобритании). Выполнять задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции (Великобритании). Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64

На юге Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

 Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой.

 Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

65

По знаменитым местам мира

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

67-68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»


Образовательный минимум по окружающему миру в 3-х классах

Авт. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях

I триместр

Название темы

Кол-во часов

Теоретический и  практический материал

1

Как устроен мир

6

  • Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.
  • Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира.
  • Устанавливать причинно - следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
  • Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

2

Эта удивительная природа

18

  • Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ
  • Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.
  • Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.
  •  Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении

пара.

  • Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при

нагревании и уменьшение  при охлаждении.

  • Исследовать состав почвы
  • Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с
  • понятием «виды растений»
  • Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений.
  • Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.
  • Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания.
  • Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.
  • Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие
  • грибов-двойников.
  • Характеризовать организмы - производители, организмы- потребители и организмы-

разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.

  • Моделировать круговорот веществ в природе.

II триместр

Название темы

Кол-во часов

Теоретический и  практический материал

1

Мы  и наше здоровье

10

  • Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника.
  • Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.
  • Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи.
  • Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.
  • Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы

и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

  • Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

2

Наша безопасность

7

  • Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.
  • Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте
  • Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором

ответа, требующих знание дорожных знаков.

  • Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.
  • Находить информацию о ядовитых растениях и грибах.
  • Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.
  • Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

3

Чему учит экономика

5

  • Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.
  • Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.
  • Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.
  • Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности.
  • Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов.

III триместр

Название темы

Кол-во часов

Теоретический и  практический материал

1

Чему учит экономика

7

  • Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности.
  • Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике.
  • Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы
  • Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

2

Путешествие по городам и странам

15

  • Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.
  • Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.
  • Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией

только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

  • Соотносить государства и их флаги.
  • Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы.
  • Называть страны Бенилюкса, их столицы.
  • Показывать местоположение стран и их столиц на политической карте Европы.
  • Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.
  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Итого за год

68ч.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

  • поиск ошибки;
  • выбор ответа;
  • продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Текущий опрос. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

2. Учебные средства:

    1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 223 с., ч. 2 – 223 с.). – М.: Просвещение, 2012.

    2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 78 с., ч. 2 – 95 с.). – М.: Просвещение, 2012.

    3. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Тесты 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение»,  2011 г.

 2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011

4. Натуральные объекты.

1. Коллекции полезных ископаемых.

2. Коллекции плодов и семян растений.

3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...