Урок окружающего мира 2 класс по теме "Реки" УМК "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме "Реки" (по учебнику Вахрушева А.А. УМК "Школа 2100") с перечнем целей, задач урока, используемых методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Реки" | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе по программе « Школа-2100» по теме «Реки»
Петрова И.Г.,учитель начальных классов гимназии № 205, Санкт-Петербург
Цели урока:
- познакомить с частями реки (исток, притоки, устье), с причинами течения рек; учить правильно показывать реки на карте; познакомить с названием и местонахождением главных рек;
- развивать умение сотрудничать, речь внимание, память, познавательную активность; умение работать с географической картой;
- воспитывать познавательный интерес, чувство поддержки, взаимовыручки, активность, самостоятельность.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Формулировка темы урока; постановка проблемы
- Совместное открытие
- Применение новых знаний
- Первичное закрепление
- Итог урока
Обоснование использования методов, приемов, технологий:
- деятельностный метод (активизирует мыслительную деятельность; включает детей в учебный диалог; делает процесс познания личностно значимым)
- КСО работа в парах постоянного состава, в группах (активизирует познавательный интерес, формирование самооценки; способствует воспитанию коммуникативной культуры)
- иллюстративный метод (учет возрастных и индивидуальных особенностей; опора для запоминания и воспроизведения знаний)
- система творческих заданий (радость творчества, познания; реализация способностей и склонностей)
- создание портфолио «Папка радости», «Дерево настроения», сигнальные карточки «Человечки» (рефлексия, педагогика успеха, развитие самооценки)
Характеристика организации учебной деятельности школьников:
- характер учебных заданий, вопросов, упражнений (проблемный, исследовательский, творческий)
- организация обратной связи (посредством работы с планом; работа с «немой» картой полушарий; неформальная оценка ответов одноклассников в группе)
Оборудование: физическая карта полушарий; «немая» карта полушарий и контуры материков; плакаты с названием частей света, континентов, рек; плакаты «круговорот воды в природе», «береги воду»; план реки Невы
у учащихся: макет (горы, равнина, озеро) №1 с уклоном и №2 без уклона; флажки-указатели (исток, устье, левый и правый приток); план реки Невы; стаканы с морской и пресной водой, салфетка, птичка
ТСО:
- отрывок из м/ф «Беги, ручеек»
- учебный фильм (3 состояния воды в природе; круговорот воды в природе; части реки)
- песня «Чему учат в школе»
Конспект урока
- Организационный момент (звучит куплет песни «Чему учат в школе»)
- Актуализация знаний
- 3 состояния воды в природе
-Открывается книга знаний. Что она приготовила нам сегодня?
(на доске записана загадка)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
-Прочитайте про себя.
-По жанру что это?
-Прочитаем загадку вместе, используя речевой хор.
-Отгадайте, что это.
-Для того, чтобы сегодня на уроке сделать очередное открытие, необходимо вспомнить все, что мы знаем о воде. А поможет эта капелька воды.
Вывод: о каких трех состояниях воды в природе напомнила загадка? Назовите условия для каждого состояния.
-круговорот воды в природе
-Где рождается капелька? На этот вопрос поможет ответить фрагмент фильма.
(фрагмент круговорот воды в природе)
Проверка: - откуда появляется капелька?
-Место рождения - атмосфера.
-Какой опыт подтвердил это природное явление?
( из домашнего творческого задания: подержать бутылку с водой при комнатной t, а потом поставить в холодильник)
-Куда направится капелька? Почему вниз?
(капелька на плакате «круговорот воды в природе» переносится вниз)
-Что произойдет с капелькой дальше?
(работа по плакату «круговорот воды в природе»)
Вывод: как называется это явление природы?
-экология, соотношение морской и пресной воды
(работа с физической картой полушарий)
-Где живет капелька на карте? Почему?
-Сравните соотношение суши и воды?
-О чем говорит капелька на этом плакате? Почему ее надо беречь? Выяснили, что воды много.
-Поможет простой опыт.
(у учащихся стакан №1 с морской водой, №2 – с пресной)
-Работаем в паре. Используя план лабораторной работы, сравните свойства воды в стаканах. Используйте лабораторные палочки. Дайте сигнал об окончании работы.
(на доске план лабораторной работы)
- масса
- объем
- запах
- цвет
- вкус
Проверка: - какой вывод сделали? Какая вода пригодна для употребления в пищу7
-Где содержатся запасы горько-соленой воды в природе?
-Где содержатся запасы пресной воды? Обратимся к карте. Где их будем искать?
-Кто догадался, каким цветом будут обозначены реки?
-Сравните запасы морской и пресной воды.
Вывод: - почему же воду надо беречь?
Итог: - что вспомнили о воде?
-Оцените свою работу «человечками».
- Тема урока. Постановка проблемы
-тема урока
-Открыть тему урока поможет загадка. Послушайте внимательно, обратите внимание на слова-действия.
В нее льется и из нее льется, сама по земле плетется.
-Назовите слова-действия.
-Догадались, что это, скажите хором.
-Это и есть тема нашего урока.
( учитель открывает тему на доске)
-постановка проблемы
-В нашем городе есть реки? Назовите. Какая самая главная?
-У вас на партах план реки Невы, который в конце урока вы должны сделать говорящим.
-А для этого мы должны узнать:
(на доске)
- Откуда появляется?
- Почему сама по земле плетется?
- Что такое река? Как называется движение воды в реке?
- Что в нее льется?
- Какие части есть у реки?
4. Совместное открытие
-откуда появляется?
-На первый вопрос поможет ответить фрагмент мультфильма.
( фрагмент о рождении ручейка)
Проверка: - Откуда появляется река?
(на доске слово-родник)
-Подберите синонимы к этому слову.
-Работаем по учебнику. Найдите, как называется место рождения реки? ( на доску исток)
-Где рождается река, что это может быть?
-Найдите флажок «исток», отметьте на своем макете.
-почему сама по земле плетется? Что такое река?
-Что заставляет воду двигаться в реке?
-Работаем в паре. Проследите путешествие капельки на макете №1 и №2. Дайте сигнал об окончании работы.
Проверка: - что заметили? Почему?
-Перепад в рельефе, образуется постоянный водоток (на доске). Объясните значение этого слова.
-Что заставляет воду двигаться вниз?
-Эти два условия и заставляют воду двигаться самостоятельно.
-Найдите в учебнике, что такое река?
Вывод: - на каком макете вода двигалась быстрее? Почему?
-Найдите в учебнике, как называется движение воды в реке?
-Как вы думаете, в каких реках течение быстрое, в каких медленное? Найдите подтверждение в учебнике.
-что в нее льется?
-Определите по макету, меняется ли ширина реки? Где шире? Причина?
-Поможет ответить фрагмент мультфильма.
(фрагмент встреча ручейков)
Проверка: - причина изменения ширины реки?
-Найдите в учебнике название этим ручейкам.
(на доске слово приток расположено под словом водоток)
-Почему так назвали, какая часть слова изменила значение слова?
-Найдите флажки с этим словом. Какая проблема? (где правый, а где левый)
-От чего зависит? Найдите ответ в учебнике.
-Что необходимо отметить на макете? (Направление течения).
-Работаем в паре. Отметьте на макете стрелкой направление течения и правый, левый притоки.
-Куда потом попадает река? Поможет фрагмент фильма.
( фрагмент куда впадают реки)
-Как называется место впадения реки в другой водоем? Найдите в учебнике.
(на доске слово устье)
-Отметьте флажком на макете.
-правило показа реки
-Макет поможет повторить и запомнить части реки.
-Подумайте, как правильно показывать реку на макете, карте? Откуда начинать показ?
(показ на макете)
5. Применение новых знаний.
(капелька перемещается на план реки Невы)
-Проверим знания. Работаем в паре. На плане реки Невы обозначьте все части. Дайте сигнал об окончании работы. (1 ученик у доски)
Самопроверка по доске.
(показ шпиля Адмиралтейства)
-Что это? Где на плане вы поместили бы его?
-Что вы знаете о характере Невы? (из творческого дом. задания)
Итог: - расскажите с помощью плана на доске все, что вы узнали о реке. Оцените свою работу «человечками».
6. Первичное закрепление
(переместить капельку на карту полушарий)
-Капелька продолжает путешествие по главным рекам мира.
-Работаем в группе. В конверте задания для всей группы, распределите их:
1) 1ученик - вспомнить: что это-часть света или материк; расположить на «немой» карте
2) 3-4 ученика с помощью ключа расшифровывают названия главных рек
3) 1 ученик находит и правильно показывает на карте реку, указанную в задании
-Дайте сигнал об окончании работы.
Проверка: (на доске появляются названия континентов и главных рек).
-Какая орфограмма встретилась?
Домашнее задание:
- выучить названия главных рек, научиться правильно показывать их на карте полушарий.
- Такое же задание получил герой известного вам произведения. Как он выполнил его?
(проверка творческого дом. задания –инсценировка фрагмента из рассказа В.Драгунского «Главные реки»)
-Назовите автора, название и героя произведения.
-Покажите «человечками» ваше настроение. А какое настроение у героя? Причина? Что посоветуете?
7. Итог урока
-Вот и закончилось путешествие капельки.
-Что нового вы узнали?
-Что было интересным? А что показалось трудным?
-Что захотели положить в «папку радости» на память об этом уроке?
-Посадите свою птичку на дереве настроения на уровень, соответствующего вашему настроению от этого урока и вашей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...
тематическое планирование уроков окружающего мира (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок окружающего мира(обществознание) 4 класс, ОС "Школа 2100"
Урок истории в 4 классе.Учитель Молдалиева Елена Юрьевна.Тема: «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».Цели и задачи урока:1 линия развития (овладения картиной мира)·...
Урок по окружающему миру"Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?" 1 класс.Программа"Школа 2100"
Для развития интереса к окружающему миру и познанию самого себя, применения своих знаний на деле важно раскрыть значение витаминов и соблюдения личной гигиены для здоровья организма. Данная работ помо...
Тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе ОС "Школа 2100"
Планирование составлено с учётом ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...
Урок по Окружающему миру 4 класс программа "Школа 2100"
Урок на тему " Отчего мы иногда болеем?" с применением ИКТ....