Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Рользинг Альмира Фаниловна

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру .Тема по русскому языку "Словообразование", тема по окружающему миру "Живое и неживое, природные сообщества"

 Продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем .  Продолжить формирование экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_rus.yaz_.i_okr.mir_.rar18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

  Тема по русскому языку : Словообразование .

 Тема по окружающему миру : Неживое и живое в природе ,природные сообщества .

         Цели урока :

 Продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем .

  1. Упражнять в подборе однокоренных слов .
  2. Учить нахождению частей слова .
  3. Развивать речь учащихся .
  4. Закрепить знания о неживой и живой природе ; растениях и животных природных сообществ .
  5. Продолжить формирование экологической культуры.

Оборудование : плакаты чудо – дерева и луга ; карточки с рисунками и растений ; карточки с однокоренными словами .

Ход урока .

  1. Организационный момент .

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну

« Грамматика» . Как в  любом путешествии , у нас будут остановки с необычными заданиями . Вам предстоит вспомнить о признаках неживого и живого в природе , названия растений и животных , обитающих в природных сообществах .

  1. Словарная работа .

Первая остановка в нашем путешествии – станция « Словознайка» .

-- На доске написаны части слова :

…реза , …ведь , …гурец , …сина , …ловей , …рона , …тофель , …тух , за … ц , …бака .

                   

                  Слова спокойно жили в книжке ,

                  Но книжку вдруг прогрызли мышки .

                  От слов начала откусили

                  И в норку быстро утащили .

-- Запишите словарные слова в тетрадь .

 Вторая станция – «Проверяйка»

-- Прочитайте слова . На какие две группы можно  разделить их поставив вопросы что ? или кто ?

 (неодушевленные и одушевленные существительные)

-- Назовите имена существительные , обозначающие

 растения ? (береза , огурец , осина , картофель )

-- Найдите растения , относящиеся к природному  

 сообществу – лес . (Осина , береза )

 В какой тип леса они входят ? ( Смешанный лес )

-- Назовите имена существительные , обозначающие

животных . ( Медведь , соловей , заяц , петух , ворона

собака )

-- Найдите животных , обитающих в лесном      сообществе. ( Медведь , соловей , заяц )

  3 Наблюдение над ролью окончаний .

  Третья станция – « Думайка»

 На доску вывешивается репродукция картины « Лес  Весной» .

-- Какое время года изображено на картине ?

-- Назовите слова , характеризующие признаки весны.

(снег , ручьи , небо , облака , ледоход , половодье )

--- Назовите однокоренные слова снег. ( снежный , снежок , облачно , облачный , облачко )

--- Как называются такие слова ? ( Однокоренные)

--- Какой «секрет» у однокоренных слов ? ( Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу )

 Четвертая станция – «Наблюдайка»

 На доске написано слово «снег». В тетрадях ученики

 склоняют это слово .

-- С помощью какой части изменяется слово « снег»?

 (окончание )

---Что показывает окончание ?( число , род , падеж )

---Меняет ли окончание смысл слова ? ( нет )

--- Получаются ли однокоренные слова при склонении

 сущ—х  ?(Нет, меняется форма одного и того же      слова.)

-- Что заложено в окончании? ( грамматическое       значение слова )

-- В какой части слова заложено его лексическое значение ?

-- На этот вопрос нам предстоит ответить , а для        этого все должны стать на время исследователями .

4 Наблюдение над однокоренными словами и их образованием .

   

1. Грамматическая сказка .

-- Много – много лет назад появилось на свете маленькое слово сад ,нашли его   люди и  думают :« Что с ним делать ?» . Подумав , они посадили это слово на лист бумаги . Когда вспомнили о нем , то  увидели что оно разрослось .

                            Как – то много лет назад

                            Посадили странный сад.

                            Не был сад фруктовым –

                            Был он только словом .

( открывается плакат , на котором нарисовано дерево с разветвленным стволом , на ветвях в виде  плодов прикреплены однокоренные слова )

--- Посмотрите , ребята , что за чудо – дерево выросло ?

    Как называются части у этого необычного растения ?

  ( Корень , стебель , плоды . )

                               Чудо – слово , слово – корень

                               Разрастаться стало вскоре

                               И плоды нам принесло ,

                               Стало много новых слов .

-- Внимательно посмотрите на чудо – дерево.Что же выросло на нем ?( Слова )

-- Назовите эти слова . Что у них общего ? ( Корни )

-- Такие слова называются однокоренными .

                            Вот из сада вам рассада .

                            Вот еще посадка рядом .

                            Вот идет и садовод .

                            С ним садовник идет .

                            Очень интересно гулять

                            В саду словесном .

-- Назовите однокоренные слова .( Сад , рассада ,посадка , садовод , садовник .)

-- Как же случилось , что у одного слова появилось много родственников ?

( Использовали приставки и суффиксы .)

-На какие группы по способу образования можно разделить эти слова ?

-- В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнездами , а процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием .

 2. Работа с  наглядностью .

 -- Выпишите в тетрадь  однокоренные слова . Выделите в них основы . Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы ? ( Изменяют смысл слова )

  1.  Закрепление .

  Пятая станция – «Упражняйка» .

  А). Добавьте приставки к корню – лет – (отлет, полет, прилет, вылет и т.д.)

-- Подберите к придуманным словам существительные,обозначающие живое в природе . ( Отлет птиц , полет шмеля , вылет пчел и т.д. )

-- Сделаем вывод : различаются ли однокоренные слова по смыслу ? ( Да )

Б). Учитель показывает картинки животных : волка ,козы , верблюда , слона .

-- На какие группы можно разделить этих животных? ( Домашние и дикие )

-- Напишите названия детенышей этих животных .

-- При помощи какой части слова образованы эти слова? ( Суффикса – онок . )

-- Какое значение придают словам суффиксы – онок- ,- енок ? ( уменьшительно – ласкательное .)

 В). Можно ли предложенные слова назвать однокоренными ? Лето – летать , подводят – вода ? ( Нет . Докажите )

 Г). Как из дома сделать жилье для лилипутов ? Для великанов ? ( Дом – домик – домище )

  1. .Шестая станция – «Выбирайка»

 На доске вывешивается картина  «Цветущий луг»

-- Что такое луг ? ( Сообщество травянистых влаголюбивых растений )            -- Какие растения здесь изображены ? ( клевер , тимофеевка , мятлик , лютик  и др. )

-- У Машиной мамы сегодня день рождения . Рядом с домом цветущий лужок

( как на картине ). Маша пошла на луг и нарвала букет полевых цветущих растений ,которые подарила маме .

-- Как вы считаете , правильно ли поступила Маша ?

-- Почему ? Как бы вы поступили ? ( обсуждаются поставленные вопросы )

-- Выписать в тетрадь однокоренные слова .

-- Разобрать по составу слова : луг , лужок , луговые .

5.Седьмая станция – «Поиграйка»

 Игра « В гости к родственникам ».

 Трем ведущим раздаются карточки с главным словом гнезда родственных слов. Остальным участникам вперемешку – карточки с родственными словами трех    групп .

  Снег , снежный , снеговик , снежинка , Снегурка , снегурочка,и так далее .

 Земля , земляной , землянка, подземный , землистый , землица        и так далее.

 Ветер , ветерок , ветреный , заветрило , ветры ,проветрен—

 ный , и так далее .

 Выигрывает та группа , которая быстро соберется  около ведущего .

-- Молодцы , ребята ! Никто не заблудился , каждый нашел свое словесное гнездо .

  1.  Подведение итогов .

    5.    Восьмая станция – «Отвечайка».

-- Как можно получить новые слова ?

-- Для чего нужны новые слова ?

-- Какая часть придает слову новое значение ? Что такое  «Словесное гнездо» ?

-- Что понравилось на уроке , что было интересным ?

6. Задание на дом .     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...