Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру .Тема по русскому языку "Словообразование", тема по окружающему миру "Живое и неживое, природные сообщества"
Продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем . Продолжить формирование экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_rus.yaz_.i_okr.mir_.rar | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Тема по русскому языку : Словообразование .
Тема по окружающему миру : Неживое и живое в природе ,природные сообщества .
Цели урока :
Продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем .
- Упражнять в подборе однокоренных слов .
- Учить нахождению частей слова .
- Развивать речь учащихся .
- Закрепить знания о неживой и живой природе ; растениях и животных природных сообществ .
- Продолжить формирование экологической культуры.
Оборудование : плакаты чудо – дерева и луга ; карточки с рисунками и растений ; карточки с однокоренными словами .
Ход урока .
- Организационный момент .
Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну
« Грамматика» . Как в любом путешествии , у нас будут остановки с необычными заданиями . Вам предстоит вспомнить о признаках неживого и живого в природе , названия растений и животных , обитающих в природных сообществах .
- Словарная работа .
Первая остановка в нашем путешествии – станция « Словознайка» .
-- На доске написаны части слова :
…реза , …ведь , …гурец , …сина , …ловей , …рона , …тофель , …тух , за … ц , …бака .
Слова спокойно жили в книжке ,
Но книжку вдруг прогрызли мышки .
От слов начала откусили
И в норку быстро утащили .
-- Запишите словарные слова в тетрадь .
Вторая станция – «Проверяйка»
-- Прочитайте слова . На какие две группы можно разделить их поставив вопросы что ? или кто ?
(неодушевленные и одушевленные существительные)
-- Назовите имена существительные , обозначающие
растения ? (береза , огурец , осина , картофель )
-- Найдите растения , относящиеся к природному
сообществу – лес . (Осина , береза )
В какой тип леса они входят ? ( Смешанный лес )
-- Назовите имена существительные , обозначающие
животных . ( Медведь , соловей , заяц , петух , ворона
собака )
-- Найдите животных , обитающих в лесном сообществе. ( Медведь , соловей , заяц )
3 Наблюдение над ролью окончаний .
Третья станция – « Думайка»
На доску вывешивается репродукция картины « Лес Весной» .
-- Какое время года изображено на картине ?
-- Назовите слова , характеризующие признаки весны.
(снег , ручьи , небо , облака , ледоход , половодье )
--- Назовите однокоренные слова снег. ( снежный , снежок , облачно , облачный , облачко )
--- Как называются такие слова ? ( Однокоренные)
--- Какой «секрет» у однокоренных слов ? ( Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу )
Четвертая станция – «Наблюдайка»
На доске написано слово «снег». В тетрадях ученики
склоняют это слово .
-- С помощью какой части изменяется слово « снег»?
(окончание )
---Что показывает окончание ?( число , род , падеж )
---Меняет ли окончание смысл слова ? ( нет )
--- Получаются ли однокоренные слова при склонении
сущ—х ?(Нет, меняется форма одного и того же слова.)
-- Что заложено в окончании? ( грамматическое значение слова )
-- В какой части слова заложено его лексическое значение ?
-- На этот вопрос нам предстоит ответить , а для этого все должны стать на время исследователями .
4 Наблюдение над однокоренными словами и их образованием .
1. Грамматическая сказка .
-- Много – много лет назад появилось на свете маленькое слово сад ,нашли его люди и думают :« Что с ним делать ?» . Подумав , они посадили это слово на лист бумаги . Когда вспомнили о нем , то увидели что оно разрослось .
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом .
( открывается плакат , на котором нарисовано дерево с разветвленным стволом , на ветвях в виде плодов прикреплены однокоренные слова )
--- Посмотрите , ребята , что за чудо – дерево выросло ?
Как называются части у этого необычного растения ?
( Корень , стебель , плоды . )
Чудо – слово , слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло ,
Стало много новых слов .
-- Внимательно посмотрите на чудо – дерево.Что же выросло на нем ?( Слова )
-- Назовите эти слова . Что у них общего ? ( Корни )
-- Такие слова называются однокоренными .
Вот из сада вам рассада .
Вот еще посадка рядом .
Вот идет и садовод .
С ним садовник идет .
Очень интересно гулять
В саду словесном .
-- Назовите однокоренные слова .( Сад , рассада ,посадка , садовод , садовник .)
-- Как же случилось , что у одного слова появилось много родственников ?
( Использовали приставки и суффиксы .)
-На какие группы по способу образования можно разделить эти слова ?
-- В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнездами , а процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием .
2. Работа с наглядностью .
-- Выпишите в тетрадь однокоренные слова . Выделите в них основы . Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы ? ( Изменяют смысл слова )
- Закрепление .
Пятая станция – «Упражняйка» .
А). Добавьте приставки к корню – лет – (отлет, полет, прилет, вылет и т.д.)
-- Подберите к придуманным словам существительные,обозначающие живое в природе . ( Отлет птиц , полет шмеля , вылет пчел и т.д. )
-- Сделаем вывод : различаются ли однокоренные слова по смыслу ? ( Да )
Б). Учитель показывает картинки животных : волка ,козы , верблюда , слона .
-- На какие группы можно разделить этих животных? ( Домашние и дикие )
-- Напишите названия детенышей этих животных .
-- При помощи какой части слова образованы эти слова? ( Суффикса – онок . )
-- Какое значение придают словам суффиксы – онок- ,- енок ? ( уменьшительно – ласкательное .)
В). Можно ли предложенные слова назвать однокоренными ? Лето – летать , подводят – вода ? ( Нет . Докажите )
Г). Как из дома сделать жилье для лилипутов ? Для великанов ? ( Дом – домик – домище )
- .Шестая станция – «Выбирайка»
На доске вывешивается картина «Цветущий луг»
-- Что такое луг ? ( Сообщество травянистых влаголюбивых растений ) -- Какие растения здесь изображены ? ( клевер , тимофеевка , мятлик , лютик и др. )
-- У Машиной мамы сегодня день рождения . Рядом с домом цветущий лужок
( как на картине ). Маша пошла на луг и нарвала букет полевых цветущих растений ,которые подарила маме .
-- Как вы считаете , правильно ли поступила Маша ?
-- Почему ? Как бы вы поступили ? ( обсуждаются поставленные вопросы )
-- Выписать в тетрадь однокоренные слова .
-- Разобрать по составу слова : луг , лужок , луговые .
5.Седьмая станция – «Поиграйка»
Игра « В гости к родственникам ».
Трем ведущим раздаются карточки с главным словом гнезда родственных слов. Остальным участникам вперемешку – карточки с родственными словами трех групп .
Снег , снежный , снеговик , снежинка , Снегурка , снегурочка,и так далее .
Земля , земляной , землянка, подземный , землистый , землица и так далее.
Ветер , ветерок , ветреный , заветрило , ветры ,проветрен—
ный , и так далее .
Выигрывает та группа , которая быстро соберется около ведущего .
-- Молодцы , ребята ! Никто не заблудился , каждый нашел свое словесное гнездо .
- Подведение итогов .
5. Восьмая станция – «Отвечайка».
-- Как можно получить новые слова ?
-- Для чего нужны новые слова ?
-- Какая часть придает слову новое значение ? Что такое «Словесное гнездо» ?
-- Что понравилось на уроке , что было интересным ?
6. Задание на дом .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"
Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...
Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)
Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...