Конспект по окружающему миру в 1 классе "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект открытого урока разработан по программе "Начальная школа XXl века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания по теме "птицы";
- дать понятие о пяти экологических группах птиц (перелетные, зимующие или оседлые, кочующие, пролетные и залетные); формировать знания о птицах Алтайского края.
Развивающие:
- развивать память; мышление, речь
- развивать наблюдательность, внимание; артистичность;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к птицам;
Оборудование:
- кластер,
- учебник,
- презентация
- запись голоса сороки; птиц; крик журавлей
Ход урока
I. Организация класса
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
II. Стадия вызова. Составление кластера
1. Прочитать слова: медведь, дельфин, бабочка, щука, синица, карась, муравей, ворона.
- Как можно назвать одним словом? (животные)
- Разделить на 4 группы.
- С какой группой животных мы уже познакомились?
2. Отгадайте загадку, чтобы узнать тему урока.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица)
Звучит запись голосов птиц.
3. - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну птиц - А что бы вы хотели узнать о птицах? - Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:
- Какие бывают птицы
- Почему птицы улетают на юг?
- Какой птице поставлен памятник?
- Как правильно подкармливать птиц?
III. Стадия осмысления
1. Сравнить птиц и зверей с помощью кругов Эйлера - Венна
- Что общего, чем отличаются?
- Птицы
- Звери
Общее: живые организмы.
Различия: тело птиц покрыто перьями, откладывают яйца, летают (большинство);
Звери: тело покрыто шерстью, рождают детенышей живыми, млекопитающие.
2. Работа по учебнику стр. 72 - Назовите птиц
- Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?
- Как называются такие птицы? (перелетные)
- Почему птицы покидают родные края?
С наступлением осени и зимы солнце греет слабо, земля получает мало света и тепла. Листья и цветы начинают засыхать и отмирать. А это является основной пищей для насекомых. Насекомые - теплолюбивые создания, не дожидаясь холодов, они прячутся на зиму. Многие птицы, такие, как соловьи, ласточки скворцы, грачи, кукушки питаются насекомыми, они остаются без пищи и до холодов улетают в теплые страны к теплу и пище.
Водоплавающие птицы (журавли, утки, гуси, лебеди) с наступлением холодов и замерзанием водоемов тоже остаются без пищи, ведь они едят водоросли, насекомых в воде, рыбок, лягушат, все это окажется зимой подо льдом. И эти птицы улетают в теплые страны к теплу и пище.
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
3. Физминутка
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлились на болото.
Кто среди болотных вод
На одной ноге стоит?
Цапля в грязь не упадет
Даже если стоя спит.
Ну и ты попробуй тоже
Устоять, как цапля, сможешь?
По болоту мы пройдемся
и за парты вновь вернемся
4. Работа по учебнику стр.72
- Каких птиц мы не назвали?
5. Кроме перелетных птиц существует еще некоторые группы птиц. 6. Составление кластера
Птицы Перелетные Зимующие Пролетные Залётные ласточка дикие гуси белый журавль галка лебеди баклан грач Кочующие Оседлые серая цапля фламинго жаворонок снегирь филин пеликан трясогузка белая сова глухарь клёст дятел поползень воробей свиристель сорока
Сообщение о зимующих птицах
Многие птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие пищей растительной, но есть и такие, которые едят все: насекомых, ягоды, семена, гусениц, они всеядны. Они выживают за счет того, что с исчезновением одной пищи переключаются на другую. Это воробьи, голуби, куропатки, синицы. Это зимующие птицы.
Учитель: Назвать птиц зимующих.
Сообщение об оседлых птицах.
- Такие птицы, как филин, глухарь, дятел и поползень, воробей и сорока живут в нашем крае круглый год в лесах, городах, селах - это оседлые птицы.
7. Отгадать загадку: Длиннохвостая она, Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик. (Сорока)
- Какие звуки издают сороки?
(Прослушивание записи голоса сороки)
- Можно ли сказать, что сорока трещит? Когда о людях говорят " трещит, как сорока?"
Сообщение о сороке.
Сорока - хорошо известная птица. Она ведет оседлый образ жизни, в зимнее время совершает небольшие кочевки. Из самых северных районов сороки перемещаются к югу. Сорока - всеядная птица. Питается насекомыми, в том числе такими вредными, как гусеницы бабочек, колорадские жуки. Поедает птичьи яйца, птенцов. Из растительной пищи предпочитает семена подсолнечника, тыквы, дыни. В последнее время сороки стали настоящими городскими жителями.
8. Игра " Кто лишний?"
Ласточка, воробей, соловей, кукушка, скворец. (Лишний воробей, потому что это оседлая птица, а остальные перелетные)
- Воробей это домашняя или дикая птица? Воробей – это самая общительная птица из всех птиц. Почему?
Интересно, что этой простой птичке поставлен памятник в Америке в г.Бостоне. А случилось это так. В прошлом столетии птицы расселялись с помощью человека. Из Англии в Америку привезли 8 пар этих птиц. Они быстро освоились на новом месте. Однажды вблизи Бостона появилась огромная масса гусениц. Они стали уничтожать поля, сады, посевы, овощи. Людям грозил голод. К счастью, воробьи полетели на поля и вмиг справились с гусеницами. В честь такого важного события жители г.Бостона построили памятник с надписью "Победителю гусениц".
9. Физминутка Перелётная – машем руками, зимующая – сидим ВОРОБЕЙ, ДИКИЕ УТКИ, КУКУШКА, ВОРОНА, ЖАВОРОНОК, ФИЛИН
10. Работа по учебнику стр. 75 -Назвать птиц.
- Рассмотреть рисунки, назвать птиц. К какой группе можно отнести фламинго, лебедя?
11. Сообщение о пролётных и залётных птицах.
Есть очень интересные группы птиц - залетные, пролетные. Дикие гуси, лебеди, серая цапля в Алтайском крае останавливаются только на отдых во время весеннего перелета - их потому и называют пролетными. Самыми удивительными являются птицы, относящиеся к группе залетных. Это белый журавль, баклан, черный гриф, пеликан и фламинго. Ученые пока не могут объяснить точные причины появления этих птиц в нашем крае.
12. - Скажите, ребята, а надо ли нам помогать птицам зимой? Как? - Чем кормятся птицы? - Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте посмотрим небольшую сценку.
Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Капризничают!
Чечетка. Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!
Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!
Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь.Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?
Сорока. Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!
Учитель. Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.
Подготовленный ученик читает текст "Волшебная полочка".
Ученик. Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!
Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать ее, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.
А если вы положите на полочку кусочек несоленого сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.
IV. Стадия рефлексии. Звучит фонограмма пение птиц
Дети по одному: 1. Птицы – это песнь и полет!
2. Птицы – верные наши помощники!
3. Птицы – это тайна и красота! 4. Птицы – друзья нашего детства! 5. Без птиц нам не обойтись! Хором: Вот что такое птицы! На память раздаются кроссворды и раскраски о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...