Урок окружающего мира "Планета заболела"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
На протяжении всего урока воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь наш общий дом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_zabolola.doc | 860.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - презентация по предмету «Окружающий мир» в 4 классе Тема урока:
Разработал учитель: Голубева Тамара Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока «Планета заболела» Цели урока:
нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы; 2. формирование представления о Земле как общечеловеческом доме; 3. показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; 4. формировать представление о человеке, как части живой природы II. Развивающие:
III. Воспитывающие:
Тип урока: изучение нового материала Оборудование: глобус, информационные листы, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Планета заболела», кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунки планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички - названия групп, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц », Красная книга. Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно – коммуникативные, интерактивные, групповые. План урока:
Ход урока: I - Организационный момент: (Слайд №1) Уч. Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя . Ах, как часто , глядя в поднебесье , Мы мечтаем покорить пространство. И, как Маленькие принцы, в одночасье На других планетах оказаться. Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси. И, конечно же , ловить себя на мысли: Им с Землею нашей не сравниться . -Для нас, землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. Неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери « Маленький принц ». И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »? Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ». (Слайд №2) II.Актуализация знаний . Кроссворд (Слайд №3)
1.Самая большая планета . ( Юпитер ) 2.Самая маленькая планета . ( Плутон ) 3.У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн ) 4.Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце ) 5.Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий ) 6.Бирюзово –синий газовый шар . ( Нептун ) 7.Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку. ( Уран ) 8.Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. ( Звезды ). 9.Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ) 10.Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс ) 11.Спутник планеты Земля .( Луна ) 12.Наука о космических телах. ( Астрономия ) ( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) . -Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля. III.Мотивация . ( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ). Самая прекрасная , родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы - твои заботливые дети . Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны, Звери, птицы, травы погибают. Где бы мы ни жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья , Мы, Земля, с тобой одна семья. Звучит голос Земли : -Мне радостно слышать вас и обидно . -Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось? Голос Земли : Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила: любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Показ слайдов с изображением различных видов поверхности Земли Слайд №, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя? У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты ) -Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ? IV.Сообщение темы и целей урока . -С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ». -Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ? V.Новый материал. 1) Признаки грозной беды. -Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы. А что угрожает нашей планете Земля ? Выяснить это нам поможет рассказ ученых экологов. Что они изучают? Задания для групп. 1.Ботаники расскажут, что угрожает «легким нашей планеты » - растениям. 2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных. 3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху. ( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды ») Признаки грозной беды. 1.Вырубка лесов. Слайд №10 Зеленые насаждения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Об этом, к сожалению, забывают вальщики леса, продолжая уничтожать исполинов и вытаптывая цветы. А это значит, что многие лесные жители – животные – вынуждены погибать. Деградация природы идет вперед. Пока этого практически не видно, но животный мир испытывает на себе это каждый день. Без плетистых корней, болот, зеленых листьев, гнилых деревьев и простого сухостоя не могут выжить многие виды животных. Даже частичная вырубка лесных массивов влияет на баланс экосистемы. 2.Пожары. Слайд №11 Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители, как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания. На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Только в Сибири и на Дальнем Востоке доля "естественных" возгораний довольно высока, хотя и здесь она не превышает 25-30%. Так что именно неосторожность людей - главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами. 2.Гибель животных. Слайд №12 Животный мир представляет собой важную часть биосферы нашей планеты. Хозяйственная деятельность человека сильно сказывается на животных, вызывая увеличение численности одних, сокращение - других, вымирание - третьих. Воздействие человека на животных осуществляется двояким путем: прямым - непосредственным преследованием, нарушением структуры популяций и истреблением или расселением, и косвенным - изменением условий жизни. Прямое воздействие испытывают преимущественно промысловые животные, добываемые в больших количествах ради меха, мяса, жира и пр. В результате численность многих из них резко снижается, а отдельные виды даже исчезают, Гибель животных происходит от химических веществ, применяемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. При этом нередко гибнут не только вредители, но и полезные для человека животные. К этой же категории явлений относятся многочисленные случаи отравления рыбы и других видов водных животных ядовитыми веществами, которые содержатся в сточных водах, сбрасываемых в водоемы промышленными и бытовыми предприятиями. Вырубка лесов, распашка степей, осушение болот, сооружение плотин и строительство городов, селений и дорог, загрязнение атмосферы, воды и почвы - все эти и многие другие виды деятельности человека коренным образом изменяют лик Земли и условия жизни животных. Серьезные ухудшения условий жизни, а нередко и гибель животных вызывает загрязнение водоемов сточными водами. 3.Загрязнение воды. Слайд №13 Водные ресурсы планеты являются едва ли не самыми значимыми для существования жизни на планете. Истощение запасов и загрязнение пресных вод является насущной проблемой человечества. Все возрастающий дефицит пресной воды связан в первую очередь с загрязнением водоемов промышленными и бытовыми отходами. Наиболее распространенными загрязнителями являются нефть и нефтепродукты, попадающими в водную среду при добыче и транспортировке, а также различные токсичные, вредные вещества, применяемые повсеместно в промышленности и быту, загрязняющие сточные воды. Подобная атака со стороны человека подрывает экологию нашей планеты и ведет к неизбежному в будущем недостатку пресной воды. 4.Загрязнение воздуха. Слайд №14 Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: сброс загрязняющих веществ в атмосферу, воду, почву. Выбросы в атмосферу являются основными источниками загрязнения. К основным источникам промышленного загрязнения атмосферного воздуха относятся предприятия энергетики, металлургии, стройматериалов, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, производства удобрений. Вещества, находящиеся в атмосферном воздухе, попадают в организм человека и животных главным образом через органы дыхания, что ведёт к различным заболеваниям и даже к смерти. 5.Накопление мусора. Слайд №15 Сегодня мусорные свалки представляют настоящие бомбы замедленного действия. Здесь скапливаются иногда очень опасные вещества. Они отравляют почву, воду, атмосферу. Необходимо, чтобы каждый ТБО полигон и свалка мусора были классифицированы, контролируемы, оптимизированы. Для этого важно перенимать опыт других стран.
6.Отравление почвы. Слайд №17 7 Строительство гидроэлектростанций. Слайд №18 При строительстве Братской ГЭС в ложе водохранилища оставили строевую сосну, которая стала разлагаться, превратив водохранилище в мертвый водоем; Сооружение на Енисее Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС привело к необратимым процессам: изменению микроклимата региона, нарушению водного и теплового баланса реки. Прогретые массы водохранилищ не позволяют реке полностью покрыться льдом. Во время ледохода создаются заторы, перегораживающие реку по всей ширине, бомбежка которых малоэффективна. Каждый ледоход приносит местным жителям большие беды; Иркутская ГЭС построена в сейсмически активной зоне; катастрофическое разрушение плотины приведет к уничтожению ряда городов вдоль Ангары; Многие города Сибири — Новосибирск, Красноярск, Иркутск и другие — находятся ниже водохранилищ с высокими плотинами. Природная катастрофа или диверсионный взрыв могут привести к уничтожающему наводнению. Постройка на реке Волга каскада гидроэлектростанций превратила ее в цепочку загнивающих озер и вовсе относится к разряду «экологического авантюризма» -Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек ) -Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. » -Что имел в виду автор этих строк ?( ответы детей ) -Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты? -Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» -Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ? -Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими. VI Физминутка . ПОЛЁТ НА ЛУНУ
VI I Продолжение работы по теме урока -Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ? 2) Охрана природы. -Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ? -А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ? ( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга )
-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ? 3)Международное сотрудничество . а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что : У всех людей одна планета И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим, не скупясь. ( И. Ландо ) -В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней. -Что такое конвенция ? б) Работа с информационными листами по группам. -Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности : 1.Соглашение о сохранении белых медведей. 2.Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния. 3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения. 4.Конвенция об охране дикой флоры и фауны. 5.Международная конвенция об охране птиц. 6.Конвенция по борьбе с опустыниванием. ( отчет групп ) в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу ».Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь ( панда ). г) Создание своей организации. -Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. -Придумайте название, эмблему , девиз. ( Учитель может предложить свой вариант : Название : «Маленькие принцы Земли »Эмблема с изображением Маленького принца. Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».) Ученик читает стихотворение : Здравствуй, планета ! Здравствуй, Земля ! Отныне мы дети твои и друзья. Отныне мы вместе большая семья. Мы Маленькие принцы Планеты Земля ! ( Плакат с изображением улыбающейся планеты ) ИТОГ : -Ребята, почему наша планета улыбается ? -Она поняла, что у неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад. Берегите Землю!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Интегрированный урок окружающего мира и математики "Планета заболела"
На уроке формируются представления о Земле как общечеловеческом доме; показывается важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; закрепляется табличное умноже...
урок окружающего мира на тему "Планета заболела"
урок окружающего мира в 3 классе на экологическую тему...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...