окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Молчанова Оксана Викторовна

рабочая программа по окружающему миру для 1 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_sdat.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа по окружающему  миру  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго  поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование,  основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №7», фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру   и  авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться,  утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.           Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир».  Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
  • формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  •  формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  •  развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
  •  формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
  •  формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который  является его деятельностным компонентом.

   Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Изучение окружающего мира направлено на решение следующих задач:

Предметные– способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных         естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

метапредметные -способствовать осознанию учащимися связей в природном и  социальном мире,  

- способствовать формированию общеучебных умений   ( выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать,  - понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);                

- способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,  его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

личностные -способствовать социализации ребёнка, воспитанию     эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию      нравственных и эстетических чувств.                                    

Место предмета в базисном учебном плане

Объем программы: Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  66  ч. (33 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю). 

         В программе  1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

В 1 классе  это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё         здоровье».

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему  гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».

В основе программы лежит линейно – концентрический принцип изучения учебного материала.

        С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и  практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение  уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса ( в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).                  

        


Содержание  курса.

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

  Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1

Ты- первоклассник.

  Школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

4 ч

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,  

выполнять правила поведения;

применять правила дорожного движения;

2

Твои друзья-взрослые и дети.

    Правила общения,   дружеские  отношения

6 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:    правило,   дружеские  отношения.

использовать в процессе общения основные правила этикета;

строить диалог со взрослыми и сверстниками;

3

Твоё  здоровьё .

Здоровье, органы чувств,  время,  час,  день  недели,  гигиена, способы закаливания,  гимнастика.

7 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах :  здоровье,  время,  час,  день  недели,  гигиена,  гимнастика.

выполнять режим дня;

соблюдать правила гигиены;

4

Мы  и  вещи.

Мир профессий, предметы труда, уважение  к  труду,  экономное  отношение

4 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  труд,  уважение  к  труду,  экономное  отношение,  одежда,  обувь,  мебель,  безопасность.

выполнять несложные трудовые действия  в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда

5

Родная  природа.

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.),  способы охраны природы, Красная книга

25 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  природа  (живая,  неживая ),  время  года,  сезон,  растение  (открытого  грунта,  комнатное),  животное  (домашнее,  дикое),  теплица,  заповедник,  Красная  книга.

различать живую и неживую природу;

различать сезонные изменения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

различать виды животных

6

Родная  страна.

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество

19 ч

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  семья,  родители,  город,  село,  страна,  памятное  место,  транспорт,  фольклор,  народное  творчество,  профессия.

рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;

знать название своего города, страны, столицы;

знать символику страны;

знать полное имя, домашний адрес;


Основное содержание раскрывается через круг вопросов, сгруппированных в темы:

1 класс

По программе

66 ч

Количество часов в неделю

2 ч

Содержание курса.Человек и природа

29 ч

Человек и общество

35 ч

Резерв

2 ч

Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Распределение учебного материала и время его изучения:

    Количество часов в год – 66 ч. Количество часов в неделю – 2 ч.

   Количество часов в   I четверти –  18 часов; Количество часов во II четверти – 14  часов;
  Количество часов в III четверти -  19 часов; Количество часов в IV четверти -  15 часа;

Формы организации учебного процесса:

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др. (обучение строится на  деятельностной  основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).        

Дано

Человек и природа

Времена года

12 ч

Природа вокруг нас

8 ч

Природа неживая и живая

6 ч

Человек – часть природы

1 ч

Тело человека

2 ч

Итого:

29 ч

Я - школьник

7 ч

Человек и общество

Правила безопасной жизнедеятельности

6 ч

Моя Родина

7 ч

Родной край – частица Родины

3 ч

Человек – член общества

3 ч

Значение труда для человека и общества

5 ч

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

4 ч

Итого:

35 ч

Резерв:

2 ч

ИТОГО:

68 ч

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, хозяйство по выращиванию цветов и т.п..Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).Практические работы. Используется фронтальная,групповая,индивидуальна работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе.

№ п/п

Наименование тем и уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

Использование ИКТ, проект

1

                 I четверть

           Ты  первоклассник.

Урок-экскурсия. « Нас окружает удивительный мир» (4-5)

10

1

Ученики учатся принимать и сохранять учебную

задачу. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям  ПУУД

       

2

Урок-игра. «Давай познакомимся» (6-7)

Диагностическое обследование.

1

Учатся логически мыслить, сравнивать предметы, обобщать ПУУД

3

Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11)

1

Ученики учатся принимать и сохранять учебную

задачу.    ПУУД

4

Правила поведения в школе (12-14)

1

Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей    РУУД

5

 Родная природа

Урок-экскурсия. Сентябрь – первый месяц осени (15-17)

26

1

ПУУД, КУУД

Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений, задавать вопросы

6

Что нам осень подарила (18-20)

1

Учатся осуществлять анализ объектов выделением существ-х и несуществ-ых признаков    ПУУД

7

              Родная  страна

Семья (23)

17

1

КУУД Допускать возможность высказывания разных точек зрения

8

О маме и бабушке поговорим … (24-25)

1

Удерживать учебную задачу, строить

рассуждения в форме простых суждений  ПУУД

9

Любимые занятия  (26-28)

1

осуществлять дифференцированную

работу ПУУД

10

Воскресный день  (29-30)

1

Учить строить сообщения, Принимать и сохранять учебную задачу ПУУД

11

            Родная природа

Как из зерна получилась булка (31-32)

1

ПУУД Осуществлять синтез как составление

целого из частей

12

Человек и домашние животные (33-34)

1

Учатся осуществлять генерализацию ,т. е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации ПУУД

13

Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39)

1

Учатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений        ПУУД

14

Явления природы (40-43)

1

Учатся осуществлять анализ объектов выделением существенных и несущественных  признаков ПУУД

15

           Ты  первоклассник

Где ты живешь? Что такое дорога (44-45)

1

ПУУД Учатся строить рассуждения, планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей.

 

16

Правила поведения на дорогах (46-49)

1

Учатся задавать вопросы, использовать знаково-символические средства      КУУД

17

             Мы  и  вещи.

Ты и вещи (50-53)

5

1

Учатся классифицировать предметы по заданному признаку ПУУД

18

II четверть

Урок-игра « Кто самый аккуратный?»

1

Учатся рассуждать, устанавливать аналогии     ПУУД  

19

Кто работает ночью (54-55)

1

Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать    ПУУД,   КУУД

2

Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами.

1

Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать    ПУУД,   КУУД

21

Ты и твоё здоровье

Что такое здоровье (56)

1

Учатся задавать вопросы, рассуждать,  делать выводы, формулировать собственное мнение    ПУУД,   КУУД

22

Твои помощники – органы чувств (57-58)

1

Формулировать собственное мнение КУУД

23

Правила гигиены (59-60)

1

Учатся принимать установленные правила, рассуждать  РУУД

24

О режиме дня. О времени и часах (61-62)

1

Принимать учебную задачу П.УУД,  

25

Урок в спортивном зале (63-65)

1

Формулировать собственное мнение

К.УУД

26

                   Родная природа

Урок-экскурсия. «Ноябрь – зиме родной брат (66-67)

1

П.УУД, к.ууд Учатся устанавливать аналогии,

Строить рассуждения в форме простых суждений, задавать вопросы

27

Дикие животные (68-71)

1

Учатся осуществлять генерализацию ,т. е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации П.УУД

28

Что мы знаем о птицах (72-76)

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу,

П.УУД строить рассуждение, проводить сравнение.

29

                  Родная страна

Родной край (77-79)

1

Кууд задавать вопросы, использовать  речь для регуляции

своего действия

30

Дом, в котором ты живешь (80-83)

1

Кууд  формулировать своё собственное  мнение, задавать воп-

росы

31

Зачем люди трудятся? (84-86)

Диагностическое обследование.

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задач

П.УУД наблюдать, сравнивать

32

            Родная природа

В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу. Зимний парк. (87)

1

П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать ,обобщать

Кууд  задавать вопросы

33

III четверть

Какая бывает вода? (88-89)

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу,

П.УУД наблюдать, сравнивать, характеризовать свойства воды

34

Ты первоклассник

Поговорим  о  дружбе (90-91).

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в

школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

 

35

Идем в гости (92)

1

РУУД  различать и оценивать  формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах

36

Урок-игра. «Новогодний театр» (93)

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД выражать свои мысли в соответствии с постав-ми задачами.

37

             Родная природа

Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96)

1

ПУУД  наблюдать сезонные изменения  в природе,  КУУД  формулировать собственное мнение

38

Хвойные деревья (97-98)

1

ПУУД учатся наблюдать, сравнивать, рассуждать

39

Жизнь птиц (99-102)

1

ПУУД  характеризовать особенности разных видов птиц, группировать их

40

              Родная страна

Наша страна – Россия (103-107)

1

ПУУД  различать Государственную символику,   находить информацию ( в том числе  иллюстративную) о достопримечательностях  Москвы.

41

Урок-путешествие. «Россия- Родина моя»

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД  находить информацию.

42

Богата природа России (108-114)

1

ПУУД  характеризовать условия, необходимые для жизни растений

43

Мы – россияне (115-118)

1

ПУУД  моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности ,КУУД  оценивать ситуации общения

44

Народная сказка (119)

1

ПУУД  сравнивать, пересказывать по картинкам,   КУУД формулировать собственное мнение

45

               Родная природа

Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121)

6

1

ПУУД  наблюдать сезонные изменения  в природе,  КУУД  формулировать собственное мнение

46

Звери. Млекопитающие (122-125)

1

ПУУД  характеризовать особенности разных видов животных, группировать их

47

Наш уголок природы (126-129)

1

П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать ,делать выводы.

48

Комнатные растения (130-132)

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД  характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

49

   Родная страна

Мы – граждане России (133-134)

1

РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД  формулировать собственное  мнение

50

Наши права и обязанности (135-138)

                 

       

1

РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД  формулировать собственное  мнение

51

           Ты первоклассник

О правилах поведения (139-141)

1

Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в

школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

52

 Родная  страна

8 Марта – праздник всех женщин (142-144)

1

ПУУД  рассказывать о взаимоотношениях в семье, о заботе членов семьи друг о друге ,КУУД  формулировать

собственное  мнение

53

Март- капельник (145-150)

1

ПУУД  наблюдать сезонные изменения  в природе,  КУУД  формулировать собственное мнение

54

  IV четверть

 Ты  и  здоровье

Здоровая пища (151-152)

1

ПУУД  объяснять   необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, режима питания

55

Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154)

1

ПУУД  объяснять   необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, закаливания организма

56

Какое бывает настроение (155)

1

РУУД  принимать и сохранять учебную задачу,  КУУД  задавать вопросы

57

                 Родная  природа

Экскурсия на водоём.  Апрель – водолей (156-161)

1

ПУУД  наблюдать сезонные изменения  в природе,  КУУД  формулировать собственное мнение

58

Урок-экскурсия. Весенние работы (162-164)

1

ПУУД  наблюдать, сравнивать, делать выводы, КУУД  формулировать собственное мнение  и  позицию.

59

                   Мы и вещи

Кто работает на транспорте (165-167)

1

ПУУД  работать с информацией (иллюстративной в учебнике), рассуждать

60

              Родная страна

День космонавтики (168-169)

1

ПУУД  находить необходимую информацию(извлекать) из учебника и обсуждать полученные сведения , работать с

 иллюстративным материалом

61

               Родная  природа

Урок-экскурсия. «Весна пришла».

1

ПУУД  наблюдать сезонные изменения  в природе,  КУУД  формулировать собственное мнение

62

Май весну завершает, лето начинает… (170-172)

ПУУД  наблюдать, сравнивать

63

Жизнь  земноводных весной 173-174)

1

ПУУД  характеризовать особенности разных видов животных

64

Животное – живое существо (175-180)

1

ПУУД  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения

65

Скоро лето (181)

Диагностическое обследование.

1

ПУУД  наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять поиск необходимой информации

66

              Родная  страна

Урок-викторина. «Ты – пешеход» (182-184)

1

ПУУД  моделировать безопасный путь от дома  до школы с помощью условных обозначений, КУУД задавать вопросы  


Результаты изучения учебного предмета.

     Личностными результатами изучения курса « Окружающий мир» являются:

- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств, культура поведения и взаимоотношений  с окружающими;

- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную культуру и закаливание;

     Метапредметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на  познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- осознание правил и норм   взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа  ( класс, школа, семья, учреждение культуры);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

   Предметными  результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять  характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента:

  • называть – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
  • различать (сопоставлять) – владение конкретными умениями и навыками;
  •         решать задачи в учебных и бытовых ситуациях – группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

  • своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий);
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  • основные достопримечательности родного города и столицы России;

       различать (сопоставлять):

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  • различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

            решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать своё учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм,  сеять семена, сажать черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

       В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

-Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.

-Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

  -Форма итоговой аттестации обучающихся – задания тестового характера.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

Источники информации для оценивания: деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);статистические данные; работы учащихся; результаты тестирования.

Методы оценивания: наблюдение, открытый ответ, краткий  ответ, выбор ответа, самооценка.

Для реализации программного содержания используются:Для учащихся:Учебник « Окружающий мир». 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, М.: «Вентана – Граф»2008). Рабочая  тетрадь «Учимся думать и фантазировать». 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, М.: «Вентана – Граф», 2008). Для учителя:Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 класс.Беседы с учителем. 1 класс (автор Л. Е. Журова).

Методическое обеспечение программы:Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл. М.: Вентана – Граф, 2011 г.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011 г.
  • Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. М.: Вентана- Граф, 2011 г.

Список литературы.

-Виноградова Н.Ф.. Начальная школа ХХI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта1-4 классов.- М. Вентана-Граф, 2007.  

-Днепров Э.Д., АркадьевА.Г.. Сборник нормативных документов. Начальная школа. - М., Дрофа,2008.

-Сборник программ к учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века». – М., Вентана-Граф, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...