Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Грошева Мария Викторовна

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okr._mir_2_klass.docx96.2 КБ

Предварительный просмотр:

G:\на сайт.jpg

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Окружающий мир»  во   2   классе

на 2014  -  2015 учебный  год.

Программа разработана на основе авторской программы по

Окружающему миру, Плешаков А.А.  

Предмет                                                       авторы                                                      

для УМК «Школа России».                      

   Составитель:

                                                                  Учитель начальных классов

Грошева Мария Викторовна,

I квалификационной категории,

стаж работы 9 лет.

                                                                e-mail: groshewa.marya@yandex.ru

сайт: http://nsportal.ru/grosheva-mariya-viktorovna

с. Новая Бурка – 2014г.

Содержание.

I.        Пояснительная записка.        

II.        Общая характеристика учебного предмета.        

III.        Описание места учебного предмета в учебном плане.        

IV.        Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.        

V.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.        

VI.        Содержание учебного предмета.        

VII.        Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.        

VIII.        Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.        

IX.        Приложение №1: «Календарно-тематическое планирование».        

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе   следующих нормативно – правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
  4.  СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 1993.
  5. Приказ Министерства образования РФ от19.12.2012года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях.
  6. Учебный план МКОУ «Новобурковская сош»  на 2014 – 2015 учебный год.
  7. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Новобурковская сош».
  8. Локальный акт школы «Положение о рабочих программах» МКОУ «Новобурковская сош».
  9. Годовой календарный учебный график МКОУ «Новобурковская сош» на 2014 – 2015 учебный год

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа  в неделю. Программа рассчитана на 270 часов. Во 2 классе — 68 часов (34 учебные недели).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные  результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. Содержание учебного предмета.

Раздел программы

Кол-во часов

Характеристика  содержания

Где мы живем?

4

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

«Природа».

20

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными.  

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

«Жизнь города и села».

10

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

«Здоровье и безопасность».

9

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

«Общение».

7

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

«Путешествия».

17

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Резерв  учебного времени.

1

Учитель использует на закрепление тем которые трудны детям или не использует  в связи с карантином в школе или низкой посещаемостью во время морозов.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Раздел: Где мы живем?

Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности  столицы; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;
  • называть народы России, обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать с взрослыми: находить информацию о народах своего края;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел: Природа

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения и животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

  • Понимать учебную задачу урока; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;
  • работать в парах: различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел: «Жизнь     города     и     села».

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать город и село;
  • знать отличия города и села; называть сходства и различия городского и сельского домов;
  • рассказывать о своём городе, о главной улице, достопримечательностях;
  • находить в книгах и сети Интернет соответствующий материал;
  • составлять устный рассказ;
  • выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Раздел: «Здоровье     и     безопасность».

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

  • Понимать учебную задачу урока; различать внешнее и внутреннее строение человека;
  • показывать на своём теле части тела;
  • изучать с помощью рисунка внутреннее строение тела человека;
  • знать правила сохранения и укрепления здоровья;
  • знать понятие «здоровый образ жизни»;
  •  знать правила поведения на дороге, в транспорте;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • уметь выполнять правила дорожного движения.

Раздел: «Общение».

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

  • Знать понятия «культура общения», «семья», рассказывать о своей семье, приводить примеры семейных традиций;
  • моделировать ситуации общения с людьми разного возраста;
  • оценивать реальные и игровые ситуации общения;
  • знать правила культурного общения и учиться их выполнять.

Раздел: Путешествия».

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. Россия на карте. Путешествие по Москве. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

  • Знать понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»;
  • условные обозначения сторон горизонта;
  • уметь ориентироваться на местности с помощью компаса;
  • показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
  • моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина;
  • знать понятие «водоём»;
  • работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать территорию России, ее государственные границы;
  • рассказывают о столице, о гербе Москвы;
  • рассказывают, Санкт-Петербурге.
  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В двух частях. Часть 1, 2.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. Части 1, 2 
  3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.  Окружающий мир. Тесты. 2 класс. 
  4. Персональный компьютер с принтером, сканером.
  5. Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  6.  Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение.
  7. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
  8. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.
  9. Стол учительский с тумбой.
  10. Настенная магнитная  доска для  письма и вывешивания иллюстративного материала.
  11. Географические карты.
  12.  Термометр.
  13. Компас.
  14. Муляжи овощей, фруктов, грибов.
  15. Коллекция полезных ископаемых.
  16. Гербарии культурных и дикорастущих растений.


  1. Приложение №1: «Календарно-тематическое планирование».

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения  урока

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Где мы живем?

Родная страна.

Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки.

Регулятивные:

понимать и сохранять учебную  задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

2

Город и село. Проект «Родное село».  

Научатся объяснять особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта.

3

Природа и рукотворный мир.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

4

Наш адрес в мире. Проверим себя по разделу «Где мы живём?»

Научатся оценивать свои достижения.

5

«Природа».

Неживая и живая природа.

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказываний; задавать вопросы.

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке.

6

Явления природы.

Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека.

7

Что такое погода.

1

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.

8

В гости к осени (экскурсия).

1

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

9

В гости к осени (урок).

1

Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой  природе; показывать связь между ними.

10

Звёздное небо.

1

Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.

11

Заглянем в кладовые земли. Пр.р.: «Знакомство с горными породами».

1

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.

12,

13

Про воздух и про воду. Пр.р.: «Знакомство с термометром», «Свойства воды».

2

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.

14

Какие бывают растения?

Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

15

Какие бывают животные?

Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

16

Невидимые нити.

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

17

Дикорастущие и культурные растения.

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте.

18

Дикие и домашние животные.

Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека.

19

Комнатные растения.

Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.

20

Животные живого уголка.

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

21

Про кошек и собак.

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.

22

Красная книга. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

23

Будь природе другом.

Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Научатся оценивать свои достижения.

25

«Жизнь города и села».

Что такое экономика?

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

научится осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных заданий; проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;

-будут сформированы

 чувства прекрасного и эстетические чувства.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

26

Из чего что сделано?

Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам.

27

Как построить дом?

Научатся выявлять особенности возведения  городского и сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности.

28

Какой бывает транспорт?

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.

29

Культура и образование.

Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.

30

Все профессии важны.

.Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

31

В гости к зиме (экскурсия).

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

32

В гости к зиме (урок).

Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

33

34

Проверим себя и оценим по разделу «Жизнь города и села».

2

Научатся оценивать свои достижения.

35

«Здоровье и безопасность».

Строение тела человека.

Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здоров. образа жизни.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентация на здоровый образ жизни.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

36

Если хочешь быть здоров.

Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.

37

Берегись автомобиля!

Научатся узнавать дорожные знаки, соблюдения правил дорожного движения.

38

Школа пешехода.

Научатся соблюдать правила безопасности

39

Домашние опасности. Пр.р.: «Отработка правил перехода улицы».

Научатся объяснять опасность бытовых предметов.

40

Пожар.

Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.

41

На воде и в лесу.

Научатся избегать опасности на воде и в лесу.

42

Опасные незнакомцы.

Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

43

Проверим себя по разделу «Здоровье и безопасность».

Научатся оценивать свои достижения.

44

«Общение».

Наша дружная семья.

Научатся объяснять, что  такое культура общения.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск информации для выполнения заданий.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-знание основных моральных норм.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

45

Проект «Родословная».

Научатся составлять родословное древо своей  семьи.

46

В школе.

 

Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

47

Правила вежливости.

Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.

48

Ты и твои друзья.

1

Научатся формулировать правила этикета.

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

Научатся вести себя в общественных местах.

50

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Научатся оценивать свои достижения.

51

«Путешествия».

Посмотри вокруг.

 

1

Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться  выполнить;

учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать действие

в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять анализ, обобщать и делать выводы;

использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

задавать вопросы; строить понятные высказывания; формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы

52

53

Ориентирование на местности. Пр.р.: «Определение сторон горизонта».

2

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам

54

Формы земной поверхности.

1

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

55

Водные богатства.

1

Научатся называть части реки; анализировать схему.

56

В гости к весне (экскурсия).

1

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

57

В гости к весне (урок).

1

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.

58

Россия на карте.

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.

59

Проект  

«Города России».

 

Узнают новую информацию о городах России.

60

Путешествие

по Москве.

 

Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы.

61

Московский Кремль.

Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России.

62

Город на Неве.

Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.

63

Путешествие по планете.

 

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.

64

Путешествие по материкам.

 

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.

65

Страны мира. Проект  

«Страны мира».

 

Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.

66

Впереди лето.

Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.

67

Проверим себя и оценим свои достижения.

Научатся оценивать свои достижения.

68

Резервное время учителя.

G:\на сайт 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...