Вода и ее свойства
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Составил:

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 21

Насиковская Ольга Григорьевна

Урок по окружающему миру

На тему: «Вода и её свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okm.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Составил:

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 21

Насиковская Ольга Григорьевна

Урок по окружающему миру

На тему: «Вода и её свойства»

Тип урока: урок исследование.

Дидактическая цель: познакомить учащихся со свойствами воды, научить наблюдать, сравнивать, делать выводы, повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Задачи: личностные : формирование норм нравственного эстетического поведения в разных формах работы

метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);

- умение работать с различными источниками информации;

- формировать навык делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;

 - способствовать когнитивному развитию

предметные: - познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;              

-  воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни

Оборудование: компьютер, проектор, экран,

Наглядность: презентация, листочки комнатных растений,  4 яблока, зеркало, сахар, стакан с водой, песок, чайная ложка.

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Примерная деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный момент.

            Прозвенел для нас звонок,

            Начинается урок!

            Всем удачи пожелайте,

            И работать начинайте.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что является самым большим чудом на земле, для этого я предлагаю послушать сказку.

Сказка о воде

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как - то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

- Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне  все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой  и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

        А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

       В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

      А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу  свойства воды чудесные.

       Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле.

Ответы учащихся

Слайд №1

2.

Сообщение темы урока

- Так, что же является самым большим чудом на Земле?

- Скажите, пожалуйста, о чем пойдет речь на уроке?

-Да, речь пойдет не только о воде, но и  её свойствах.    

- Какую цель поставим перед собой на уроке? 

Ответы учащихся

3.

Актуализация опорных знаний.

- И так тема нашего урока: «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА».

-  Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Да, большая часть поверхности Земли покрыта водой.  

- Такой видят космонавты Землю из космоса.

- А есть ли вода в живой природе? Вспомните, что именно мы относим к живой природе?

 Ответы учащихся

Слайд № 2

4.

Изучение нового материала

1. Исследования (работа в группах)

- Проведем несколько опытов. Цель опытов - узнать, есть ли вода в живых организмах. Для этого создадим 3 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и отвечает.

I - группа

Опыт 1.

 - Откусив кусочек яблока, что вы чувствуете? Какой вывод сделаете?

II - группа

Опыт 2.

- Разломайте листочек растения, сдавите его немножко. Что вы заметили? Какой вывод сделаете?

III - группа

Опыт 3.

- Подышите на зеркальце. Что вы заметили на стекле? - Какой вывод сделаете?

- Какой  можно сделать общий вывод?

- Вода есть в растениях, животных, человеке.    

- Более половины массы тела человека составляет вода.

-Вода дает жизнь живой природе. Растения без воды засыхают, животные – погибают, человек может прожить без нее всего несколько дней. Вода является домом для многих растений и животных.  

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Физминутка.

Ребята подготовили вам гимнастику.

Она дает прилив бодрости и сил.

Рыбки весело резвятся

           В чистой тепленькой воде,

           То сожмутся, разожмутся,

           То зароются в воде.

Два ученика демонстрирует правильное выполнение упражнения:

имитируют движения в соответствии с текстом, повторяя слова текста.

Слайд № 6

- Какие свойства имеет вода?

2. Исследование основных свойств воды.

Опыт 4.

 -Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его. Что происходит с кристаллами сахара?

– Но исчез ли сахар?

Опыт 5.

 -Возьмите стакан с водой и добавьте речной песок. Что произошло?

Вывод: вода умеет растворять лишь некоторые вещества.

Опыт 6. 

- На столе стакан воды, книга, пенал. Чем отличается вода от других предметов на столе?

Опыт 7. 

- Налейте воду в стакан, блюдце,  бутылочку.  Какую форму она приняла?  

Опыт 8. 

- Опустите в стакан с водой ложку. Что вы видите?  Что можно сказать о воде?

Опыт 9.

- Попробуем воду на вкус. Имеет ли вода вкус?  Имеет ли вода запах?  

Опыт 10.

- Давайте намочим платочек в воде. Если мы летом подержим этот платочек на улице, что произойдет с ним?

- Куда исчезнет вода?

- Как называют воду в народе?

- Объясните пословицу:

Хлеб отец – вода мать.

Вода дороже золота.

Без воды нет жизни.

Лес и вода – брат и сестра.

Ответы учащихся

5.

Закрепление

- Сделайте вывод. О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вывод: вода – жидкость, без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.  

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок и глину.

– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду?

- Как вы думаете, вода играет большую роль на Земле? Почему?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – 
Жить нельзя нам без … ВОДЫ

- Что же будет на Земле без воды?  

- Что нужно сделать, чтобы Земля не стала такой?

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги,  –
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!

Вывод:

Вода  необходима  для  жизни  и  деятельности  человека,  а  водная среда  –  это  среда обитания для различных насекомых и животных. Бережное  отношение  к  воде  необходимое  условие  для продолжения жизни на планете Земля.

Ответы учащихся:

Ответы учащихся:

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9,10

6.

Итог урока

- Узнали ли вы что-то новое на уроке?

-  Как человек использует свойства воды?

 - О чем бы вы хотели меня спросить

Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике.

Рассмотреть рисунки на с. 54-55 и рассказать, как используются свойства воды в хозяйстве.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...