Конспект урока. Окружающий мир.4 класс. Степи и человек.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Начальная школа XXI века.Конспект урока.Окружающий мир.4 класс.Зона степей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Окружающий мир |
Класс УМК | 4 класс «Начальная школа XXI века» |
Тема и номер урока в теме | Зона степей (урок №2:Степи и человек) |
Базовый учебник | Окружающий мир 4 класс в 2 частях Н.Ф. Виноградова и др. |
Тип урока: урок «открытие» нового знания ( на основе деятельностного подхода)
Цель урока: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи степной зоны и человека.
Задачи урока:
- рассмотреть роль степной зоны в жизни человека и влияние человека на степь;
- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;
-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;
-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернет
Используемые педагогические технологии:
- технология деятельностного подхода;
-элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;
- информационно - коммуникативные технологии
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
- учебник Окружающий мир 4 класс в 2 частях
Н.Ф. Виноградова и др;
- карточки для индивидуальной работы;
- карточки для работы в паре.
Этапы урока | Ход урока |
I.Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цели: - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. | - Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь. Пожелайте друг другу удачи! -Послушайте внимательно стихотворение. (Слайд 1) Россия, ты – великая держава, - Как вы думаете, почему я начала наш урок этим четверостишьем? (Изучаем раздел «Природные зоны России») |
II. Актуализация опорных знаний Цели: - организовать актуализацию знаний учащихся об особенностях степной зоны; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 1.Работа по карточкам (индивидуально) Способы: индивидуальная работа. Методы: самооценка. 2. Взаимопроверка по эталону. | Для того чтобы вы вспомнили, какие природные зоны мы исследовали, посмотрите на экран. ( Слайд 2) - Назовите природные зоны, так как они располагаются в направлении от севера к югу? (Арктика, тундра, лесная зона(тайга, смешанные леса), степь) -Какую природную зону мы начали исследовать на прошлом уроке? ( Степь.) - Давайте вспомним, что мы знаем об этой зоне? Проверка д/з (раб т-дь №2 С.13,задание 15) - Перед вами лежит три карточки, выберите то задание, с которым вы считаете, что справитесь. (Приложение №1) - В правом углу, в пустой клеточке поставьте оценку, которую вы предполагаете получить за это задание. - А теперь за работу! -Поменяйтесь карточками для взаимопроверки. -Поднимите руки, кто выполнял тест «Зона степи». -Проверяем. (Слайд 3) - Кто выполнял тест «Животные степи» - Проверяем. (Слайд 4) - Кто выполнял тест «Растения степи» (Слайд 5) -Поднимите руки, у кого не было ошибок, и он получил оценку «5» - У кого были незначительные ошибки, и вы получили оценку «4» - А кто получил «3»? - Встаньте те, кто подтвердил свою оценку с предварительной оценкой. - А есть, кто повысил оценку? Поднимите руки. Молодцы! |
III.Постановка учебной задачи.
Цели: - организовать постановку цели урока; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства. Методы постановки учебной задачи: - подводящий к теме диалог. Защита исследовательской работы. | - Ученика нашего класса заинтересовал вопрос: «Какие степные растения, занесены в Красную книгу Волгоградской области?» Она провела небольшое исследование и хочет нам о нем рассказать (об-ся защищает проект) (Слайды 6-16) Об-ся задает вопрос: « Какая главная причина исчезновения степных растений?» ( Распашка плодородных земель, влияние человека на степь). Подтвердите свой ответ словами из статьи учебника.(с.24) -Как вы думаете, какова тема урока? (Тема урока «Степи и человек») (Слайд 17) - Какую цель вы поставите на урок? (Узнать взаимосвязь между человеком и степной зоной.) (Слайд №18) - Какие учебные задачи мы поставим перед собой, чтобы реализовать нашу цель? (Задачи: - узнать какое значение имеет степь для человека; - определить, как человек влияет на степь; - узнать об охране окружающей среды степи) - Где мы можем узнать нужную информацию? (В учебнике с 23-26 и раб. тет. №2 с.8-9) - Задачи поставлены, нужно их решать. Я предлагаю представителю каждому ряда выбрать ту тему, которую вы будете исследовать. ( Ученики выбирают) - Взяли в руки карандаш и начали работать. |
IV.Открытие нового знания. Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода. Способы: индивидульная работа, фронтальная работа. Методы: частично – поисковый. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. | Каждый ряд получил учебную задачу для работы с текстом в учебнике. 1. Узнать взаимосвязь между человеком и степной зоной. 2.Определить, как человек влияет на степь. 3.Узнать об охране окружающей среды степи. Обучающиеся самостоятельно работают с текстом в учебнике. |
V. Физминутка. | Чтобы видеть все вокруг, (вращение глазами) Надо быть внимательным.(задержать взгляд на чем - то) Окружающий нас мир - (разводим руки) Очень занимательный. Под листочек загляни, (наклон вперед) Солнышку обрадуйся. (поднимаем голову, улыбаемся) Всем вокруг ты помоги, Руку другу протяни… (поворачиваемся друг к другу) Вот и замечательно. |
VI. Первичное закрепление Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция | - Поделитесь информацией, которую вы узнали из учебника и раб. т-ди. - Какое значение имеет степь для человека? ( Плодородные земли, растениеводство, животноводство.) - Какое основное занятие людей в степи? (Растениеводство) - Почему в степи хорошо развито растениеводство? (Плодородная почва.) - Какие культурные растения выращивают? ( Кукурузу, ячмень, др.) (Слайд 19) - Какие растения выращивают на поливных землях? ( Арбузы, дыни, абрикосы, томаты) -Чем еще занимаются люди в степи? (Животноводством) - Почему в этой зоне развито животноводство? ( Степные травы - хороший корм для домашних животных) - Разведением, каких домашних животных занимаются в степи? ( Лошади, овцы, коровы). (Слайд 20) -Роль степной зоны очень велика для человека? (Да.) -А как вы думаете, как человек влияет на степь? (Неумеренная распашка целинных земель, браконьерство, разрушение почвы,) - Как вы понимаете слова «неумеренная распашка земель»? ( В хозяйственной деятельности мало осталось целинной степи). - Что такое «целинная степь»? - Где мы можем посмотреть значение этого словосочетания? ( В словаре). - Открываем словарь и объясняем значение слова. ( Работа со словарем) - Почему происходит разрушение почвы? ( Неумеренный выпас скота). - Почему исчезли многие животные и птицы? (Браконьерство). (Слайд 21) -Как вы думаете, человек положительно влияет на степь? (Отрицательно) - Надо ли охранять окружающую среду степной зоны? (Надо) -Как? Поделитесь с нами, что вы узнали по этому вопросу? (раб. т-дь №2 с.11, задание 10) ( Создаются заповедники, питомники, запрет на охоту, охрана целинных земель.) - Для чего люди создают питомники? (Выращивают дроф, сайгаков и т.д.) - Почему необходимо оберегать сохранившиеся участки степей и создавать заповедники? (Сохранение целинных земель, сохранение животных, растений) (Слайд 22) - О каком заповеднике вы узнали из учебника? (учебник с.24-25) («Жигулевский заповедник») - Необычайна, богата и разнообразна флора заповедника, охраняемая на его территории. (Слайд 23,24,25) |
VII. Самостоятельная работа. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Способы: парная работа. Методы: самоконтроль, самооценка. | - А теперь давайте подведем итог всему сказанному. У вас на парте лежит одна карточка. Значит, вам предстоит работа в парах. 1)Работа в парах по карточке. (Приложение №2) Главный девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!» 2) Проверка. (Обучающиеся зачитывают текст и называют пропущенные слова) |
VIII. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать взаимосвязь между человеком и степной зоной.) - При помощи, каких задач мы реализовали нашу цель? 1.Узнали какое значение, имеет степь для человека. 2. Определили, как человек влияет на степь. 3.Узнали об охране окружающей среды степи. - Какими способами? (Работали парами, индивидуально, исследовали) - А теперь мы все знаем о степи? ( Нет). - Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке? -Оценивание. -Продолжи фразу. - Мне было интересно узнать... -Урок заставил меня задуматься…( Нужно беречь нашу природу) - Я надеюсь, что все вы будете любить и беречь землю, на которой мы живем. - Спасибо за урок! (Слайд 26) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"
Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"
Цель урока: познакомить детей с организмом и органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...
Схема - конспект урока окружающего мира на тему "Степи"
Данный урок разработан для 2 класса по образовательной системе "Школа 2100". Тп урока - знакомство с новым материалом. етадические приёмы: постановка темы урока через проблему, самостоятельн...
Конспект урока окружающего мира по теме "Лес и человек" 4 класс
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, проверку знаний и умений, работа над новой темой, гимнастику, проблемную ситуацию. закрепление, подведение итогов, выст...
Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема: "Лес и человек"
Конспект содержит задания различного характера, осуществляется работа в группах...
Конспект урока окружающий мир.4. класс.УМК " Планета знаний" . Тема " Лес в жизни человека"
· Урок позволит решить следующие задачи: Формируемые УУД:· Личностные: формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственн...