Страна, открывшая путь в космос
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx | 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Страна, открывшая путь в космос | Тип урока: Изучение нового материала | |||
Задачи: - формировать знания о становлении космонавтики в СССР, первооткрывателях космического пространства; - развивать познавательную активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
- иметь представление о первых этапах освоения космоса, достижениях СССР в области космонавтики; - знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта; - знать имена основоположноков современной космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв | - определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; - извлекать информацию из фотографий; - работать с текстом; - выступать с сообщениями; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | - проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность; - устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности | ||
Ресурсы урока: Учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; презентация SMART Notebook для интерактивной доски; статьи к теме урока. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
- Какое название наша страна носила до 1991 года? - Сколько республик входило в состав СССР? - Как развивалась наша страна в послевоенное время? |
- Союз Советских Социалистических республик. - 15 - Люди трудились, надеялись на счастливую жизнь. Поднимали из руин города, села. Было много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперед. |
Мотивация познавательной деятельности | |
События, о которых пойдет речь на сегодняшнем уроке, относятся к тому времени, когда наша страна носила название СССР. Мы узнаем тему урока, если отгадаем кроссворд.
Полетела в стаю звёзд.
Он и светел и горяч.
А только с одной восходит солнце.
Он такой родной для тебя и меня.
Сколько ни пожелаем, До него мы не достанем.
Обгоняя птиц полёт, Человек им управляет. Что такое?..
- Назовите ключевое слово. - Назовите синоним слова космос. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? О чём мы узнаем? - Прочтите тему урока на доске. Правы ли вы? - Что вы уже знаете по данной теме? Что вам ещё хотелось бы узнать? Космонавты говорят, что из космоса Земля видна в голубовато-белой дымке. Из иллюминаторов космических кораблей они видят голубые озёра, земные леса и луга. |
- Космос. - Вселенная. - О космосе, об освоении космического пространства, космонавтах.
|
Организация познавательной деятельности | |
- Давайте представим, что мы с вами отправились в путешествие в космос. С какого космодрома мы будем стартовать? - Кто знает, что такое космодром? - Что такое космический корабль? - Как вы думаете, какая наука занимается полётами в космическое пространство? Запишите это слово и его определение в свой словарик на странице 69 в рабочей тетради.
Основоположником космонавтики и ракетостроения стал Константин Эдуардович Циолковский. Именно он обосновал возможность использования ракеты для полётов в космическое пространство. Позже идеи Циолковского были развиты другими выдающимися учеными. Один из них – учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. Именно он воплотил в жизнь самые заветные мечты своего предшественника. Откройте учебники на странице 147. Прочитайте первые 2 абзаца статьи «Первые в космосе» и скажите, почему же 4 октября 1957 года – знаменательная дата для нашей страны? Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар с антеннами, диаметром 58 см и весом 83,5 кг. Вспомните, мы видели макет в натуральную величину на выставке в Петропавловской крепости. Началась космическая эра. Перед учеными встала задача – вывести на орбиту живое существо. - Какие существо проложило для человека дорогу в космос? Множество собак и других животных побывало на орбите нашей планеты. Всё было готово для полёта человека в космос. Под руководством С.П. Королёва был сконструирован космический корабль «Восток». Скажите, почему так сложно покинуть Землю и отправиться в космическое путешествие? Давайте разберемся, как летает ракета.
Для этого проведём небольшой опыт. На каждой парте есть воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Что заметили? По такому же принципу взлетает ракета. Топливо сгорает и образуется раскалённый газ, который вырывается через узкое отверстие – сопло, толкая ракету и заставляя её лететь вверх, преодолевая земное притяжение.
И вот наступил день, когда советский человек – гражданин СССР, нашей Родины, - совершил первый полёт в космическое пространство, преодолев земное притяжение. - Знает ли кто-нибудь, когда наступил этот день? - А кто же первым совершил полёт в космос?
По всей стране разнеслось сообщение об этом событии. Прослушайте, пожалуйста, его запись.
Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Кто знает имя первой в мире женщины-космонавта? А вчера (18 марта) исполнилось 50 лет с того дня, когда состоялся первый выход человека в открытый космос. Посчитайте, в каком году это было? Назовите имя этого космонавта. Алексей Архипович Леонов тоже гражданин нашей страны.
Время шло, космические полёты стали обыденным делом. Пришло время, когда на орбите Земли появились орбитальные станции. Об одной из таких космических путешественниц прочитайте в учебнике на стр.151-152. - Что интересного узнали из текста? - Какие научные открытия были сделаны при помощи этой станции?
Давайте посмотрим, как выглядит орбитальная станция изнутри. А что мы увидим, если посмотрим в иллюминатор? Давайте проверим. Мы с вами увидели планету Земля такой, какой увидел её Юрий Гагарин, после своего первого полёта в космос. Найдите в дополнительных материалах, что же сказал Гагарин о нашей планете.
В тетрадь запишите 2-3 факта из дополнительных материалов, которые показались вам интересными. | - Байконур. - Космодром – это комплекс сооружений для запуска космических кораблей. - Космический корабль – это аппарат для полёта человека в космос. - Космонавтика. - Был запущен первый искусственный спутник Земли. - Собака. - Мешает земное притяжение.
- Шарик стремительно взлетает вверх, потом падает вниз.
- 12 апреля 1961 года. - Юрий Алексеевич Гагарин
- Валентина Терешкова - 18 марта 1965 года.
- Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!
|
Подведение итогов | |
Давайте представим, что нам нужно отправить человека в космос. Все вы знаете, что не каждый человек сможет стать космонавтом. Почему? На ваших листах с заданиями и на доске предлагаются различные качества. Раскрасьте цветными карандашами те, которыми, на ваш взгляд, можно охарактеризовать космонавта. Теперь мы с вами отправимся в центр управления полётами. Руководитель центра подготовил для вас вопросы. Вы можете найти их в своих листах с заданиями. Поменяйтесь работами. Проверим ответы.
Выполним еще одно задание. На доске вы видите разные изображения. Нам нужно их расположить в хронологическом порядке.
| - Космонавт – профессия необычная, требующая особой подготовки.
А)Ю. Гагарин; б) А.Леонов; в) В.Терешкова
А) С.Королев; б) К. Циолковский; в) Белка и Стрелка
А) «Мир»; б) «Союз»; в) «Восток»
А) 1951; б) 1961; в) 1957
|
Дополнительный материал: статьи, подобранные учителем | |
Диагностика достижения планируемых результатов: тест со стр. 75 книги тестов |
Использованная литература:
- Глаголева Ю.И., Роговцева Н.И. Окружающий мир: Поурочные разработки (технологические карты уроков), 4 класс – М.: Просвещение, 2014
- Максимова Н.Т. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс – М.: ВАКО, 2014
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
- Методическая газета «Начальная школа». 2011 № 4, с. 20-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...
тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....
Страна, открывшая путь в космос
Презентация к уроку....
Страна, открывшая путь в космос
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....
Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...
Презентация к уроку "Страна, открывшая путь в космос"
Предмет "Окружающий мир". Класс: 4....
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...