Зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Интегрированный урок окружающего мира и музыки проводят учитель начальных классов и учитель музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zona_stepey.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Зона степей.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока:
-Познакомить с географическим положением зоны степей, особенностями климата, животным и растительным миром.
-Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой .
-Воспитывать умение работать сообща.
-Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; мультимедийная установка; картинки с изображением животных ,степных растений, аудиозаписи песен , дополнительная литература. учебник «Окружающий мир» В.Ф.Виноградова,
. ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности .
-Давайте настроимся на урок.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Перечислите их. ( Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.)
2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для
« открытия нового знания».
- По какому разделу мы сейчас работаем? ( Мы работаем по разделу «Природные зоны»).
-Какова будет цель нашего урока?
- Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?
- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? Начнем его с проверки домашнего задания. Тест «Природная зона лесов».
Тест
1) Хвойный, труднопроходимый лес называется:
а) бор
б) роща
в) тайга
2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница:
а) смешанном
б) хвойном
в) широколиственном
3) В лесной зоне не водится:
а) белый медведь
б) рысь
в) бурундук
4) В лесной зоне не растёт: )
а) берёза
б) калина
в) ковыль
5) В лесной зоне не встречается:
а) глухарь
б) кедровка
в) белая куропатка
-Поднимите букву. Кто выполнил все верно? Молодцы! Остальным нужно быть внимательнее.
3.Подготовительный этап для восприятия нового материала.
У.м. Мы проводим необычный урок – окружающий мир – музыка. Необычность не в том, что вы познакомитесь с одной из природных зон. Природа наполнена звуками. Музыка поможет вам глубже понять красоту природы и насладится этой красотой.
-Посмотрите видеоролик и выскажите предположения о теме урока. В какую природную зону мы попадём?
«Ой, ты степь широкая»
Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь – полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов,
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам,
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это….степь.
-Какова задача нашего урока?
4. Работа над новой темой
-Работать будем по плану изучения природной зоны.
ПЛАН .
1.Местоположение природной зоны.
2. Климат.
3. Растения.
4. Животные.
5. Занятия населения.
6. Экологические проблемы.
Дети разбиты на 4 научные лаборатории: географы, биологи, зоологи, социологи.
-Вспомним алгоритм работы в парах, группах.
Алгоритм работы в парах, группах.
- Прочитай текст.
- Выбери, отметь главные мысли.
- Обсуди в группе.
- Составь план ответа.
-Задача каждой группы обсудить и рассказать, о чём мы ещё не знаем. Как это сделать? Надо провести небольшое исследование. Давайте откроем учебники и прочитаем о зоне степей, выделим главное.
Работа в группах.
Учитель предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. (Географы, ботаники, зоологи, социологи).
Класс слушает докладчика, добавляют своими ответами.
Лаборатория « географы» обозначила границы зоны, рассказала о климате - вывод.
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго – западной границы России. По площади это небольшая зона. Большая ее часть расположена на Восточно – Европейской равнине и лишь небольшая её часть на Западно – Сибирской.
В степи хорошо выражены все 4 времени года.
-Ваша задача запомнить, какие особенности каждого времени года в степи.
Самое прекрасное время года в степи – это весна. Весна там короткая, снег тает быстро, в почве скапливается много влаги.. Холодная погода быстро меняется на жаркую.. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть. Дожди сильные, ливневые. Температура до +20 градусов.
У.м. Давайте посмотрим на море цветущих тюльпанов.
Видеоролик.
Давайте продолжим это бескрайнее море. На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви.
Стих о тюльпане
(раздать по два тюльпана, выполнить движения с тюльпанами)
В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь.
Вот как описывает весеннюю степь русский писатель А. Куприн.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики.
Лето в степи солнечное, жаркое, продолжительное и засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – СУХОВЕИ– это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури.
Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья. Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +22-24 градуса, в июле может подниматься до +40.
С наступлением сухого и жаркого лета степь как бы выгорает. Цветение заканчивается. И остаются только те растения, которые хорошо переносят жаркое лето.
У.м. Природа – это мир звуков. Какими звуками наполнена степь, попробуйте догадаться.
Закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что вы очутились в степи.
Релаксация.
Мухи-ливень-пение птиц-ветер-пчёлы-сверчки-кузнечики-табун лошадей.
В степи обилие насекомых. Живут здесь различные бабочки, пчелы, шмели. Особенно здесь много кузнечиков. Дикая лошадь – символ степи.
Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают редко. Почва сухая.
Зима здесь довольно мягкая и непродолжительная. С частыми оттепелями, но холодная, с морозами до – 20 С. Снежный покров очень маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели.
Лаборатория «биологи» использовали в своем докладе слайды растений и полезные ископаемые (почва-чернозем). Попытались ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.
1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
2) Совсем по-другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
-Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо.
У.м. Русские чернозёмные степи, степной перегной даёт бурную силу растениям, поэтому воспевается даже в русских народных песнях. Давайте мы исполним русскую хороводную песню «Земелюшка – чернозём».
Песня «Земелюшка – чернозём»
Летом можно увидеть растение перекати-поле.
-Как вы думаете, почему это растение получило такое название?
Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так перекати-поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния.
Лаборатория «зоологи» проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?
Животный мир степей богат и своеобразен. Здесь живут травоядные животные, грызуны, насекомые, птицы. Животный мир степей отличается от животного мира леса. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег помогает им спастись от врагов и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и корма.
По степи передвигаются стада сайгаков в поисках пастбищ. Этим животным приходится быстро бегать от главного своего врага – волка. Вдали от селений живут зайцы и лисицы. В степи обитает ядовитая гадюка. Окрас у животных часто под цвет растительности.
Весной в степь возвращаются к своим гнездовьям много птиц. Самая большая птица степей это дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами. Дрофа хорошо летает, но еще лучше бегает. Её называют степным великаном.
Прилетает сюда очень красивая птица – это журавль красавка. Привольно здесь живется розовому скворцу.
Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривая свою добычу.
Высоко в воздухе, не видные глазу трепещут и звенят жаворонки.
У.м. Пётр Ильич Чайковский изобразил музыкой пение жаворонка. Давайте послушаем.
«Песня жаворонка» слушание.
У. м. Как вы думаете высоко или низко летает жаворонок? Почему Чайковский назвал произведение «Песня» , а не чириканье, не полёт жаворонка?
Долгая звонкая трель как песня. Перед началом гнездования пение жаворонка достигает наибольшей силы. В мае пение слышится весь день и даже часть ночи, так что неизвестно даже, когда птица успевает перехватить корма или спать. Трепеща крылышками, с звенящими и свистовыми переливчатыми трелями поднимается певец в вышину и держится там почти на одном месте. Иногда он забирается так высоко, что маленькой точкой теряется в небе. В тех местах, где жаворонков много, от трелей невидимых певцов точно звенит и журчит само голубое небо.
-Ребята, степные птицы устраивают свои гнезда на земле. А почему, вы догадались?
Привольно живется в степи грызунам. Здесь живут суслики, хомяки, сурки, полевые мыши. Здесь им достаточно корма .Они делают норы, чтобы спрятаться от хищников.
У.м. на уроке музыки мы с вами слушали и исполняли музыкальное произведение «Сурок» композитора Людвига Ван Бетховена. О дружбе бедного музыканта и пушистого зверька сурка. Сурки легко приручаются, очень преданы своим хозяевам, встечают свистом восход солнца, иногда храпят. В городе Ангарске установлен памятник сурку.
А мы исполним песню «Сурок»
«Сурок» исполнение.
Лаборатория « социологи» попытались доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи?
Многим растениям и животным грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Основное занятие населения- земледелие. Еще одна причина на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
-Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения.
Учитель обобщает знания детей и ставит проблему.
- Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи ?
(На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).
- Вырубка лесных полос.
- Какие следствия?
- Ветры суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой почвы, пыльные бури).
- Неправильная распашка почвы. ( Разрушение плодородного состава почвы, рост оврагов).
- Смыв почвы водными потоками.
Очень важная задача- сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром.
У.м. Черноземные степи простираются непрерывной широкой полосой от Карпат до Алтая и Тарбагатая. К северу они доходят до города Тулы, затем граница идет по рекам Каме и Белой, спускается к югу вдоль Уральского хребта до 52° северной широты и вновь поднимается до Ирбита, Ишима, Омска и Колывани. К югу в пределах Европейской России степи доходят до Кавказских гор. Это огромная территория России. Давайте мы исполним песню «Моя Россия».
« Моя Россия» исполнение.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?».
6.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую ставили цель на уроке? (Познакомиться с зоной степей.)
- Какую ставили задачу? Где можно применить новые знания? Какой вид работы понравился? На какие вопросы мы смогли ответить?
(Мы смогли ответить на следующие вопросы:
-Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни-луковицы, длинные корни, узкие листья)
-Как приспособились к жизни в степи животные? (некрупные животные, защитная окраска)
-Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство))
7.Подведение итогов
Выставление оценок.
8.Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
Природная зона нашей страны: зона степей
Конспект урока в 4 классе "Природные зоны нашей страны: зона степей" ( УМК "Школа России")...
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Семейный альбом...
3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей
Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Интересный урок при изучении темы: "Зоны степей"...
Зона степей. Степь и человек.
Зона степей. Степь и человек....
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....