Природная зона нашей страны: зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект   урока  в  4  классе    "Природные   зоны   нашей  страны: зона   степей" ( УМК  "Школа   России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnaya_zona_nashey_strany_zona_stepey.docx115.47 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  16.ПРИРОДНАЯ   ЗОНА  НАШЕЙ   СТРАНЫ: ЗОНА СТЕПЕЙ.

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

2. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

3. Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.

4. Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира степи; картины «Степь», «На полях Черноземья»; лото «Растительный мир лесов».

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии.

-Нас   сегодня  ждёт  дорога,

И   узнать  нам  надо   много.

Так  возьмёмся, ребята, скорей  за  работу,

Чтобы  времени  зря  не  терять.

О  том, как  потрудились   дома,

Поспешим   друзьям   рассказать.

-Сегодня нас ждет... привольная степь. Мы отправляемся в интереснейшее путешествие в зону, которая простирается южнее зоны лесов.

II. Проверка знаний.

-Внимание,внимание!

Первое   задание:

О  роли   леса   схему   здесь   нарисовать

И  всё   по  схеме   рассказать.

Индивидуальный   ответ   по  теме «Роль  леса  в  природе  и  жизни  людей»

По выбору учителя несколько человек работают по карточкам:

                                      Карточка.

№ 1. В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:

а) голубика  лемминг  белая  сова    ?       (............................)

б) ягель  олень  волк (............................................)

№ 2. Найдите лишний объект растительного или животного мира:

а) полярный мак, водоросли, карликовая береза;

б) лиственница, сосна, клен;

в) олень, бурый медведь, лемминг;

г) рысь, тюлень, белый медведь.

Проверка.

Найдите лишний объект растительного или животного мира:

а) полярный мак, водоросли, карликовая береза;

б) лиственница, сосна, клен;

в) олень, бурый медведь, лемминг;

г) рысь, тюлень, белый медведь.

№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более … (мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию зоны занимает … (хвойный лес). В лесной зоне редкими животными являются: … , … , … (зубр, амурский тигр, утка-мандаринка). Лесным исполином называют … (лося).

Пока несколько человек работают по карточкам, с остальными учитель проводит игру-лото «Растительный мир зоны лесов». Учитель заранее подготавливает 3 комплекта карточек. (Разрезать по жирным линиям.) Класс делится на 3 группы-команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек лото.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Вопросы к кроссворду:

1. Белая …

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

2. Лесной хищник, которого из-за красивого, дорогого меха почти уничтожили.

3.         Горят красные кисти,

                Хоть давно нету листьев.

4.        Красненькая матрешка,

                Беленько сердечко,

                На кустах растет

                И сладка, как мед.

5.  Горбоносый, длинноногий

     Великан ветвисторогий.

     Ест траву, кустов побеги,

     С ним тягаться трудно в беге.

     Коль такого довелось

     Встретить, знай, что это...

6.  Вроде сосны, вроде елок,

     А зимою без иголок.

7.  Хозяин лесной

     Просыпается весной.

     А зимой под снежный вой

     Спит в избушке снеговой.

8. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

9.  С колпачком на голове,

     Будто в путь готовый,

     Он скрывается в листве

     Дуба золотого.

10. Прилетел к нам наконец

     Лучший наш певец.

     Дни и ночи напролет

     Он поет, поет, поет.

III. Работа над новым материалом.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интереснейшее путешествие в зону, которая простирается южнее зоны лесов.

- Найдите    зону степей на карте.

– Что рассказывает нам карта?(Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Бóльшая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской.)

- Где  расположена  зона   степей?

- Какую  территорию  она  занимает  по  сравнению  с  другими  зонами?

Учащиеся показывают зону степей на карте у доски.

-Молодцы. А теперь закройте глаза, слушайте меня и представьте себе эту картину. «Степь да степь кругом» – так поется в русской народной песне. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров.

Вот пробежал легкий ветерок, и волнами закачался ковыль, как будто легкая зыбь коснулась тоненьких нежных стебельков этого злака.

В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. И вдруг, как всполох, поднялось легкое пестрое облако – стая стрепетов взметнулась над степью. И так же неожиданно исчезла.

Слух услаждают нежные трели цикад, кузнечиков, кобылок. Множество сурков, сусликов облюбовали эти открытые места. Есть в степях и зайцы, есть и охотники на них – лисы. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Голод гонит животных прочь. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. С дождями возвращается жизнь в этот богатый край с плодородными черноземными почвами.

-Как, по вашему мнению, приспособились растения степной зоны к засухам? Прочитайте статью «Жизнь  в  степи» на с. 114 учебника и подготовьте  ответ по плану:

1. Общая особенность растений.

2. Приспосабливаемость к природным условиям разных растений (корень, стебель, листья).

Ученики. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Учитель показывает степные растения на рисунках и гербарий.

- Какие же животные обитают в зоне степей? Прочитайте статью на с. 114-115 учебника, рассмотрите иллюстрацию «Животный мир степей» и подготовьте ответ по плану:

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере разных животных (размер, форма, окрас).

Ученики. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением степных животных.

Скачут, скачут во лесочке      (прыжки на месте)

Зайцы- серые клубочки.         (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг- скок, прыг- скок-         (прыжки вперёд-назад, вперёд-назад)

Стал зайчонок на пенёк.        (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку,       (повернули туловище вправо,  правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.           (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе,         (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали.     (присесть, встать)

Все за ушком почесали.              (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись.            (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись.    (прогнуться, наклониться вперёд)

Шесть! Все встали снова в ряд,   (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд.                     (шаги на месте)

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

 Многим животным и растениям степной зоны грозит исчезновение.

- Почему они оказались в опасности? Прочитайте статью вашего учебника на с. 115–116   «Степи и человек».

- Заполните   схему «Экологические проблемы зоны степей»:

- Составьте две цепи питания, которые сложились в степи. ( Растения→хомяк→степная  гадюка; растения→насекомые→серая  куропатка→степной  орёл)

-Как под влиянием человека они разрушаются?

-Можно ли их восстановить?

-Почему степи везде распаханы?

-Почему необходимо беречь сохранившиеся участки степей?

-Как это сделать?

-Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить  выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

IV. Закрепление изученного материала.

-Лето в степи более продолжительное, чем в лесной зоне. Средняя температура июля +22–23,5 °С (местами +40°). Лето сухое, дожди имеют ливневый характер. Быстрое испарение. Иссушающие ветры очень часты. Речки часто пересыхают. Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снегу очень мало. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. Травы очень быстро восстанавливаются после засухи. Луковичные, клубневые приспособлены лучше других. Весна в степи начинается рано. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов.

Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свеклу, подсолнечник, бахчевые культуры), разводить огороды и сады.

Учащиеся заполняют схему «Климат степей».

-Как приспособились растения к жизни в степи?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

- Как приспособились в жизни в степи животные?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

-Назовите растения и животных степи, которые внесены в Красную книгу.

V. Итог урока. Выставление оценок.

- Что нового узнали на уроке? Что запомнилось больше всего? Что задело вашу душу?

Учащиеся читают вывод на с. 117 учебника.

Домашнее задание.

С. 110–116. Ответы на вопросы 1, 2

 «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2   на  стр.31-32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Природные зоны нашей страны"

По окружающиму миру во 2 классе по программе "Школа 2100" мы проходим темы: "природные зоны". Этот материал можно дать и на уроке обобщения и на классном часе. Он способствует развитию интереса у дете...

Викторина "Природные зоны нашей страны"

По окружающиму миру во 2 классе по программе "Школа 2100" мы проходим темы: "природные зоны". Этот материал можно дать и на уроке обобщения и на классном часе. Он способствует развитию интереса у дете...

Природные зоны нашей страны

Климат, растительность и животный мир в каждой из природных зон....

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны нашей страны".

Урок знакомит учащихся с природными зонами нашей страны: ледяная, зона тундры, лесов, степей, пустынь....

Китай - страна природных контрастов.

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Начальная школа ХХI века"....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Конспект урока окружающий природный мир. Тема: «Животные жарких стран»

Формирование знаний у учащихся о животных, обитающих в жарких странах....