Урок по Окружающему миру. Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.
Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей.
УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реки Санкт-Петербурга | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием игровых технологий по Окружающему миру.
Программа: УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях
Тема: Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.
Цель: Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
- рассказывать о реках, их частях и разнообразии, используя физическую карту России, условные знаки;
- рассказывать о значении воды (рек) в жизни людей.
- характеризовать свойства воды;
- объяснять, где используется вода, как и почему она загрязняется;
- находить информацию об охране воды;
- рассказывать о роли воды для живой природы;
- описывать реки нашего города.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- выражать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; к своему городу.
- испытывать эмоциональное сопереживание при рассмотрении красоты рек и окружающей их природы; вопроса о загрязнении рек;
Оборудование: карта России, карта Санкт-Петербурга, магнитный кораблик, презентация «Реки».
Литература:
- Планируемые результаты начального общего образования / [ Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-у изд. – М. : Просвещение,2010. – 3117 с. – ( Стандарты второго поколения).
- Клепина З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М. Академия, 2008.
- http://s-pb.in/rivers
- Предварительная работа: дети готовят небольшие доклады (10-15 предложений), каждый об одной реке СПб.
Этапы и содержание урока | |||||||
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов). | ||||||
1. Организационный: подготовка учащихся к работе. | |||||||
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомство с богатствами Земли. | |||||||
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме: Моря и океаны на карте. Значение моря для жизни людей. | |||||||
Что вы узнали на прошлом уроке? Какая вода в морях и океанах? Можно ли ее пить? А как люди используют море? А кто знает, что такое шторм? Хорошо, молодцы! | О том, что большая часть Земли покрыта водой. Это видно на глобусе, синим цветом отмечена вода. Есть Мировой океан. А в нем моря. Вода в них соленая. Ее нельзя пить. Ловят рыбу. Купаются. Загорают. Строят санатории. Добывают из них разные соли. Добывают янтарь и жемчуг для украшений. Делают полезные продукты из водорослей. Возят грузы и пассажиров на судах. Это когда очень сильный ветер и большие волны. Он очень опасен для людей и кораблей. Еще есть цунами – гигантские разрушительные волны, из-за вулканов, которые извергаются на дне моря. | ||||||
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). | |||||||
А сейчас отгадайте загадки: Он без рук, без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом в самый зной, Поит ледяной водой. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется. Из него вода не пьется, Потому что не вкусна – А горька и солона. С высоты большой срываясь, Грозно он ревет, И, о камни разбиваясь, Пеною встает. На свете нет ее сильней, На свете нет ее вольней, В руках ее не удержать И на коне не обогнать. Кто может сказать, какие водоемы бывают кроме океанов и морей? Кто назовет обобщающее название таких водоемов? А в чем же их различие? Какие водоемы мы с вами будем сегодня изучать? Верно. А более пристально мы сегодня будем изучать реки. Отгадайте загадку, что нам поможет в изучении рек: Мы пойдем по разным странам, - Объясните значение понятий «карта», «географическая карта», «масштаб». Расскажите о картах, которые вам известны. Расскажите правила чтения карты. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о реках. Включает презентацию. Рассмотрите картинки обсудите с соседом по парте и расскажите, что изображено на них. Какой из водоемов вы считаете лишним? Почему? | Родник! Море! Водопад! Река! Озеро, пруды, реки, родники, болота. Все эти водоемы пресные. В болоте нельзя купаться, а в реке, озере и пруде можно. В реке и роднике вода течет, а в болоте, озере и пруде вода не течет. Из реки, родника и озера можно пить воду, а из пруда и болота – нет. Родник, обычно маленький из него самая вкусная вода, она полезная. Пресные водоемы: реки, озера, болота, пруды Географическая карта. Объясняют: Карта — чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба; масштаб — уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Обсуждают в парах. Там, где чайки – пруд. С волнами, наверное, море. Где мост – речка. А с камышом – болото. Лишним будет море, потому что там вода соленая, ее пить нельзя. | ||||||
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках. | |||||||
Послушайте, что о пресных водоемах нам расскажет учебник. Так что же такое река? Прочитайте, пожалуйста, определение реки. Пишет на доске: РУСЛО. Уточняет значение слова «русло». А что же такое исток? Скажите своими словами. Кто не знает, может искать ответы в тексте. Что может быть истоком реки? Пишет на доске: ИСТОК. Какие еще части реки вы теперь знаете? Так. Пишет на доске: УСТЬЕ, ПРИТОК. Как определить, какой берег левый у реки, а какой правый? И соответственно притоки тоже будут левые и правые. (На доске ПРИТОК ЛЕВЫЙ или ПРАВЫЙ) Так какие же бывают реки? И еще мы с вами узнали, какие части есть у реки. Какие? | Дети читаю текст и слушают. Отвечают: Река – это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле. Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают». Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы. Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро. Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую. Если встать по направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа. Большие и маленькие. Узкие и широкие. Полноводные. Мелкие, быстрые, шумные горные, равнинные. РУСЛО, УСТЬЕ, ИСТОК, ПРИТОК. | ||||||
| |||||||
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. | |||||||
Посмотрите на картинки. Какая часть реки изображена на первой картинке? А какое это русло, какой реки? Хорошо! На второй картинке, что мы видим? Как еще можно назвать это место реки? А на третьей картинке, что изображено? Что еще можно сказать об этих реках? А как мы это определили? Что вы мне расскажите о четвертой картинке? А куда впадает маленькая река?
Сейчас мы с вами устроим водную экскурсию по рекам Санкт-Петербурга. Вот наш кораблик он проведет нас по главным водным магистралям нашего города. И еще у нас есть экскурсоводы, которые расскажут нам об этих реках. Кто знает, как называется главная река нашего города? Да, верно! По ней нас прокатит на нашем кораблике наш первый экскурсовод. Предлагает первому экскурсоводу подойти и показать на карте, как кораблик движется по Неве, как Нева выглядит на карте; где Нева делится на Большую и Малую Неву, Большую, Среднюю и Малую Невку. Молодец! Хорошо! Следующая река, по которой проплывет наш кораблик - Фонтанка. Выходит второй экскурсовод. Кораблик плывет по Фонтанке, с помощью экскурсовода. Молодец! Еще у нас в городе есть река Мойка. Приглашается следующий рассказчик, он проводит кораблик по Мойке. Очень интересный рассказ. Умница! Главная речка нашего района – река Охта. Покажи, как наш кораблик плывет по этой реке (выходит следующий докладчик). Очень интересно! Ребята, скажем «спасибо» за экскурсию нашим экскурсоводам. То, что нам рассказали ребята, это только малый перечень рек Санкт-Петербурга, на самом деле их ещё очень большое количество, например: Карповка,Смоленка,Ждановка, Пряжка, Спартак, Утка, Глухарка, Каменка, Ижора, Большая Ижорка, Славянка, Мурзинка, Монастырка, Волковка, Емельяновка, Дудергофка, Екатерингофка, Ивановка, Красненькая, Дачная, Чёрная Речка и так далее. Кто хочет к следующему уроку подготовить небольшой рассказ об этих реках? Хорошо! Карточки с названиями рек лежат у меня, после урока можно подойти, вытащить одну из них, и подготовить дома о ней небольшой рассказ. | Русло. Извилистое русло. Равнинная река. Горная река. Быстрое течение. Исток. Устье реки, впадающей в большую реку. Маленькая река это приток большой. Видно, что течение волны делает по направлению к большой реке. Здесь тоже устье. Это видно по волнам, они вливаются в большую реку. В большую реку. В море. В озеро. Реки впадают не только в другие реки, но и в моря и озера. Выходят ученики, заранее подготовившие небольшие доклады. Нева! Показывает реку и ее рукава. Река Нева – это главная водная магистраль Петербурга. Длина её в черте города - более 30 километров. Нева вытекает из Ладожского озера и впадает несколькими рукавами (Большая и Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невка) в Невскую губу Финского залива Балтийского моря. Ширина Невы – от 400 до 600 метров (наибольшая ширина – до 1200 метров), глубина – от 8 до 11 метров (наибольшая – 24 метра, у Литейного моста). Река Фонтанка – это река пересекает центральную часть Петербурга. Длина реки – 6,7 км, ширина – до 70 метров, наибольшая глубина – 3,5 метра. До 1714 года её называли "Безымянный ерик". Она вытекает из Невы и впадает в Большую Неву. Название Фонтанка река получила в связи с устройством фонтанов Летнего сада. Река Мойка – эта река расположена в центральной части города. Она берёт свое начало в Фонтанке и впадает в Большую Неву. Длина её 4,6 км, ширина – до 40 метров, наибольшая глубина -3,2 метра. Первоначально Мойка называлась Мья и была тихой тинистой речкой вытекавшей из болота. Историки не раз спорили по поводу происхождения слова "Мойка". Выдвигались самые разные предположения. Предполагается, что это название от глагола "мыть". Среди петербуржцев было распространено мнение, что название реки связано с имевшимися на ее берегах общественными банями. Река Охта – эта первый приток Невы. Длина её 90 километров, ширина от 30 до 40 метров, глубина 1 метр (наибольшая 5 метров). Река судоходна на 8 км от устья и сильно загрязнена. От её названия происходит название местности. Предполагают, что "Охта" - это ижорско-финское слово, означающее "закат", "запад". Некоторые исследователи переводят название реки Охты как "Медвежья речка". | ||||||
6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: проверка усвоения новых знаний. | |||||||
Сегодня мы с вами начали знакомство с реками Земли. Что мы узнали о них? Скажите мне, пожалуйста, куда и откуда текут реки? А почему вода в реке все время течет, течет и никак не вытечет? Кто знает? Правильно. Реки питаются дождевыми, талыми и подземными водами. А что происходит с рекой, если идут обильные дожди или тают снег и ледники в горах? Да, это правда. В 2010 году в Европе было много наводнений. Людям и даже целым городам нужна была помощь. На берегах наиболее опасных рек люди сооружают дамбы – насыпи, которые преграждают путь воде. А как река помогает людям? Да, правильно. А еще как люди используют реки, мы посмотрим. Что вы видите на картинках? Чем важны реки для людей? Все верно, а самое важное это то, что реки дают людям питьевую воду. А еще в них живут разные животные и растения. Поэтому очень важно сохранить их чистоту. К сожалению, часто бывает, люди приходят отдыхать на берег реки, а уходя, оставляют после себя груды мусора, наверное, они привыкли, что за них кто-то другой должен убираться. Но никаким мусорщикам это не под силу. И если люди сами не научатся убирать за собой, а еще лучше не мусорить, то природе от этого будет очень плохо. Ведь пластиковые и стеклянные бутылки, пивные банки и полиэтиленовые пакеты могут валяться на земле и плавать в воде очень-очень долго, иногда даже 1000 лет и больше. А еще есть большие города и заводы, которые постоянно сбрасывают в реки отработанные воды. Чистота этих вод зависит от состояния очистных сооружений. Скажите мне, пожалуйста, вам бы хотелось купаться в грязной реке или пить из нее воду? Вам нравится, когда вокруг вас валяется мусор? Тогда давайте будем беречь наш мир, который так прекрасен, когда в нем порядок! | Что вода в реках пресная. У рек есть русло, исток, притоки и устье. Что реки бывают разные, но все они все время текут. Они впадают в моря и океаны. Стекают с гор. Реки спускаются с гор, а там все время снег. Еще их дождь и снег снова набирают. Реки разливаются, это очень опасно. Происходят наводнения. По телевизору показывали много наводнений осенью. Без воды невозможна жизнь. Вода нужна не только людям, но и птицам, и животным, и растениям. На ГЭС вода крутила турбину и давала электричество. По рекам путешествуют. Перевозят грузы. Ловят рыбу. Купаются. НЕТ!!! НЕТ!!! Давайте!!! | ||||||
7. Подведение итогов | |||||||
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Отметьте, в карточке Самооценки, что вы сегодня узнали и чему научились. | Заполняют таблицу:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"
Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...
Открытый урок по окружающему миру «Наше питание. Пищеварительная система».
Тип урока: изучение нового материала.Тема:«Наше питание. Пищеварительная система».Время проведения: 2013г.Цели: 1.)обучающие:-формирование пе...
Урок по окружающему миру "Наше здоровье - в наших руках"
Цели урока.1. Дать понятие о здоровом образе жизни.2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.3. Ознакомить учащихся с режимом дня, о...
Урок по окружающему миру по теме "Реки и озёра" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру для 2 класс по теме " Реки и озёра".Образовательная программа "Школа 2100", по учебнику А.А.Вахрушева "Наша планета Земля".Дети имеют возможность понять, как образую...
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100" Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...
Тест по Окружающему миру. 2 класс. Темы "Санкт-Петербург" и "На Мойке".
Тест по Окружающему миру. 2 класс. Темы "Санкт-Петербург" и "На Мойке", "Начальная школа XXI век"....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"
Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...