Весна красна
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Мавлиева Ильмира Гафиятовна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром 

Тема : «Весна красна».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания детей о весенних явлениях природы: назвать приметы весны, знание весенних месяцев; уточнять и расширять знания о зимующих и перелетных птицах, расширять представления об изменениях в природе с приходом весны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром

Тема : «Весна красна».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания детей о весенних явлениях природы: назвать приметы весны, знание весенних месяцев; уточнять и расширять знания о зимующих и перелетных птицах, расширять представления об изменениях в природе с приходом весны.

  1. Коррекционно-развивающие:

Активизировать словарь по теме «Весна»; упражнять  в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать связную речь, стимулировать мыслительную и речевую активность детей; развивать общую и мелкую моторику.

  1. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую культуру; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Магнитофонная запись «Голоса птиц», презентация на тему «Весна», мяч, смайлики для рефлексии.

Предварительная работа с детьми:

Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстрации по теме; чтение рассказов, разучивание стихов о весне, беседы о птицах.

 Ход занятия

Воспитатель в классе  с детьми здороваются с гостями.

Воспитатель: 

-Здравствуйте. Ребята, поздоровайтесь с  нашими гостями. Они пришли посмотреть на вас, какие вы у меня умные, добрые, воспитанные и как умеете заниматься.

Покажем, как мы умеем заниматься?

Но вначале я хочу подарить вам свою улыбку (дует в ладошку). Подарите и вы свою улыбку  друг другу, мне и нашим гостям.

Вот видите от наших улыбок всем стало хорошо, свело и тепло.

 Пусть наше занятие пройдет в теплой и дружеской обстановке…

А теперь садитесь, выпрямите спинки, положите руки на стол и слушайте меня внимательно.

О чём сегодня пойдёт разговор, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветёт.

 Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса,

 Значит к нам пришла

 Дети:

- Весна.

(1 слайд «Весна»)

Воспитатель: 

Молодцы, правильно. А как узнали?

Дети:

 Рузиля  - Подснежники расцвели.

Рината – Снег на солнце тает.

 Тоня – Птицы поют.

Воспитатель:

Ребята, кто вспомнит, какие месяцы в календаре  отводятся для весны?

Дети:

 Алёша  - весенние месяцы – март, апрель, май.

Воспитатель:

  -А сейчас какой месяц?

Дети:

- Апрель!

Воспитатель: 

-С чего же начинается приближение весны?

Дети:

Никита – Солнце ярче светит.

(повторение детьми).

Воспитатель: 

- Солнышко какое?

Дети:

Зифиль – Солнышко яркое.

Алексей – Солнышко весеннее.

Фанис - Солнышко тёплое.

Настя – Солнышко ласковое.

Рената – Солнышко лучистое.

Рузиля – Солнышко доброе.

 2 слайд «Солнышко»

Воспитатель: 

- Как ласково солнце называет народ?

Дети:

Никита – Солнышко-колоколнышко.

Андрей – Вёдрышко.

Алёша – Красное.

( Повторение с детьми).

Воспитатель: 

 - Правильно. Светит солнышко и зовет нас поиграть с солнечным зайчиком. Поиграем? (Да!).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

 Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На  плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки тёплые лучами

 Нежно согревает.

Воспитатель: 

- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. Посмотрите в окошко, что же стало со снегом?

Дети:

Рузиля – Снег стал таять.

Воспитатель: 

- Во что же превратился снег?

Дети:

Тоня – Снег превратился  в ручейки.

Воспитатель: 

- Что можно сказать про ручеёк? Какой он?

Дети:

- Зифиль – Ручеёк быстрый.

Рината  - Ручеёк журчащий.

 Алёша – Ручеёк голубой.

Тоня – Ручеёк разговорчивый.

Никита – Ручеёк звонкий.

 Рузиля – Ручеёк прозрачный.

Алексей – Ручеёк холодный 

 (3 слайд «Ручеёк»)

Воспитатель: 

- Почему говорят, что он бежит?

Дети:

Зифиль  - Потому что он быстро течёт.

 (повторение детьми)

Воспитатель: 

- Вот Никита знает про ручеёк стихотворение. Хотите послушать? (Да).

Расскажи, Никита.

Никита:

-Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

Из пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

Я журчу, журчу, журчу,

Гладко камешки точу,

Синей лентой разбегусь,

В речку полную вольюсь.

Воспитатель:

- Молодец, Никита.

Понравилось вам стихотворение? (Да)

О чём оно?

Дети:

 Рузиля – Стихотворение о ручейке.

Воспитатель:

Когда появляются ручьи?

 Дети:

Тоня – Ручьи появляются весной.

Воспитатель:

-А весна какая?

Дети:

Алёша – Весна нежная, солнечная

Рината – Весна зеленая, теплая.

Рузиля – Весна цветущая ранняя

 Никита - Весна красивая, ласковая.

Воспитатель:

- Ребята, вы сказали, что весна ласковая. А давайте поиграем в игру. Встаньте все. Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть слова, а вы будете говорить, как можно это слово произнести ласково.

 Игра «Назови ласково».

Солнце – солнышко

Облако – облачко

Туча – тучка

Капля – капелька

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Ветка – веточка

Лист - листочек

Гнездо – гнездышко

Птица – птичка

 Цветок – цветочек

Ой, какие вы молодцы! Столько знаете ласковых слов, что в комнате сразу стало светлее. Садитесь, мои хорошие.

 (Звучит  пение  птиц.

Детям предлагается прислушаться)

 Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Пение птиц (хором).

Воспитатель:

- Нравится вам? (Да).

Воспитатель:

-Как одним словом назвать птиц, которые зимовали у нас?

Дети:

- Зимующие птицы 

 (повторение детьми)

Воспитатель:

- А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети:

 Тоня – Сорока.

Рината – Воробей

 Алеша – Ворона.

 Алексей  - Голубь.

Воспитатель:

- Почему их называют зимующие птицы?

Дети:

-Рузиля – Потому что он не улетают на юг, зимуют  у нас.

Воспитатель:

- Как одним словом назвать птиц, которые прилетают   к нам весной?

Дети:

 -Перелётные птицы.

Воспитатель:

-Каких перелётных птиц вы знаете ?

Дети:

 Рузиля  - Соловьи.

Никита – Скворцы.

 Рината – Грачи.

 Тоня – Ласточки.

Воспитатель:

 - Почему их называют перелетными?

Дети:

Рузиля – Потому что они осенью улетают, весной прилетают.

 (повторение детьми)

Воспитатель:

А теперь посмотрите на доску.

  Слайд «Птицы»

Воспитатель:

 - Кого вы здесь видите ?

Дети:

 - Птиц.

Воспитатель:

 - Назовите зимующих птиц?

 (дети перечисляют)

Дети:

-Воробей, ворона, сорока, голубь.

Воспитатель:

- Это какие птицы?

Дети:

- Зимующие

Воспитатель:

- Правильно, молодцы.

Воспитатель:

- Назовите перелетных птиц?

Дети:

- Соловей, грач, скворец, ласточка.

Воспитатель:

- Это какие птицы?

Дети (хором):

-Перелётные

Воспитатель:

- Правильно, молодцы.

Воспитатель: 

- Итак, мы вспомнили и поговорили с вами  о зимующих и перелетных птицах. А теперь давайте проверим,  как вы их запомнили.

 Посмотрите на доску.

 

(Слайд «Проверь себя» без стрелки)

Воспитатель: 

 - Что написано в  левом столбике?

Дети:

 - Названия птиц.

Воспитатель:

- Давайте прочитаем.

Дети:

- Сорока, грач, ворона, скворец.(хором)

Воспитатель: 

- Какие слова видите справа?

Дети:

- Перелётные и зимующие.

Воспитатель: 

- Нам надо от каждой птицы правильно провести стрелку к тому слову, к которому птица относится. Грач перелётная птица или зимующая?

Дети (хором):

-Перелетная.

 Воспитатель: 

- Проводим стрелку к слову перелётная.

(Разобрать каждую птицу).

 

Воспитатель: 

 -Сейчас вы получите точно такие же карточки. В них надо провести стрелки от птицы к нужному слову. Вот так.

 Слайд «Проверь себя» со  стрелкой. Открыла слайд с красными стрелками. Дети выполняют задание…

Воспитатель: 

-Итак, давайте проверим, у всех получилось так, как на доске. Поднимите руки, кто справился. Молодцы.

Воспитатель: 

-Скоро станет совсем тепло. Появятся жуки с весенним названием.

О ком я говорю?

Дети:

-Это майский жук.

Воспитатель: 

 - Давайте сейчас все встанем и хором расскажем  стихотворение о нем.

 

Физкультминутка

- Я веселый майский жук, 

(ладошки за спиной)

 Знаю все сады вокруг,

(руки на поясе, повороты)

Над лужайками кружу

(руки в стороны, как будто летят ж-ж-ж)

 А зовут меня Жу-жу.

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в сторону – получаются «усы», шевелят «усами».)

Воспитатель: 

-Молодцы! Отдохнули немного? А теперь тихо садитесь, продолжаем наше занятие.

Воспитатель: 

-Вы любите весну?

 Дети:

 - Да!

 Воспитатель:

-Да, все любят весну зато, что она ласковая. Пробуждает  природу. Все везде цветет, из дальних краев прилетают птицы.

Народ о весне сложил много пословиц и поговорок.  

А вы знаете пословицы и поговорки о весне?

Дети:

-Да

Воспитатель:

- Давайте вспомним некоторые из них.

   Дети:

Никита – Увидел грача – весну встречай.

 Слайд «Увидел грача – весну встречай»

Воспитатель:

- Никита, почему так говорят?

Никита:

- Потому что грач первая весенняя птица.

Воспитатель:

- Давайте еще раз вместе прочитаем эту пословицу «Увидел грача – весну встречай». 

 - Кто ещё знает пословицы?

   Дети:

Рузиля  - Много воды – много травы.

Слайд «Много воды – много травы»

Воспитатель:

- Почему так говорят?

   Дети:

Рузиля –Когда много воды, трава хорошо растет. 

Воспитатель:

- Ещё кто знает?

Дети:

Тоня – Март  - с водой, апрель – с травой, май – с цветами.

Слайд «Март  - с водой, апрель – с травой, май – с цветами»

  Воспитатель:

- Почему так говорят?

Дети:

Тоня - Потому что в марте снег тает – много воды, в апреле зеленеет трава, а в мае все расцветает.

Воспитатель:

- Это, конечно, не все пословицы и поговорки о весне. Их очень много. Мы будем дальше их изучать. Молодцы, ребята!

Слайд «Весна»

Итог

Воспитатель:

- Весна вступила в свои права. И мы с вами будем еще долго любоваться ею, слушать её звуки, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков.

- Наше занятие подошло к концу.

- О чем говорили?

Дети:

-О весне.

Воспитатель:

- Назовите весенние месяцы?

Дети:

 Алеша –  весенние месяцы: март, апрель, май.

Воспитатель:

- Назовите признаки весны?

Дети:

Рузиля – Солнце светит ярче.

Никита – Снег тает.

Андрей – Появляются ручьи.

Зифиль– Птицы прилетают.

Воспитатель:

 - Чем мы сегодня  занимались на занятии?

Дети:

-Отгадали загадку, играли, решали на карточке, отвечали на вопросы.

Рефлексия

Воспитатель:

 - Понравилось вам занятие?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Если вам занятие понравилось, то  поднимите  веселые  смайлики, а если нет, то грустные.

Я очень рада, что вам понравилось занятие.

Вы все были очень внимательные, правильно отвечали на вопросы. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Конкурс чтецов "Весна, весна красная"

Сценарий конкурса чтецов, посвященный прекрасному времени года....

Презентация "Весна, весна красная..."

Дистанционный урок по литературному чтению. Знакомство с разделом "Весна, весна красная..."Знакомство с народной песней "Весна, весна красная!", стихотворением А.Ахматовой "Пе...

Конспект урока по литературному чтению " Весна, весна красная!"

Данный конспект будет в помощь учителям начальной школы по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе....

Самостоятельная работа по разделу "Весна, весна красная"

Самостоятельная работа по разделу "Весна, весна красная" для 2 класса...