Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Что такое деньги"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Целью данного урока является создание условий для формирования представлений обучающихся о деньгах и их роли в экономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dengi.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Старощербаковская СОШ
Урок окружающего мира
в 3 классе по теме
(УМК «Школа России)
Учитель начальных классов:
Гребенщикова Татьяна Анатольевна
2015 г.
Цель: создать условия для формирования представлений обучающихся о деньгах и их роли в экономике
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение точно выражать свои мысли; определять цель деятельности на уроке; определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций; выявлять сущность, особенность объекта; умение на основе анализа объектов делать выводы; содействовать развитию умения создавать модели
по заданиям учителя
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать; строить сообщение в соответствии с учебной задачей; принимать участие в работе парами
Предметные результаты: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений о товарно-денежных отношениях, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.
Формы работы: фронтальная, групповая, исследовательская, работа в парах
Используемое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, словари, металлические деньги, лупы, предметы для дидактической игры «Обмен»
Ход урока
- Организационный момент (слайд 2)
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий и сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Что видим на доске? (к э о м и н о а к) - Сформулируйте задание
(составить слово из букв)
- Что такое экономика?
(Удовлетворение разных потребностей людей)
- Назовите отрасли экономики
(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)
- Проверим себя (слайд 3)
- Какая бывает промышленность? – Назовите её отрасли
(тет., с. 38, 39) Задание: вписать в клеточки названия соответствующих отраслей промышленности
- Самоопределение к деятельности
- Сегодня нас интересует новое понятие в экономике, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
Отгадайте загадки: (слайд 4)
- Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги)
- Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монетка)
- Что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему урока
- Проверьте свои предположения по учебнику, с. 66 (слайд 5)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа. Что такое деньги
- Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием? - Что вы хотите узнать?
- – Что такое деньги?
- – Как появились деньги?
- – Какими были первые деньги?
- - Какие денежные единицы используются в разных странах? (слайд 6)
- Готовы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?
- Каков же главный вопрос? (ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ)
- Какие источники информации помогут вам найти ответ на этот вопрос?
(интернет, словари, энциклопедии, справочники)
- Выберите тот источник, в котором найдём ответ
Словарь С.И. Ожегова: 1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях - особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. (слайд 7)
- Как понимаете средством платежей?
- За что можно платить? (услуги)
- Предметом накопления?
- Часть денег можно отложить на будущее, сберечь, накопить. Это сбережения.
- Где можно хранить сбережения?
- Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества
- Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.
- Итак, мы попали в далекое прошлое. (слайд 8)
- Кто же это? (первобытные люди)
- Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
- Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили некоторых диких животных и сделали их домашними, научились ковать железо и многое другое. Но для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог шить обувь, ткать ткани или строить дома. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – разводить домашних животных, третьи – заниматься земледелием и т.д. Появились излишки своего труда и необходимость в продуктах труда других людей.
- Как же стали поступать люди? (обмениваться различными предметами и товарами, ведь денег тогда тоже не было)
- Они осуществляли ОБМЕН (торговые сделки) (слайд 9 - 11)
- Как вы думаете, что могли менять гончары (Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику)? Кузнецы (Мастер, занимающийся ручной ковкой)? Земледельцы?
( Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, мука, мучные изделия, растительное масло)
2. Игра «Обмен» (слайд 12)
(На данном этапе урока используется активный метод работы над темой).
– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы будете выступать в роли гончаров, кузнецов, земледельцев, сапожников, охотников. У каждого из вас есть карточки
с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой
с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.
- Легко или сложно приходилось обменивать товар?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Вывод: Обменивать товары было очень сложно. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. (слайд 13) В разных местах деньгами служили разные предметы, например, морские раковины, шкурки зверей, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеная рыба. (слайд 14) Но самыми удобными деньгами оказались металлические (монеты) и бумажные (банкноты). Чеканили раньше монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
3. Наблюдение
- Когда не было денег, как поступали люди?
- Как вы думаете, существует ли такой обмен (торговые сделки) в современной экономике?
Существует 2 способа обмена (приглашаются 2 учащихся)
- Выберите из предложенных предметов по одному и произведите обмен.
(учитель называет вид обмена и записывает на доске)
- Кто-нибудь догадался, как называется этот обмен?
- Когда обмен называется бартер, а когда купля-продажа? (слайд 15)
(Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие, а купля-продажа – такой обмен, в котором участвуют деньги)
- Интерактивная доска
ИКТ (электронное приложение к учебнику)
часть II Вывод: Каждую секунду на Земле производится огромное количество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами.
5. Работа в тетрадях
с. 44 задание 1
6. Интерактивная доска
ИКТ (электронное приложение к учебнику)
задание 2
- Соедините стрелками названия и схему способов обмена товарами.
7. Беседа. Различные денежные единицы
- В разных странах сейчас используются различные денежные единицы.
- Какие денежные единицы вы знаете? (слайд 16)
1) Интерактивная доска
ИКТ (электронное приложение к учебнику)
задание 1
- Соедините стрелками название страны и её денежную единицу
- В России какая денежная единица? В США? В Германии? В Великобритании?
(фунт стерлингов – денежная единица Великобритании)
2) Работа в тетрадях
стр. 44 задание 2
- Разложите банкноты в соответствующие окошки. Подпишите названия денежных единиц
- Проверьте друг у друга
8. Практическая работа (в парах)
- Откройте конверты, рассмотрите российские монеты различного достоинства. (1 рубль, 5 рублей, 10 рублей) Что на них изображено и написано?
- Проведём исследование, после которого вы сможете больше узнать и рассказать о монетах, лежащих перед вами. Вам поможет план исследования
План исследования.
|
- Подведем итог нашего исследования
- Что изображено на лицевой стороне монеты?
- А на оборотной стороне?
- Как называются все надписи на монете?
- Что можно узнать из надписей?
(Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена?)
- Как называется ребро монеты? Почему на нём насечки?
(Это защита от фальшивомонетчиков)
9. Работа с учебником. Кто такие нумизматы
- Есть люди, которые коллекционируют и изучают монеты. Прочитайте информацию о них в учебнике, стр. 69
- Как называют людей, которые коллекционируют и изучают монеты?
(слайд 17, 18)
- О чём могут рассказать старинные и современные монеты?
(о прошлом и настоящем, о знаменательных событиях и великих людях)
10. Работа с пословицами
- А ещё народ сложил немало пословиц о деньгах. В них заложена народная мудрость.
- Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Копейка рубль бережет.
Не в деньгах счастье.
- Не всё можно купить за деньги. Здоровье не продаётся. Любовь, дружбу и уважение надо заслужить своим отношением к окружающим. Помните об этом.
V. Рефлексия
1. Графический диктант
- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-«
- Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (-)
- Плата за работу – это зарплата (+)
- Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения (+)
- Оборотная сторона монеты – это гурт (-)
- Надпись на монете называется легендой (+)
- Денежная единица, используемая в США – это евро (-)
(самопроверка)
2. Релаксация (слайд 19)
- Подведём итог
Сегодня на уроке…
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я бы хотел…
- Новые знания мне пригодятся…
VI. Домашнее задание (слайд 20, 21)
- Составьте для своих одноклассников вопросы по содержанию урока
(тетрадь, с. 45 № 4)
Творческое задание: придумать банкноту для сказочной страны Цветов или сказочной страны Конфет
VII. Оценивание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Что такое деньги.
Тема: Что такое деньги....
Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Что такое гигиена".
Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Что такое гигиена»Цели урока: ознакомление с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продо...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Плешаков "Что такое Бенилюкс"
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Плешаков "Что такое Бенилюкс" с использованием технологии смешанного обучения ("ротация станций")...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Что такое деньги. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о деньгах, истории их появления; формирование умения различать денежные единицы разных стран.Планируемые результаты: Предметные:знать понятия:...
Урок окружающего мира 1 класс Тема «Кто такие насекомые?»
Для реализации современных требований к уроку используются современные образовательные технологии. Технологии деятельностного обучения - механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС....