№ п/п | Этапы урока | Учебный материал | УУД |
1 | Этап мотивации к учебной деятельности | Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. Мы узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны, попробуем выяснить, меняются ли природные условия обитания в каждом поясе. Работать мы будем группами. ( Дети разбиваются на три группы). За каждый правильный ответ выдаются карточки. Группа, которая наберет большее количество карточек, станет победителем. Учитель. Мы должны научиться рассказывать про различные условия обитания на Земле? Как меняется климат в разных природных зонах? (Севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны. На нашей планете существуют пояса освещённости, т.к. тепло распределяется по её поверхности неравномерно. Поэтому есть два холодных пояса, два умеренных и один жаркий. Значит, условия в этих поясах неодинаковые.) Учитель. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход? Учащиеся. Компас, карту, воду, палатку и т.д. Учитель. В любом путешествии так же необходимы знания о природе. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2 | Этап актуализации и проблемного учебного действия | Учитель. Давайте попытаемся разгадать загадки о животных, обитающих в различных природных зонах. Какие природные экосистемы могут окружать это место? Необходимо назвать животного и зону, в которой оно обитает. (За каждый правильный ответ группа получает карточку) 1. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица - степь). (слайд 1) 2. Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. ( олень – тундра). (слайд 2) 3. Плывет по морю великан, Пускает из воды фонтан ( кит – арктика). (слайд 3) 4. Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (верблюд – пустыня). (слайд 4) 5. Горбоносый, длинноногий Великан ветвистоногий Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. (лось – лесная зона) (слайд 5) 6. Белокрылые хозяйки Над волной летают … (чайки – арктика) (слайд 6) 7. Из куста шипуля, За ногу тянула. (змея – пустыня ). (слайд 7) 8. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения ( жаворонок – степь). (слайд 8) 9. Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись В том лесу, где бродит … (рысь – лесная зона) (слайд 9) | – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л);
|
|
| Учитель. Животный мир вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знакомы с растительным миром природных зон. Сейчас каждая группа получит картинку с растительным миром одной из природных зон. Вы должны составить рассказ по плану. План рассказа: - Определить, что это за растение.
- Как оно называется.
- Климат
- Экосистема.
- Природная зона.
(Ответы детей). (За каждый правильный ответ группа получает карточку). |
|
3 | Этап построения проекта | Учитель. А сейчас каждая из групп получит конверты с карточками, где описываются различные природной зоны. Вы по описанию должны назвать природную зону, о которой идет речь. (Приложение 1) Учитель. В следующем задании, надо будет, установить соответствие природных зон. Вы получите конверты, в которых находятся карточки с разрезанной на части таблицей «Природные зоны». Необходимо выбрать только то, что относится к заданной природной зоне.(Приложение 2) | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); – разрешение конфликтов (К). |
Физминутка ( двигательная) (слайд 10) |
4 | Этап первичного закрепления с проговариванием. | Учитель. Важно помнить, что мы – гости в лесу или на реке. Все путешественники должны также знать, как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас, мы с вами вспомним эти правила поведения в природе. Учащиеся. Нельзя оставлять после себя мусор. Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведенные места. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Нельзя разорять птичьи гнезда. Птицам можно оставить крошки хлеба. | –анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
5 | Этап самостоятельной работы по образцу | Учитель. В следующем задании мы проверим, насколько хорошо вы знаете животный мир различных зон. Я раздам вам рисунок животного, а вы опишите его по плану. 1. Как называется животное? 2. В какой природной зоне он живет? 3. Чем питается? 4. Как размножается? Картинки с животными (приложение 3) | – извлечение из текстов необходимой информации (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
| Этап включения в систему знаний и повторения | Учитель. И заключительное задание. В нем мы определим, как хорошо вы знаете названия природных зон, по которым сегодня совершили путешествие. (слайд 11 ) Ответы. - Тундра.
- Тайга.
- Степь.
- Пустыня.
| – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);
|
7 | этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | -Что нового узнали? (Природный и растительный мир природных зон нашей Родины). К каким выводам вы пришли? (Мы выяснили, что севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны.) – Как вы понимаете, что такое природная зона? (Это территория с похожими природными условиями.)
-чему учились? (Объяснять чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли). - С какими заданиями было интересно работать? Возьмите лист бумаги и нарисуйте солнышко с улыбкой. (улыбка вниз – мне было скучно, прямая улыбка – так себе, улыбка вверх – работал с удовольствием, получил новые знания, которые пригодятся мне в жизни). | – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8 | Домашнее задание. | Стр.10-13 |
|