Разработка урока "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В данном материале представлена технологическая карта первого урока по основам православной культуры "Россия - наша Родина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_konspekt_uroka.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Основы православной культуры
Тема: Россия – наша Родина
УМК: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Предметные результаты:
- объяснение учащимися значения слов «Родина», «Святая Русь»
- описание учащимися своих чувств, мыслей по поводу традиций, принятых в семье.
- описание учащимися традиций, принятых в семье
- описание учащимися способа сохранения своего внутреннего мира
- воспроизведение определения таких понятий как «ценность», «традиция», «внутренний мир»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
УУД | ||||
| ||||
Приветствует учащихся и сообщает о начале изучения курса «Основы православной культуры» Задает вопрос: что можно узнать нового на этих уроках? | Слушают учителя Отвечают на вопрос | Строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы. | |
| ||||
Демонстрируется видеоклип О.Дубовой «Родина моя». Задает вопрос: о чем автор поет в своей песне. Задает вопрос: что возникает в вашей памяти, когда слышите слово «Родина». Задает вопросы: как ответят на этот вопрос дети из других уголков нашей страны и почему все ответы разные. Выходит на формулирование темы урока. Что для вас значит Родина? Уточняет тему: Россия – наша Родина. | Смотрят видеоклип Отвечают на вопрос Делятся своими мыслями с окружающими Отвечают на вопрос Делают вывод: наша страна огромная Отвечают на вопрос Формулируют тему и цель урока | Анализировать изображение и звук. Строить речевое высказывание в устной форме. Делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы. | Воспринимать на слух речь незнакомых людей. | Формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем. |
| ||||
Задает вопрос: Как называли нашу Родину в стародавние времена. Дает этимологию слова Русь. Организует работу в парах. Предъявляет учебное задание: соберите пословицы (см. задание 1). | Отвечают на вопрос Слушают учителя Работают в паре. Составляют пословицы. Договариваются, кто будет представлять результат работы. Представляют результаты работы. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | Проявлять активность во взаимодействии для решения учебной задачи. |
Задает вопрос: какое прилагательное идет в паре со словом «Русь». Предъявляет учебное задание перед прослушиванием аудиофайла: подчеркнуть в тексте слова и фразы, которые помогут ответить на вопрос: почему нашу Родину называют Святая Русь. Прослушивается песня иеромонаха Романа «Русь называют Святою». Фиксирует на доске понятие: Святая Русь | Отвечают на вопрос Слушают песню. Работают с текстом, подчеркивают слова и фразы. Представляют результаты работы. | Анализировать звуки. Осознавать роль ключевых слов и уметь выделять их в тексте. Строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы. Воспринимать на слух речь незнакомых людей. | Прослушивать аудиоматериал в соответствии с целевой установкой.
Фиксировать ключевые слова в зависимости от учебной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. |
Предъявляет учебное задание: назовите народы, проживающие на территории нашей страны. Задает вопрос: чем они отличаются друг от друга. Подводит итог: у каждого народа своя история, свои традиции, своя культура, своя вера. Однако большинство жителей нашей страны – православные христиане. Фиксирует на доске понятие: православие | Перечисляют народы Отвечают на вопрос | Строить речевое высказывание в устной форме. | Называть объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей. | |
Предъявляет учебное задание: назовите наиболее важные события из истории нашей страны. | Перечисляют исторические события из курса «Окружающий мир». | Строить речевое высказывание в устной форме. | Продуцировать простое высказывание с целью сообщить информацию. | |
Предъявляет учебное задание перед просмотром слайд-шоу: что помогло нашей стране устоять? Демонстрируется слайд-шоу «Воины Святой Руси». Подводит итог: побеждать человеку помогает Бог, вера, молитва, духовный мир. | Просматривают слайд-шоу, отвечают на вопрос. | Анализировать изображение. Строить речевое высказывание в устной форме. | Принимать и сохранять учебную задачу. | |
Организует игру «Мы разные». Предъявляет учебное задание: чем мы друг от друга отличаемся? Подводит итог: каждый из нас имеет свою точку зрения, свое видение мира, свои интересы, свою культуру. Все эти качества составляют внутренний мир человека. | Отвечают на вопрос | Строить речевое высказывание в устной форме. | ||
Предлагает прочитать текст (учебник стр.4, абзац 3 и 4) и ответить на вопрос: что такое духовный мир и внутренний мир человека. Фиксирует на доске понятие: внутренний мир (душа). | Читают текст, отвечают на вопросы. | Искать и выделять в тексте необходимую информацию. Строить речевое высказывание в устной форме. | ||
Выразительно читает текст – притчу о двух волках. Предлагает учебное задание: ответить на вопрос: почему старик не дает внуку четкого ответа на вопрос и описать способ сохранения своего внутреннего мира. | Воспринимают текст на слух. Описывают способ сохранения своего внутреннего мира | Строить речевое высказывание в устной форме. | Продуцировать текст – повествование с элементами рассуждения. | Принимать и сохранять учебную задачу |
Организует игру «Чем же все же мы похожи». Предъявляет учебное задание: что у нас общего. Подводит итог: у нас общая Родина, но самое главное – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, об интересах народа и своей страны. | Отвечают на вопрос | Продуцировать простое высказывание с целью сообщить информацию. | ||
Задает вопрос: откуда мы получаем духовные ценности. Организует работу в парах. Предъявляет учебное задание: выбрать только духовные ценности (см. задание 2). Озвучьте результат работы одноклассникам. Контролирует деятельность учащихся, помогает при затруднениях. Фиксирует на доске понятие: ценности | Отвечают на вопрос Работают в парах Представляют результат работы классу. | Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу. | |
Предъявляет учебное задание: перечислите традиции, которые есть в вашей семье. Задает вопрос: на каких ценностях они основаны. Фиксирует на доске понятие: традиции | Перечисляют традиции Отвечают на вопрос | Называть объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей. | Продуцировать простое высказывание на заданную тему с целью сообщить информацию. | |
| ||||
Предъявляет учебное задание: закончите предложения, которые написаны на обратной стороне каждой из букв в слове РОССИЯ (см. задание 3). | Заканчивают предложения с опорой на зафиксированные слова на доске. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы. | Принимать и сохранять учебную задачу. |
Предъявляет учебное задание: составить синквейн, выбрав в качестве первого слова Россия | Предлагают свои варианты составления синквейна. | Анализировать и обобщать информацию. | ||
| ||||
Предлагает учащимся провести рефлексию своей деятельности на уроке | Оценивают свою деятельность. Делятся впечатлениями от урока. | Строить речевое высказывание в устной форме | Продуцировать текст в жанре рассуждение | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. |
Выразительно читает отрывок из стихотворения Л. Протасова «Россиюшка» | Воспринимают текст на слух. |
Конспект урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня вы, ребята, как и многие ваши сверстники во всех уголках нашей необъятной родины – России, начинаете изучать новый интересный предмет «Основы православной культуры».
- Предположите, что можно узнать нового на этих уроках? (ответы детей)
- Этап актуализации знаний и определение темы урока
- Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие, а с чего мы начнем, вы узнаете, послушав песню Ольги Дубовой (просмотр видеоклипа «Родина моя»).
- О чем автор поет в своей песне? (ответы детей: о любви к Родине, …)
- Если вам скажут слова «Родина», что возникает в вашей памяти? (ответы детей)
- Как вы думаете, что ответят на этот вопрос дети, живущие на крайнем севере? (ответы детей)
- А дети, живущие у берегов Черного моря? (ответы детей)
- А дети, живущие у подножия Кавказских гор? (ответы детей)
- Почему же все ответы получились разные? (Потому что наша Родина огромная)
- Что для вас значит Родина? (ответы детей). Как мы еще ее называем? (ответы детей: Отчизна, Россия, …)
Итак, тема нашего урока: Россия – наша Родина. Комментарий: тема выносится на доску.
3. Этап предъявления нового знания.
- Кто знает, как называли в стародавние времена нашу Родину? (Русь)
- Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – это страна рек и озер. Россия – это страна света, солнца и добрых людей. У вас на партах лежат карточки с заданием. Соберите пословицы (работа детей в парах).
Одна у человека мать, | да везде солнышко. |
На Руси Святой | одна у него и Родина. |
Везде хорошо, | каждый кустик свой. |
Велика святорусская земля, | но милее Родины нет. |
- Заметили ли вы, какое прилагательное добавилось к слову «Русь»? (Святая)
- А теперь предлагаю вам послушать песню иеромонаха Романа. При прослушивании вам необходимо подчеркнуть в тексте слова или фразы, которые помогут ответить на вопрос: почему же нашу Родину называют Святая Русь? (прослушивание песни «Русь называют святою», у каждого учащего на парте листок со словами песни).
Русь называют Святою. | Тихо о чем-то тоскует Там где-то озеро в лесу | Вьется к погосту дорога,
|
(ответы детей) Комментарий: на доску выносится: Святая Русь
- У нашей Родины многовековая история, российское государство известно миру более тысячи лет. На территории нашей страны всегда проживало очень много разных народов. Какие народы вы знаете? (ответы детей).
- Чем они отличаются друг от друга (ответы детей).
- Верно, у них своя история, свои традиции, своя культура, своя вера. У нас в стране живут люди разных вероисповеданий: православные, мусульмане, иудеи. Однако большинство жителей нашей страны - это православные христиане. Комментарий: на доску выносится: православие.
За многовековую историю наша страна пережила много важных событий. Предлагаю вспомнить эти события из курса «Окружающий мир» (ответы детей: татаро-монгольское нашествие, Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая мировые войны и т.д.).
- И все-таки наша Святая Русь выстояла, выжила, и мы теперь можем гордиться своей Родиной. Что помогло нашей стране устоять? С чем шли в бой наши предки защищать свою Землю? (ответы детей: со штыками, с верой, с Богом, с молитвой ...) Комментарий: при ответе детям помогает просмотр слайд-шоу «Воины Святой Руси».
- Да, побеждать человеку помогает Бог, его вера, молитва, его духовный мир.
- Предлагаю сыграть в игру «Мы разные». Каждый из вас попытается сказать, чем мы друг от друга отличаемся (ответы детей: цвет глаз, характер, увлечения, любимые занятия, национальность и т.д.).
- Правильно, каждый из нас имеет свою точку зрения, свое видение мира, свои интересы, свою культуру. Все эти качества составляют внутренний мир человека.
- Прочитайте на стр. 4 нашего учебника 3 и 4 абзацы (чтение вслух текста одним из учеников или учителем).
- Что же такое духовный мир? (ответы детей)
- Что такое внутренний мир человека? (ответы детей). Комментарий: на доску выносится: внутренний мир (душа).
- Послушайте притчу о двух волках:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубин души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы думаете, почему старик не дает внуку четкого ответа на вопрос, какой волк побеждает? (ответы детей)
- Как же сохранить свой внутренний мир? (ответы детей)
- Мы говорили с вами о том, чем мы друг от друга отличаемся. А теперь сыграем в игру «Чем же все же мы похожи» (ответы детей: мы люди, ученики 4-го класса, у нас одна Родина, …)
- Да, у нас общая Родина, общая история, общий язык, но самое главное – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, об интересах народа и своей Родины.
- Откуда мы получаем эти духовные ценности (ответы детей: от родителей, от предков)
- Задание: выберите из предложенного списка только духовные ценности:
Честность, семья, труд, квартира, Отечество, доброта, игрушки, культура, взаимопонимание, милосердие, жизнь, деньги, Бог, милосердие, чуткость, вера, сострадание, компьютер, любовь, взаимопонимание (работа в парах с последующей проверкой). Комментарий: на доску выносится: ценности.
- Мы сказали с вами, что у нас общие ценности, общие духовные традиции. А какие традиции есть в вашей семье? (ответы детей) На каких ценностях они основаны? (ответы детей)
Комментарий: на доску выносится: традиции.
- Этап обобщения изученного материала
Итак, закончите предложения, которые написаны с обратной стороны каждой из букв в слове РОССИЯ:
Р - сегодня мы говорили с вами … (О России, о Святой Руси)
О - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит называется … (Родина, Отчизна, Отечество,…)
С - одной и наиболее древней религией в нашей стране является … (православие)
С - у каждого из нас есть свой … (внутренний мир)
И - то, что имеет большое значение для человека, то, что ценно для него называется … (ценности)
Я - то, что получено человеком от предков и будет передано младшим поколениям, называется … (традиция)
Совместная работа по составлению синквейна.
Россия
Святая, многонациональная
Заботится, воспитывает, защищает
Одна у человека мать, одна и Родина
Святая Русь
Комментарий: синквейн составляется совместно с учащимися, поэтому предложенный вариант – примерный.
- Этап Рефлексии.
Наш урок подходит к концу, предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока (ответы детей).
И в заключении мне хочется прочитать вам небольшой отрывок из стихотворения, которое написал ваш ровесник, ученик 4-го класс из города Екатеринбурга Лев Протасов:
Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт —
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!
Вырасту — поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда — но вернусь я к ним!
Потому, что Русский я по Духу!
Потому, что Русь — моя Земля!
Потому, что Мать моя — Славянка
И меня в России родила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Наша Родина – Россия.Методические разработки.
Наша Родина – Россия.Методические разработки....
Разработка мероприятия "Наша Родина - Россия "
Методическая разработка для меропрития патриотической направленности , учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы....
Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)
Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Цель урока: Формировать первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...
Разработка урока " Родной край на карте нашей Родины"
Предлагаю вашему вниманию конспект урока "Родной край на карте нашей Родины"...