Разработка урока "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тавченкова Ольга Николаевна

В данном материале представлена технологическая карта первого урока по основам православной культуры "Россия - наша Родина". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_konspekt_uroka.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Основы православной культуры

Тема: Россия – наша Родина

УМК: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.        

Предметные результаты:

- объяснение учащимися значения слов  «Родина», «Святая Русь»

- описание учащимися своих чувств, мыслей по поводу традиций, принятых в семье.

- описание учащимися традиций, принятых в семье

- описание учащимися способа сохранения своего внутреннего мира

- воспроизведение определения таких понятий как «ценность», «традиция», «внутренний мир»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствует учащихся и сообщает о начале изучения курса «Основы православной культуры»

Задает вопрос:

что можно узнать нового на этих уроках?

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

Строить речевое высказывание в устной форме.

Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы.

  1. Этап актуализации знаний и определение темы урока

Демонстрируется видеоклип О.Дубовой «Родина моя».

Задает вопрос: о чем автор поет в своей песне.

Задает вопрос: что возникает в вашей памяти, когда слышите слово «Родина».

Задает вопросы: как ответят на этот вопрос дети из других уголков нашей страны и почему все ответы разные.

Выходит на формулирование темы урока. Что для вас значит Родина?

Уточняет тему:

Россия – наша Родина.

Смотрят видеоклип

Отвечают на вопрос

Делятся своими мыслями с окружающими

Отвечают на вопрос

Делают вывод: наша страна огромная

Отвечают на вопрос

Формулируют тему и цель урока

Анализировать изображение и звук.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы.

Воспринимать на слух речь незнакомых людей.

Формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

  1. Этап предъявления нового знания

Задает вопрос: Как называли нашу Родину в стародавние времена.

Дает  этимологию слова Русь.

Организует работу в парах. Предъявляет учебное задание: соберите пословицы (см. задание 1).

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Работают в паре. Составляют пословицы. Договариваются, кто будет представлять результат работы. Представляют результаты работы.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Проявлять активность во взаимодействии для решения учебной задачи.

Задает вопрос: какое прилагательное идет в паре со словом «Русь».

Предъявляет учебное задание перед прослушиванием аудиофайла: подчеркнуть в тексте слова и фразы, которые помогут ответить на вопрос: почему нашу Родину называют Святая Русь.

Прослушивается песня иеромонаха Романа «Русь называют Святою».

Фиксирует на доске понятие: Святая Русь

Отвечают на вопрос

Слушают песню. Работают с текстом, подчеркивают слова и фразы. Представляют результаты работы.

Анализировать звуки.

Осознавать роль ключевых слов и уметь выделять их в тексте.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы.

Воспринимать на слух речь незнакомых людей.

Прослушивать аудиоматериал в соответствии с целевой установкой.

 

Фиксировать ключевые слова в зависимости от учебной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Предъявляет учебное задание: назовите народы, проживающие на территории нашей страны.

Задает вопрос: чем они отличаются друг от друга.

Подводит итог:  у каждого народа своя история, свои традиции, своя культура, своя вера. Однако большинство жителей нашей страны – православные христиане.

Фиксирует на доске понятие: православие

Перечисляют народы

Отвечают на вопрос

Строить речевое высказывание в устной форме.

Называть объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Предъявляет учебное задание: назовите наиболее важные события из истории нашей страны.

Перечисляют исторические события из курса «Окружающий мир».

Строить речевое высказывание в устной форме.

Продуцировать простое высказывание с целью сообщить информацию.

Предъявляет учебное задание перед просмотром слайд-шоу: что помогло нашей стране устоять?

Демонстрируется слайд-шоу  «Воины Святой Руси».

Подводит итог: побеждать человеку помогает Бог, вера, молитва, духовный мир.

Просматривают слайд-шоу, отвечают на вопрос.

Анализировать изображение.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Организует игру «Мы разные». Предъявляет учебное задание:  чем мы друг от друга отличаемся?

Подводит итог: каждый из нас имеет свою точку зрения, свое видение мира, свои интересы, свою культуру. Все эти качества составляют внутренний мир человека.

Отвечают на вопрос

Строить речевое высказывание в устной форме.

Предлагает прочитать текст (учебник стр.4, абзац 3 и 4) и ответить на вопрос: что такое духовный мир и внутренний мир человека.

Фиксирует на доске понятие: внутренний мир (душа).

Читают текст, отвечают на вопросы.

Искать и выделять в тексте необходимую информацию.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Выразительно читает текст – притчу о двух волках.

Предлагает учебное задание:  ответить на вопрос: почему старик не дает внуку четкого ответа на вопрос и описать способ сохранения своего внутреннего мира.

Воспринимают текст на слух.

Описывают способ сохранения своего внутреннего мира

Строить речевое высказывание в устной форме.

Продуцировать текст – повествование с элементами рассуждения.

Принимать и сохранять учебную задачу

Организует игру «Чем же все же мы похожи». Предъявляет учебное задание: что у нас общего.

Подводит итог: у нас общая Родина, но самое главное – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, об интересах народа и своей страны.

Отвечают на вопрос

Продуцировать простое высказывание с целью сообщить информацию.

Задает вопрос: откуда мы получаем духовные ценности.

Организует работу в парах. Предъявляет учебное задание: выбрать только духовные ценности (см. задание 2). Озвучьте результат работы одноклассникам.

Контролирует деятельность учащихся, помогает при затруднениях.

Фиксирует на доске понятие: ценности

Отвечают на вопрос

Работают  в парах

Представляют результат работы классу.

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Предъявляет учебное задание: перечислите традиции, которые есть в вашей семье.

Задает вопрос: на каких ценностях они основаны.

Фиксирует на доске понятие: традиции

Перечисляют традиции

Отвечают на вопрос

Называть объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Продуцировать простое высказывание  на заданную тему с целью сообщить информацию.

  1. Этап обобщения изученного материала

Предъявляет учебное задание: закончите предложения, которые написаны на обратной стороне каждой из букв в слове РОССИЯ (см. задание 3).  

Заканчивают предложения с опорой на зафиксированные слова на доске.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Предъявляет учебное задание: составить синквейн, выбрав в качестве первого слова  Россия

Предлагают свои варианты  составления синквейна.

Анализировать и обобщать информацию.

  1. Этап рефлексии

Предлагает учащимся провести рефлексию своей деятельности на уроке

Оценивают свою деятельность. Делятся впечатлениями от урока.

Строить речевое высказывание в устной форме

Продуцировать текст в жанре рассуждение

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Выразительно читает отрывок из стихотворения Л. Протасова «Россиюшка»

Воспринимают текст на слух.

         


Конспект урока

1.  Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня вы, ребята, как и многие ваши сверстники во всех уголках нашей необъятной родины – России, начинаете изучать новый интересный предмет «Основы православной культуры».

- Предположите, что можно узнать нового на этих уроках? (ответы детей)

  1. Этап актуализации знаний и определение темы урока

- Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие, а с чего мы начнем, вы узнаете, послушав песню Ольги Дубовой (просмотр видеоклипа «Родина моя»).

- О чем автор поет в своей песне? (ответы детей: о любви к Родине, …)

- Если вам скажут слова «Родина», что возникает в вашей памяти? (ответы детей)

- Как вы думаете, что ответят на этот вопрос дети, живущие на крайнем севере? (ответы детей)

- А дети, живущие у берегов Черного моря? (ответы детей)

- А дети, живущие у подножия Кавказских гор? (ответы детей)

- Почему же все ответы получились разные? (Потому что наша Родина огромная)

- Что для вас значит Родина? (ответы детей). Как мы еще ее называем? (ответы детей: Отчизна, Россия, …)

Итак, тема нашего урока: Россия – наша Родина. Комментарий: тема выносится на доску.

3. Этап предъявления нового знания.  

- Кто знает, как называли в стародавние времена нашу Родину? (Русь)

- Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – это страна рек и озер. Россия – это страна света, солнца и добрых людей. У вас на партах лежат карточки с заданием. Соберите пословицы (работа детей в парах).

Одна у человека мать,

да везде солнышко.

На Руси Святой

одна у него и Родина.

Везде хорошо,

каждый кустик свой.

Велика святорусская земля,

но милее Родины нет.

-  Заметили ли вы, какое прилагательное добавилось к слову «Русь»? (Святая)

- А теперь предлагаю вам послушать песню иеромонаха Романа. При прослушивании вам необходимо подчеркнуть в тексте слова или фразы, которые помогут ответить на вопрос: почему же нашу Родину называют Святая Русь? (прослушивание песни «Русь называют святою», у каждого учащего на парте листок со словами песни).

Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам
Закат багряной полосой,
И над Российскою землею
Свет тихой славы просиял.

Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.

Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.

Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло.
И чудом всю себя вместило
Небес закатную красу.

А над протоками - туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землею
В знак примиренья - белый храм.

Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.

Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.


Взыграй же, Русская земля
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина -
Святая Родина моя.
Русь называют Святою.

(ответы детей) Комментарий: на доску выносится: Святая Русь

- У нашей Родины многовековая история, российское государство известно миру более тысячи лет. На территории нашей страны всегда проживало очень много разных народов. Какие народы вы знаете? (ответы детей).

- Чем они отличаются друг от друга (ответы детей).

- Верно, у них своя история, свои традиции, своя культура, своя вера. У нас в стране живут люди разных вероисповеданий: православные, мусульмане, иудеи. Однако большинство жителей нашей страны - это православные христиане. Комментарий: на доску выносится: православие.

За многовековую историю наша страна пережила много важных событий. Предлагаю вспомнить эти события из курса «Окружающий мир» (ответы детей: татаро-монгольское нашествие, Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая мировые войны и т.д.).

- И все-таки наша Святая Русь выстояла, выжила, и мы теперь можем гордиться своей Родиной. Что помогло нашей стране устоять? С чем шли в бой наши предки защищать свою Землю? (ответы детей: со штыками, с верой, с Богом, с молитвой ...) Комментарий: при ответе детям помогает просмотр слайд-шоу «Воины Святой Руси».

- Да, побеждать человеку помогает Бог, его вера, молитва, его духовный мир.

- Предлагаю сыграть в игру «Мы разные». Каждый из вас попытается сказать, чем мы друг от друга отличаемся (ответы детей: цвет глаз, характер, увлечения, любимые занятия, национальность и т.д.).

- Правильно, каждый из нас имеет свою точку зрения, свое видение мира, свои интересы, свою культуру. Все эти качества составляют внутренний мир человека.

- Прочитайте на стр. 4 нашего учебника 3 и 4 абзацы (чтение вслух текста одним из учеников или учителем).

- Что же такое духовный мир? (ответы детей)

- Что такое внутренний мир человека? (ответы детей). Комментарий: на доску выносится: внутренний мир (душа).

- Послушайте притчу о двух волках:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубин души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы думаете, почему старик не дает внуку четкого ответа на вопрос, какой волк побеждает? (ответы детей)

- Как же сохранить свой внутренний мир? (ответы детей)

- Мы говорили с  вами о том, чем мы друг от друга отличаемся. А теперь сыграем в игру «Чем же все же мы похожи» (ответы детей: мы люди, ученики 4-го класса, у нас одна Родина, …)

- Да, у нас общая Родина, общая история, общий язык, но самое главное – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, об интересах народа и своей Родины.

- Откуда мы получаем эти духовные ценности (ответы детей: от родителей, от предков)

- Задание: выберите из предложенного списка только духовные ценности:

Честность, семья, труд, квартира, Отечество, доброта, игрушки, культура, взаимопонимание, милосердие, жизнь, деньги, Бог, милосердие, чуткость, вера, сострадание, компьютер, любовь, взаимопонимание (работа в парах с последующей проверкой). Комментарий: на доску выносится: ценности.

- Мы сказали с вами, что у нас общие ценности, общие духовные традиции. А какие традиции есть в вашей семье? (ответы детей) На каких ценностях они основаны? (ответы детей)

Комментарий: на доску выносится: традиции.

  1. Этап обобщения изученного материала

Итак, закончите предложения, которые написаны с обратной стороны каждой из букв в слове РОССИЯ:

Р - сегодня мы говорили с вами … (О России, о Святой Руси)

О - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит называется … (Родина, Отчизна, Отечество,…)

С - одной и наиболее древней религией в нашей стране является … (православие)

С - у каждого из нас есть свой … (внутренний мир)

И - то, что имеет большое значение для человека, то, что ценно для него называется … (ценности)

Я - то, что получено человеком от предков и будет передано младшим поколениям, называется … (традиция)

Совместная работа по составлению синквейна.

Россия

Святая, многонациональная

Заботится, воспитывает, защищает

Одна у человека мать, одна и Родина

Святая Русь

Комментарий: синквейн составляется совместно с учащимися, поэтому предложенный вариант – примерный.

  1. Этап Рефлексии.

Наш урок подходит к концу,  предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока (ответы детей).

И в заключении мне хочется прочитать вам небольшой отрывок из стихотворения, которое написал ваш ровесник, ученик 4-го класс из города Екатеринбурга Лев Протасов:

Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт —
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!

Вырасту — поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда — но вернусь я к ним!

Потому, что Русский я по Духу!
Потому, что Русь — моя Земля!
Потому, что Мать моя — Славянка
И меня в России родила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Наша Родина – Россия.Методические разработки.

Наша Родина – Россия.Методические разработки....

Разработка мероприятия "Наша Родина - Россия "

Методическая разработка для меропрития патриотической направленности  , учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы....

Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)

Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Разработка урока " Родной край на карте нашей Родины"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока "Родной край на карте нашей Родины"...