Животные леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: ЖИВОТНЫЕ – ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
(учебник – с. 68-73, тетрадь – с. 28, презентация)
Цели урока:
- продолжить изучение природного сообщества – лес и обобщить знания об его обитателях, на этой основе более глубоко и детально познакомить детей с разнообразием животного мира нашего края;
- расширять кругозор учащихся;
- продолжить воспитание бережного отношения к животным; вежливого, уважительного отношения друг к другу в процессе групповой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии животных нашего края); выставка книг по изучаемой теме; чучела животных леса;
Ход урока
- Оргмомент
- Сообщение темы и целей урока
(Слайд 1)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
- Сегодня мы продолжим изучение природного сообщества – лес.
А сейчас представьте, что наш урок проходит в краеведческом музее. Моими помощниками сегодня будут экскурсоводы Шабалин Константин, Соколов Дмитрий, Сон Егор, Силин Дмитрий, Шахматов Матвей, Малицкий Ян и Иванов Данил.
- Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним, о чем мы вели разговор на прошлом уроке?
( о растениях леса)
- Работа по группам: Конкурс «Внимание, фотовыставка!»
(Слайд 2)
Представлены иллюстрации растений:
- Береза.
- Рябина.
- Лиственница.
- Сосна.
По описанию нужно узнать, о каком растении идет речь, и поднять карточку с правильным номером.
- Она украшает наши леса и дает не только древесину и сок, но и многие лекарственные средства. Из нее получают активированный уголь, деготь. Листья и почки используют для приготовления настоев.
Это светолюбивое растение. Может расти на любой почве, но предпочитает чернозем. Кора дерева в любую жару остается прохладной. Его считают символом России.
( ответ: Береза)
- Растет как кустарник и как дерево. Достигает высоты от 4 до 15 метров. Плод в виде оранжевых или красных ягод, собранных в кисть. Цветет в мае, а плоды собирают в сентябре – октябре. Плоды – любимое лакомство многих птиц.
На Руси это растение считалось символом мира и счастья в семье.
(ответ: Рябина)
- «Как-то на Южный Урал поздней осенью приехал мало знающий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев в хвойном лесу многие деревья голыми, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный – последовал ответ.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы!...»
- Что же за хвойные деревья росли в этом лесу? (ответ: Лиственница)
Дополнение учителя:
- Древесина лиственницы в воде не гниет, а становитсяеще крепче. Город Санкт-Петербург строился на сваях именно этого дерева.
- Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная, неплотная, пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно…
Это – удивительное дерево! Все в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветет и огромное количество пыльцы попадает в реки, ее поедают мальки и маленькие рыбешки.
(ответ: Сосна)
Дополнение учителя:
- Древнеримский ученый Аристотель посвятил этому дереву раздел своего трактата «Исследования о растениях»: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше, и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем. Смола из тенистых мест темна и горька».
- Это еще раз подтверждает, что сосна очень светолюбивое растение.
- Животные леса
- Введение в тему урока.
- Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных.
В лесу обитает много разных животных. Они населяют его снизу доверху. Это насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери и даже земноводные, такие, например, как бурая лягушка, которая обитает во влажных местах.
(Слайд 3)
В лесу животные находят корм, строят жилище и выращивают потомство.
(Слайд 4)
В поисках нектара и пыльцы по лесу летают многочисленные насекомые – бабочки, жуки, мухи, пчелы, комары. Они опыляют цветки травянистых растений.
- Выступления учеников
(Слайд 5)
Справка: Энтомология – наука о насекомых.
(Слайд 6)
1 ученый-энтомолог:
Муха. Ученые считают это насекомое древнейшим на нашей планете, так как его окаменелые останки оцениваются в миллионы лет.
(Слайд 7)
Бабочки – холоднокровные существа. На рассвете они раскрывают крылья, чтобы поймать лучи солнца, а начинают вести себя активно, только когда согреваются. Там, где холоднее или после резкого перепада температур бабочки летают медленно и выглядят неуклюжими. Чешуйки на крыльях бабочек состоят из разнообразных по цвету, форме и размеру особых кожных клеток. Они отражают и преломляют солнечный свет, переливаясь красивыми цветами.
(Слайд 8)
2 ученый-энтомолог:
Разные виды бабочек питаются разной пищей. Но большинство предпочитают нектар тех или иных растений. Однако бамбуковая бабочка, например, кормится прокисшим соком бамбука, а есть бабочки, питающиеся коровьим навозом. Капустницы любят не только капусту, но и, например, салат, сурепку. Их обоняние очень чувствительно к этим растениям, поэтому они прилетают в огороды, чтобы отложить там яйца.
Стараясь быть незаметной, отдыхая, бабочка всегда складывает свои крылья и выбирает такое положение, чтобы солнце светило, не отбрасывая тени.
(Слайды 9 - 19)
ФИЗМИНУТКА
«Ёж»
На зарядку еж бежал,
На весь лес листвой шуршал.
Прибежал и потянулся,
Только вдруг в клубок свернулся.
Что такое? Не понять!
Кто ежа мог напугать?
(Слайд 20)
Ученый – орнитолог
Справка: Орнитология – наука о птицах.
- Какая птица выводит птенцов зимой?
(Слайд 21)
Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним – вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый – нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.
- Работа в тетради: с. 28, з. 60 (сам-но)
- Чтобы выполнить это задание, прочитайте внимательно текст в учебнике на с. 69 (о глухаре и тетереве).
(Слайд 22)
- Выступления учеников
(Слайд 23)
Обыкновенная гадюка. Это ядовитая змея – самая распространенная на территории нашей страны. Питается мышами, любит греться на солнце на хорошо освещенных сухих участках леса.
(Слайд 24)
Медянка – небольшая змея семейства ужовых, населяющая сухие леса и солнечные участки. Медянку, по незнанию, люди считают ядовитой и уничтожают. На самом деле, эта змея не ядовита, питается она ящерицами.
Метаграмма:
Меня ты не напрасно ценишь:
Тебя насытить я могу,
Но если у на е заменишь,
Я по деревьям побегу.
(Булка – белка)
(Слайд 25)
Белка-летяга – редкий зверек. Занесен в Красную книгу. Относится к грызунам. Приспособлен к жизни на дереве. При помощи «летательной перепонки» животное может совершать прыжки с дерева на дерево длиной до 10 м. Встретить этого зверька можно в лесах Челябинской области, но увидеть его удается не всегда, так как животное ведет ночной образ жизни, а день проводит в дупле.
- Охрана животных
- - Ребята, сегодня на уроке мы еще раз убедились, как прекрасен этот мир – мир природы! Им бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторых животных, так же, как и растений, остается на Земле все меньше и меньше. Почему же это происходит? Люди думали, что природа неисчерпаема – сколько ни бери у нее, все снова само собой восстановится, но они просчитались: некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их осталось очень мало, и они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
- Сценка «Берегите природу!»
Березка: Если деньги накопить,
Можно многое купить.
Медведь: Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Заяц: Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
Елочка: И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Ученик 1: Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Ученик 2: Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
- Видеосюжет «Редкие животные нашего края»
- – Ребята, к нам в музей поступили жалобы от животных.
Жалоба 1:
«Ох и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба!»
- Кто это? (сова)
(Слайд 26)
- Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые могут съесть 1 тонну зерна.
Жалоба 2:
«Сам знаю, что не красавец. Прикоснувшись ко мне случайно, люди пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Дети, проходя по лесу, часто нарочно обрывают мои сети, а увидев где-нибудь на дорожке, стараются меня раздавить. А за что? Ведь польза-то от меня большая!»
- Кто же жалуется на людей? (паук)
(Слайд 27)
- Да, вроде бы они «разбойники» - плетут смертоносные сети для мух и комаров. Но именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам и улиткам, тлям и шелкопрядам, расплодившись, опустошать поля, сады и леса.
Учеными подсчитано, что все насекомые-хищники, вместе взятые, а это и божьи коровки, и стрекозы, жуки-жужелицы и т. д., поедают опасных насекомых меньше, чем одни только пауки.
Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. И пауки в том числе.
- Домашнее задание
с. 73 (з. 4, а, б – по выбору), з. 5 (сообщение)
VII. Итог урока
- – Вспомните, каких животных леса вы знаете и разгадайте кроссворд.
(Слайд 28)
А помогут вам в этом пословицы, в каждую из которых нужно вставить слово-отгадку (название животного).
- Два…(медведя) в одной берлоге не уживаются.
- Видом орел, а умом…(тетерев).
- Лучше…(синица) в руках, чем журавль в небе.
- Прочитайте слово, которое выделено красным цветом. (БЕРЕГИ!)
2. Стихотворение (читает учитель)
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях ежевики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
- Всем известный писатель Михаил Пришвин сказал:
«Все прекрасное на Земле – от солнца, и все хорошее – от человека».
(Слайд 29)
(Учитель вручает детям за работу на уроке календарики с изображением какого-либо животного леса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"
Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....
Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"
Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....
Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс
Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Животные леса
Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста. Сюжетно...
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...