Конспект урока по теме " Кровь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Попова Светлана Петровна

Конспект урока по теме " Кровь" 4 класс.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о составе крови и ее роли в организме человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx696.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кровь.

Цель: создать условия для формирования у обучающихся понятия о  

           составе крови и ее роли в организме человека.

Задачи :

- Дать первичные сведения о клеточном составе крови, взаимосвязи строения и роли крови в организме;

- Содействовать развитию умения формировать проблему и находить пути ее решения.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

Личностные результаты:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные результаты:

- определение понятия о составе крови и ее роли в организме;

Метапредметные:

Познавательные:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и учебника.

Коммуникативные:

- умение оформлять свою мысль в устной речи;

- умение слушать и слышать собеседника.

Регулятивные:

- освоение способа решения проблемы поискового характера.

 Оборудование: карточки с заданиями, компьютер,  проектор, интерактивная доска, лабораторное оборудование ( колба).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Орг. мом.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Петровна. Я учитель гимназии № 3.Сегодня я проведу у вас занятие. Чтобы занятие прошло интересно, давайте улыбнемся друг другу.

Мотивационная часть, этап вызова

- Еще в средние века люди интересовались изучением организма человека.

- Кто знает, что является  очень важной  составляющей  человеческого организма ?

- Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?

- Посмотрите, фрагмент фильма.

( фильм) Организм человека пронизан километрами сосудов: капиллярами и венами. По ним непрерывно движется самая удивительная жидкость в мире.

-Так что же это за удивительная  жидкость?

( кровь)

- О чем  же сегодня будем говорить?

Учебная деятельность  учащихся по получению новых знаний

Актуал.знаний

Составление кластера.

-Вы все видели капельку крови. Опишите, какая кровь?

-Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

-Сегодня, мы постараемся их расширить.

- Ребята, как вы думаете, а какое значение имеет кровь в организме человека?

- Сейчас мы выясним, правы ли вы?

- Вы будете работать в парах.

Возьмите лист №1.

Прочитайте заголовок.Рассмотрите рисунки.

Соедините стрелками  рисунок с предложением, и вы узнаете какую роль играет кровь в организме человека.

Как работает кровь.

D:\МАРИНА\какрк.jpg        

D:\МАРИНА\какрк.jpg        

D:\МАРИНА\какрк.jpg

D:\МАРИНА\какрк.jpg

D:\МАРИНА\какрк.jpg

- Давайте проверим что у вас получилось.

-Какую работу выполняет  кровь-транспортировщик?

( разносит питательные вещества)

- А что выполняет кровь как снабженец?

( снабжает клетки кислородом)

- Ребята, а как работает кровь-уборщик?

(выводит вредные вещества)

-А как работает  кровь- защитник?

(Защищает от вредных микробов)

-А что делает Кровь-кондиционер?

( поддерживает постоянную температуру)

- Так какую работу выполняет кровь?

- Молодцы, ребята.

Проблемная ситуация.

- Ребята, вы сказали, что кровь красного цвета.

- Давайте рассмотрим клетку крови под  микроскопом.

- Что вы видите?

 - А что это за точки?

( клетки)

- Все они одинаковые?

- Чем отличаются?

( цветом)

- А какого цвета?( красного, фиолетового)

- Ребята, есть еще и белые точки. Только под микроскопом их не видно, они становятся прозрачными.

- Значит из чего состоит кровь?

( кровь состоит из клеток)

- Посмотрите, на партах у вас лежат клетки крови в виде шариков. Возьмите каждый свой шарик и подойдите к маячку своего цвета.

- Сядьте там, где вы стоите.

- Ребята, может кто-нибудь догадался, какие группы у нас получились?

- Поработав в группах,  вы определите название этих клеток.

Открытие нового

Работа в группах

- Сейчас я напомню вам правила работы в группе.

1. Можно высказывать свое мнение.

2. Один говорит, другие слушают.

3. В группе согласуются и принимается одно решение.

-Работать будем по плану.

План работы.

  1. Возьмите лист №2. Прочитайте текст.
  2. Возьмите лист №3. Дополните предложения.
  3. Вылепите из пластилина модель своей клетки.

Для этого вам дается 6 минут.

1 группа:

Дополнить предложения.

Основу крови составляет…плазма………

Она состоит ……из воды и растворенных в ней веществ………

Красные кровяные клетки -…эритроциты……

Они приносят ко всем органам…кислород

Уносят от органов……углекислый газ…………

Они придают крови…красный…….цвет

Задание: скатать из красного пластилина шарик, положить его между большим и указательным пальцами и слегка сдавить, чтобы получилась лепешка с вдавленной серединкой.

2 группа:

Дополнить предложения.

Основу крови составляет…плазма………

Она состоит ……из воды и растворенных в ней веществ………

Белые кровяные тельца-…лейкоциты……..

Они способны………бороться с микробами

Задание: из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

3группа:

 Дополнить предложения.

Основу крови составляет…плазма………

Она состоит ……из воды и растворенных в ней веществ………

Кровяные пластинки-…тромбоциты………….

Они обеспечивают важное свойство крови…свертываемость….

Благодаря этому свойству кровь……не вытекает из ранки……..

Задание: из синего пластилина скатайте небольшие шарики.

- ребята,

Физ. мин.

Представьте, что вы катаетесь на «веселых горках».

( поднимаемся вверх вдыхаем воздух, опускаемся вниз- выдыхаем воздух)

Составление схемы «Кровь"

Скажите, что составляет основу крови?

- Плазма–это прозрачная желтоватая жидкость.( показ)

-Давайте познакомимся с нашими клетками поближе.

Сейчас мы будем наполнять сосуд.

- Итак, 1 группа, как называется ваши клетки?

 Эритроциты- красные кровяные клетки.

( переносят кислород)

Подойдите и опустите свои модели клеток в сосуд.

2 группа-как называются ваши клетки?

Лейкоциты- белые кровяные клетки.

( борются с микробами)

3 группа-

Тромбоциты- кровяные пластинки.

( помогают крови сворачиваться)

- Ребята, вы сказали, что кровь … цвета.

-Достаточно ли наших клеток,  чтобы кровь стала красной?

- Каких клеток надо добавить, чтобы кровь стала красной.

- Итак, так  из чего же состоит кровь?

Кровь

                      Плазма                                клетки

 ( в плазме плавают клетки крови)

Эритроциты                        лейкоциты            тромбоциты

(переносят к органам      (борются с микробами)    ( помогают

кислород)                                                                       свертываться)

- Оказывается, наша кровь имеет очень интересный состав.

Это самая удивительная ткань нашего организма.

- Ребята, вы сказали, что кровь  жидкая, тогда дайте по схеме и наполненному сосуду определение крови.

Сделайте записи у себя на листочках. Даю вам 1 минуту.

Значит, что такое кровь? Зачитайте каждый свое определение.

Кровь- это жидкость, состоящая из  плазмы, эритроцитов, тромбоцитов и  лейкоцитов.

- А теперь давайте прочитаем определение что такое кровь из словаря.

Кровь — внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и пост клеточных структур (эритроцитов и тромбоцитов). 

- Ребята, близки мы  были к научному определению крови?

- Давайте поаплодируем  друг другу.

Первичное закрепление

-Ребята, я получила телеграммы. Помогите найти адресата.

1. Я порезал палец и из раны течет кровь. Срочно нужна помощь. Какие клетки помогут ее остановить? ( тромбоциты)

2. Загнал занозу в палец. Палец стал нарывать и образовался гной. Объясните, почему так произошло? ( лейкоциты)

3. Необходимо перенести кислород ко всем тканям. Подскажите ,к кому обратиться.(эритроциты)

4.В желтоватой жидкости плавают клетки .Что это?(плазма)

Итог

Рефлексия

- Итак, ребята, вы теперь расширили сегодня свои знания?

- Что же вы узнали?

- Считаете ли вы сведения, полученные сегодня, важными для вас?

- А где эти знания пригодятся в жизни?

- Поднимите руки, кто узнал сегодня что-то новое и было интересно.

- А сейчас поднимите руки тот, у кого остались вопросы.

( ответы на вопросы вы найдете  в дополнительной лит-ре)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме " Кровь"

Возможная презентация по теме " Кровь" в 4 классе ( О.М)...

Конспект урока по теме: Коррекция знаний, умений и навыков по теме «Глагол».

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной...

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 20», 1 класс

Представляю конспект урока с презентацией по математике, расчитанный на 20 мин. Урок для проведения Дня открытых дверей в 1 классе....

Конспект урока по теме «Использование мультимедийных технологий во время урока-обобщения по теме «Животные»

Обобщающий урок  для 3 класса по теме "Животные" и смользованием мультимедийной доски. В конспект включены УУД. Учебник Starlight 3....

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...