Размножение и развитие животных
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель урока: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных.
Задачи урока:
Формирование знаний о размножении и развитии животных;
формирование предметных универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний;
развивать познавательный интерес у учащихся ;
прививать любовь к животным, воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока « Размножение и развитие животных»
Цель урока: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных.
Задачи урока:
Формирование знаний о размножении и развитии животных;
формирование предметных универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний;
развивать познавательный интерес у учащихся ;
прививать любовь к животным, воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Организаци- онный момент. |
Тема моего мастер- класса: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах». Карл Густав Юнг говорил: « Если существует нечто, что мы желаем формировать в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас сами». Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке , способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: Ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; Предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС. Дальше идут задачи и предполагаемый результат мастер- класса. (1-6 слайды).
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Солоухин писал, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить. Рот- чтобы принимать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна , она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот урок принесёт нам радость общения. ( 7 слайд) - Ребята, сели поудобнее, глубоко вдохнули и выдохнули ваши вчерашние хлопоты и заботы. | ||
. | Мы сегодня будем проблемы решать , Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок , Активно в работу включайся , дружок! - Ребята, обратите внимание на наш девиз урока « Мало иметь хороший ум, главное хорошо применять». ( Р. Декарт) -Дети, мы еще вернемся к словам великого философа в конце урока. | ||
2. Актуализация знаний. | - А теперь , ребята , обратимся в свою « кладовую». Где она у нас находится? Назовите признаки живых организмов.
- Что нужно живым организмам для их полноценной жизни?
- Перечислите группы животных и одного представителя группы. (13 слайд) | В голове. Живут , дышат , размножаются , питаются , растут, умирают. Воздух , вода , солнце , земля. Черви , моллюски , иглокожие , ракообразные , паукообразные , насекомые , рыбы, земноводные , пресмыкающиеся , птицы , звери. | Л.- что я знаю , что я могу. Р.- выполнять анализ . устанавливать аналогии и причинно – следственные связи. К. – оформлять свои мысли в устной речи. |
3.Постановка проблемы. | - Я вижу , что вы готовы открывать новые знания . Как вы думаете всё ли мы знаем о группе животных и их представителях? Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим какими хорошенькими и смешными вы были , когда были маленькими. И , вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок. Итак, у людей – ребёнок У кошки – котёнок - А дальше назовите, как называются детёныши у других животных. У лисы - … ( лисёнок) У утки … ( утёнок) У бабочки … ( гусеница) У рыбы … (малёк)
- Ребята , а кем была в детстве лягушка? А морской конёк? Змея? Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа? Мы не всё знаем о животных. - Может вы уже догадались, какую проблему мы сегодня будем вместе решать? | Дети формулируют тему урока | Л. – высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения. Р. – определять цель учебной деятельности. К. - совместно с учителем сформулировать тему. |
4..Сообщение темы. | Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему и называется она : « Развитие и размножение животных».( Слайд 8) -Ребята, как вы думаете ,что мы сегодня узнаем? | ||
5. Открытие детьми новых знаний. | - Дети, а как вы понимаете значение слово « Размножение»? Вывод: Размножение - присущее всем живым организмам воспроизведения себе подобных. Способы размножения:
- откладывание яиц; - Откладывание икры; - рождение детёнышей. ( Слайд 10) - А как вы понимаете значение слова « Развитие»? Вывод: Развитие животных - это изменения, которые происходят с организмом от момента зарождения до его естественной смерти. (Слайд 11). Все свои познания на уроке мы свами должны приводить в порядок, т. е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов: группа животных, способ размножения и развития.
С развитием и размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки и кузнечика. -Ребята, на странице 100 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются. - Дети, с чего начинается размножение насекомых?
- А чем отличается развитие бабочки от развития кузнечика?( Слайд 14, 15) Я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детёнышами бабочки и кузнечика. - Переходим к следующей группе. Прочитайте на с. 102 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в развитии и размножении рыб.( Слайд 16) -Р ебята, а вы знаете ,что такое нерест. Вы слышали это слово.
-Период, когда мечут икру называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.
- Наше исследование продолжается. На стр.102 прочитайте ,как размножаются земноводные и занесите в таблицу. ( Слайд 17)
- А вы знаете на кого похож маленький головастик? - Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.
- Итак ,наше исследование продолжается. - Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебника , как у них происходит развитие, подчеркните главное, занесите в таблицу.( Слайд 18)
- Дети, а вы читали сказку Киплинга « Рики – тики – тави»? Если вы не знакомы с этой сказкой , то обязательно прочтите или посмотрите этот мультфильм. В этой сказке змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши. Вот видите, дети, как животные заботятся о своем потомстве. Переходим к следующей группе животных. Это птицы. Давайте выясним, как размножаются птицы .На странице 102 читаем текст, выделяем главное, заносим в таблицу. (Слайд 19)
- Ребята, что вы можете рассказать нам о птицах?
Дети, интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми , и родители их выкармливают продолжительное время. -Ребята , какая группа животных осталась? Да, правильно. Итак. Последняя группа животных –млекопитающие или звери. На странице 103 узнайте , как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное. ( Слайд 20) - Дети, а что интересного вы можете нам рассказать о животных? - Молодцы! Правильно. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. У большинства млекопитающих детеныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки – в дупле или в гнезде на дереве, у бобра – в домике – хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими. Большинство зверей заботятся о своем потомстве: взрослые охраняют детенышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм. | ||
6. Физкультминутка | |||
7. Выражение решения | а) - Ребята, давайте приведем свои знания в систему. Скажите, какие из животных откладывают яйца?
- Кто три раза родится?
- Чем отличается размножение зверей от других животных?
- Сравните размножение рыб и земноводных?
б) Вставляем в слайд нужные слова ( Слайд 21) | Насекомые, пресмыкающиеся,птицы. Бабочка Звери рождают живых детенышей. Рыбы мечут икру, а земноводные откладывают яйца. | |
7. Применение знаний. | - А теперь, ребята, открываем рабочие тетради на странице 60.Найдите упражнение 2 и выполните его. Проводится взаимопроверка. - Молодцы, ребята, все поработали. | ||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Ребята, чем вам запомнился этот урок? - Вам удалось достичь цели? - Кто все хорошо понял поднимите зеленый круг. - У кого ли затруднения поднимите желтый круг. - Кто не понял поднимите красный круг. | ||
9. домашнее задание | Стр. 100-104 прочитать, р/т упр.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Размножение и развитие животных"
Урок с ЭОРами...
ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.
Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....
Урок-презентация по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" для дистанционного обучения.
Данный урок создан для дистанционного обучения, где рассматривается тема "Размножение и развитие животных"...
Размножение и развитие животных 3 класс. УМК "Планета знаний"
Урок по окружающему миру...
Размножение и развитие животных
Тест по теме "Размножение и развитие животных" в 3 классе по окружающему миру УМК "Школа России"....
Тест. Размножение и развитие животных.
Тестовый материал для уроков окружающего мира в 3 классе....
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...