Размножение и развитие животных
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) по теме

Устова Зарема Юнусовна

Цель урока: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных.

Задачи урока:

 Формирование  знаний о размножении и развитии животных;

 формирование предметных  универсальных  учебных действий на    основе применения ранее сформированных знаний;

 развивать познавательный интерес   у  учащихся ;

прививать любовь к животным, воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Конспект урока « Размножение и развитие животных»

Цель урока: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных.

Задачи урока:

 Формирование  знаний о размножении и развитии животных;

 формирование предметных  универсальных  учебных действий на    основе применения ранее сформированных знаний;

 развивать познавательный интерес   у  учащихся ;

прививать любовь к животным, воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.

                       

Этапы урока

   Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Организаци-

онный момент.

 

 Тема моего мастер- класса: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах».

     Карл Густав Юнг  говорил:

 « Если существует нечто, что мы желаем формировать в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас сами».

  Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке , способствующими формированию универсальных учебных действий.

   

   Практическая значимость:

Ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;

Предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

 Дальше идут  задачи и предполагаемый  результат мастер- класса. (1-6 слайды).

   

       Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

     Солоухин писал, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить. Рот- чтобы принимать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна , она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот урок принесёт нам радость общения. ( 7 слайд)

- Ребята, сели поудобнее, глубоко вдохнули и выдохнули ваши вчерашние  хлопоты  и заботы.

.

Мы сегодня будем проблемы решать ,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок ,

Активно в работу включайся , дружок!

 - Ребята, обратите внимание на наш девиз урока « Мало иметь хороший ум, главное хорошо применять».

                          ( Р. Декарт)

        -Дети, мы еще вернемся к словам великого философа в конце урока.

2. Актуализация знаний.

- А теперь , ребята , обратимся в свою « кладовую». Где она  у нас находится?

 Назовите признаки  живых организмов.

 

 - Что нужно живым организмам для их полноценной жизни?

 

    - Перечислите группы животных и одного представителя группы.

(13 слайд)

В голове.

Живут , дышат , размножаются , питаются , растут, умирают.

Воздух , вода , солнце , земля.

Черви , моллюски , иглокожие , ракообразные , паукообразные , насекомые , рыбы, земноводные , пресмыкающиеся , птицы , звери.

Л.- что я знаю , что я могу.

Р.- выполнять анализ . устанавливать аналогии и причинно – следственные связи.

К. – оформлять свои мысли в устной речи.

3.Постановка проблемы.

  - Я вижу , что вы готовы

открывать новые знания . Как вы думаете всё ли мы знаем о группе животных и их представителях? Но прежде чем начать  работу  по новой теме, давайте представим какими хорошенькими и смешными вы были , когда были маленькими. И , вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок.

    Итак, у людей – ребёнок

     У кошки – котёнок

    - А дальше назовите, как называются детёныши  у других животных.

 У лисы - … ( лисёнок)

 У утки … ( утёнок)

  У бабочки … ( гусеница)

  У рыбы … (малёк)

   

 

- Ребята , а кем была в детстве лягушка? А морской конёк? Змея?

Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа?

  Мы не всё знаем о животных.

     - Может вы уже догадались, какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

Дети формулируют тему урока

Л. – высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.

Р. – определять цель учебной деятельности.

К. -  совместно с учителем сформулировать тему.

4..Сообщение темы.

    Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему и называется она :             « Развитие и размножение животных».( Слайд 8)

-Ребята, как вы думаете ,что мы сегодня узнаем?

5. Открытие детьми новых знаний.

 - Дети, а как вы понимаете  значение слово

« Размножение»?

Вывод:

Размножение  - присущее всем живым организмам  воспроизведения себе подобных.

   Способы размножения:

 

- откладывание яиц;

- Откладывание икры;

- рождение детёнышей.

( Слайд 10)

- А как вы понимаете  значение слова « Развитие»?

Вывод:

     Развитие животных - это изменения, которые происходят с организмом от момента зарождения до его естественной смерти.

(Слайд 11).

     Все свои познания на уроке мы свами должны приводить в порядок, т. е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов: группа животных, способ размножения и развития.

 

    С развитием  и размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки и кузнечика.

 -Ребята, на странице  100 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.

    - Дети, с чего начинается размножение насекомых?

 

-   А чем отличается развитие бабочки от развития кузнечика?( Слайд 14, 15)

    Я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детёнышами бабочки и  кузнечика.

   - Переходим к следующей группе. Прочитайте на с. 102 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в развитии и размножении рыб.( Слайд 16)

-Р ебята, а вы знаете ,что такое нерест. Вы слышали это слово.

 

-Период, когда мечут  

 икру называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах  буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

 

    - Наше исследование продолжается.

    На стр.102 прочитайте ,как размножаются земноводные и занесите в таблицу. ( Слайд 17)

   

   - А вы знаете на кого похож маленький головастик?

      - Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.

     

- Итак ,наше исследование продолжается.

- Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебника , как у них происходит развитие, подчеркните главное, занесите в таблицу.( Слайд  18)

         

    - Дети, а вы читали  сказку Киплинга « Рики – тики – тави»? Если вы не знакомы с этой сказкой , то обязательно прочтите или посмотрите  этот мультфильм.

  В этой сказке  змея  Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши.

    Вот видите, дети, как животные заботятся о своем потомстве.

   Переходим к следующей группе животных.  Это птицы.              Давайте выясним, как размножаются птицы .На странице   102 читаем текст, выделяем главное, заносим в таблицу. (Слайд 19)

 

   - Ребята, что вы можете рассказать нам о птицах?

   

 Дети, интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже  бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми , и родители их выкармливают продолжительное время.

      -Ребята , какая группа животных осталась? Да, правильно. Итак. Последняя группа животных –млекопитающие или звери. На странице 103  узнайте , как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное. ( Слайд 20)

   - Дети, а что интересного вы можете нам  рассказать о животных?

   - Молодцы! Правильно. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком.

      У большинства млекопитающих детеныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки – в дупле или в гнезде на дереве, у бобра – в домике – хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими. Большинство зверей заботятся о своем потомстве: взрослые охраняют детенышей, а со временем приучают  их самостоятельно добывать корм.

6. Физкультминутка

7. Выражение решения

 а)    - Ребята, давайте приведем свои знания в систему.

 Скажите, какие из животных откладывают яйца?

 

- Кто три раза родится?

 

 - Чем отличается размножение зверей от других животных?

 

 - Сравните размножение рыб и земноводных?

 

б) Вставляем в слайд нужные слова ( Слайд 21)

Насекомые, пресмыкающиеся,птицы.

Бабочка

Звери рождают живых детенышей.

Рыбы мечут икру, а земноводные откладывают яйца.

7. Применение знаний.

 - А теперь, ребята, открываем рабочие тетради  на странице 60.Найдите упражнение 2 и выполните его.

Проводится взаимопроверка.

- Молодцы, ребята, все поработали.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Ребята, чем вам запомнился этот урок?

- Вам удалось достичь цели?

-  Кто все хорошо понял поднимите зеленый  круг.

- У кого ли затруднения поднимите желтый круг.

- Кто не понял поднимите красный круг.

9. домашнее задание

Стр. 100-104 прочитать, р/т  упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Урок-презентация по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" для дистанционного обучения.

Данный урок создан для дистанционного обучения, где рассматривается тема "Размножение и развитие животных"...

Размножение и развитие животных

Тест по теме "Размножение и развитие животных" в 3 классе по окружающему миру УМК "Школа России"....

Тест. Размножение и развитие животных.

Тестовый материал для уроков окружающего мира в 3 классе....

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...