календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание», «Обществознание» и реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программу О.Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe.docx | 82.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Формы, методы контроля | |||||||||
план | факт | |||||||||||||||
Раздел 1. Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч) | ||||||||||||||||
1 | Земля - наш общий дом. | Урок- викторина. | Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры их представителей. | Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
2 | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. | Урок-игра. | Обсуждают разнообразие изменений в природе и в жизни людей, необходимость природоохранной деятельности людей. | Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачу. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общёнию. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
3 | Времена года. | Урок- театрализация. | Наблюдают и описывают изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей со сменой времён года. | Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов. | Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. | Индивидуальный опрос. | ||||||||||
4 | Старинный календарь. | Урок- путешествие. | Знакомятся с различными видами календарей. Сравнивают по времени изменения в природе, в общественной жизни. | Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни. | Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Творческое выступление. | ||||||||||
5 | Атмосферные явления и погода. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Наблюдают атмосферные явления и фиксируют их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. | Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают, как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется. | Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Текущий контроль. | ||||||||||
6 | Температура и её измерение. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. | Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. | Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Фронтальная беседа. Работа в парах. | ||||||||||
7 | Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой. | Урок формирования умений и навыков. | Характеризуют изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. | Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). | Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Вступать в учебное сотрудничество c учителем и одноклассниками. | Фронтальная беседа. Работа в группе. | ||||||||||
8 | Необычные атмосферные явления. | Урок- презентация. | Выясняют, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу. | Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками. | Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. | Фронтальная беседа. Дидактическая игра. | ||||||||||
Раздел 2. Осенние изменения в природе и жизни человека (4 ч) | ||||||||||||||||
9 | Экскурсии. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Выбирать форму участия в проектной деятельности па теме «Природа и люди в разные времена года». Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
10 | Осень в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) Логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
11 | Осенние заботы человека. | Урок- экскурсия | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Экскурсия. | ||||||||||
16 | Воздух и его состав. | Урок- исследование. | Выясняют, что такое воздух. Проводят исследование свойств веществ экспериментальным способом. | Понимать, что такое воздух, и каково его значение для жизни на Земле. | Выполнять разные типы экспериментальных заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
17 | Свойства воздуха. | Урок формирования умений и навыков. | Наблюдают и проводят простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов. | Составлять и читать простые схемы и таблицы. Рассказывать о свойствах воздуха. | Обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Уважать позицию партнёра. | Творческая работа. Групповая работа. | ||||||||||
18 | Как используют воздух. | Урок закрепления умений и навыков. | Выясняют возникновение ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс. | Понимать, что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения. Рассказывать об использовании силы ветра человеком. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. | Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Индивидуальный опрос. Работа в парах. | ||||||||||
19 | Вода и её свойства. | Урок- исследование. | Обсуждают значение воды для всего живого на Земле. Характеризуют (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивают их. | Готовить сообщения о значении воды на Земле, об источниках питьевой воды, о свойствах воды: вкусе, цвете, прозрачности, теплопроводности. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.). Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
20 | Очистка воды. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «очистные сооружения». Обсуждают, кто и почему загрязняет воду. Знакомятся с методами очистки воды. | Называть способы очистки воды в быту и в промышленности; пояснять, что такое фильтрование. | Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
21 | Превращения воды. | Урок формирования умений и навыков. | Выясняют, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. | Текущий контроль. | ||||||||||
22 | Круговорот воды в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Исследуют круговорот воды в природе. Работают над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры. | Понимать и описывать принцип круговорота воды в природе. Проследить за движением капельки воды из океана. | Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Практическая работа. | ||||||||||
23 | Почва, её состав и свойства. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с составом, свойствами почвы и ее образованием. Выясняют, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Определяют состав почвы. | Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Планировать свои действия. Действовать согласно составленному плану. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальный опрос. Работа в парах. | ||||||||||
24 | Обитатели почвы. | Урок применения умений и навыков. | Знакомятся с обитателями почвы, их ролью для растений и плодородия земли. Узнают о круговороте органичных и минеральных веществ в почве. | Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Соблюдать правила гигиены при работе с почвой. | Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
25 | Почва - кормилица. | Урок формирования умений и навыков. | Сравнивают старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. | Описывать ценность сохранения почвы, факторы её плодородия. | Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | |||||||||||
26 | Обобщающий урок. | Урок повторения и обобщения. | Обсуждают значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводят примеры их использования в жизнедеятельности людей. | Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. | Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно следственных связей, построения рассуждений и выводов. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. | Беседа по вопросам. Тест. | ||||||||||
Раздел 4. Зимние изменения в природе и в жизни человека (5 ч) | ||||||||||||||||
27 | Экскурсии. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе. | Урок-экскурсия | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных пример загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Экскурсия. | ||||||||||
28- 29 | Зима в природе. | Уроки формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Индивидуальный опрос, работа в парах. | ||||||||||
30 | Зимние заботы человека. | Комбинированный урок. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за 'погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
31 | Зима в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи наших предков природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. | ||||||||||
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (14 ч) | ||||||||||||||||
32 | Организм человека. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с науками, изучающими организм человека. Объясняют необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризуют зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье, основные внутренние органы человека. Осознавать понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы». | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Опознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
33 | Надёжная опора и защита. | Урок- презентация. | Выявляют сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции опорно-двигательной системы. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). | Творческое выступление. | ||||||||||
34 | Мышцы, их разнообразие и функции. | Комбинированный урок. | Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Формулируют гигиенические правила по уходу за своим организмом. | Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Рассказывать о назначении мышц и их разнообразии; о работе мышц, их тренировке, состоянии усталости. | Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
35 | Органы дыхания. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, как и зачем мы дышим. Знакомятся с органами дыхания, их функциями. Рассматривают работу легких. Определяют (практически) правильную осанку, частоту дыхания. Прослеживают процессы дыхания по рисункам схемам. | Иметь представление о механизме дыхания. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле; знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Выделять научную информацию в научно- популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). | Фронтальный опрос. | ||||||||||
36 | Кровеносная система. | Урок изучения нового материала. | Рассматривают основные функции крови в организме, состав крови, разнообразие кровных частиц, их функции; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Знакомятся с понятием «пульс», его измерением. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть органы кровообращения, их функции. Измерять пульс. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
37 | Кровь и её функции в организме. | Урок- исследование. | Определяют (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки. | Выделять основные функции крови, ее состав; навыки здорового образа жизни. Осознавать, как беречь и тренировать сердце. | Моделировать в ходе Практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Устный опрос, работа в парах. | ||||||||||
38 | Органы пищеварения. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами пищеварения, их работой. Выясняют состав пищи. Выявляют возможные заболевания органов пищеварения. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню. Рассуждать о важности ухода за зубами, разумно относиться к правильному питанию, соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Вступать в, учебное сотрудничество с учителем |и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос, работа в группе. | ||||||||||
39 | Органы очистки организма. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с органами выделительной системы организма. Объясняют их функции. Рассматривают необходимость очистки крови. Обучаются оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах. | Называть, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Характеризовать (по рисункам- схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов. | Беседа по вопросам, практическая работа. | ||||||||||
40 | Нервная система и её роль в организме. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с головным, спинным мозгом, нервами. Выясняют, как мозг управляет органами; каково значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Объяснять значение сна, режима дня. Аргументировать понятие «здоровая нервная система», Развивать свою память, объяснять ее значение для учебы. | Выделять в научно-популярных текстах научную информацию, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). Выполнять режим дня и знать его значение для нервной системы. | Индивидуальный опрос, практическая работа. | ||||||||||
41 | Органы чувств, их значение и гигиена. | Урок исследование. | Знакомятся с органами чувств человека как источниками информации об окружающем мире, о механизмах работы зрения, слуха, обоняния, осязания. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Исследуют свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. | Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Устный опрос, работа в парах. | ||||||||||
42 | Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с развитием народной медицины. Выявляют роль знахарей. Обсуждают важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. | Осознавать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Измерять температуру тела,вес и рост человека. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
43 | Обобщающий урок. | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | Обобщают и систематизируют знания об организме человека. Знакомятся с опытом наших предков по сохранению здоровья. | Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. | Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. | Тест. | ||||||||||
44 | Экскурсии. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. Соблюдать экологически грамотное поведение в природе. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе. | Экскурсия. | ||||||||||
45 | Весна в природе. | Урок- презентация. | Объясняют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанные с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. | Творческое выступление. | ||||||||||
Раздел 6. Развитие животных и растений (10ч) | ||||||||||||||||
46 | Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц. Развитие рыб и земноводных. | Урок изучения нового материала. | Рассказывают о роли животных в природе и жизни людей, сравнивают внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Знакомятся с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве; со стадиями развития рыб и лягушек. | Прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). | Текущий контроль. | ||||||||||
47 | Стадии развития насекомых. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся со стадиями развития бабочки, божьей коровки, колорадского жука. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб. | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
48 | Разнообразие растений. Растение живой организм. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей, характеризуют условия необходимые для жизни и развития растений, приводят примеры разных групп растений, называют их существенные признаки, различают хвойные и цветковые растения, выделяют их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности). | Выделять существенные признаки растений. Устанавливать причины и следствия природных явлений. Объяснять значения слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
Развитие цветкового растения из семени. | Урок исследование. | Наблюдают демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определяют условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). | Прослеживать опытным путём развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Выделять существенные признаки. Устанавливать причины и следствия природных явлений. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальный опрос, работа в группе. | |||||||||||
50 | Корни и стебли растений. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с функциями стеблей и корней. Обсуждают информацию о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле. | Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
51 | Листья растений, их роль в жизни растения. | Урок-исследование. | Знакомятся с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выясняют функции листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ. | Выявлять разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Отличать разные виды листьев. Моделировать невидимые природные процессы. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальная беседа. Практическая работа. | ||||||||||
52 | Цветок, его роль в жизни растения. | Урок формирование умений и навыков. | Знакомятся со строением цветка, ролью опыления. Выясняют значение насекомых в опылении. Рассматривают цикл цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Описывать строение цветка, значение опыления. Ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
53 | Способы размножения растений. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассматривают жизненный цикла цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Делать обобщающие выводы. Моделировать цикл цветкового растения. Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме). | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | |||||||||||
54 | Обобщающий урок. Экскурсия. | Урок- экскурсия | Обобщают и систематизируют знания. Наблюдают за объектами окружающей среды. | Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации модели, небольшие сообщения, презентации). | Презентация по итогам экскурсии. | ||||||||||
55 | Весна в жизни наших предков. | Урок обобщения и систематизации. | Выявляют приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездование, появление насекомых. Полевые работы, происходящие в это время. | Называть признаки весны с учетом местного природного окружения. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Текущий контроль. Тест. | ||||||||||
Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (12ч) | ||||||||||||||||
56 | Наука история, исторические источники. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами, археологическими раскопками. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. | Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему Они поклонялись, во что веровали. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
57 | Природа в жизни наших предков. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. | Рассказывать, чем занимались наши предки, как они осваивали природу. Описывать обычаи и традиции предков. Объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. | Участвовать в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.). | Текущий контроль. | ||||||||||
58 | Образ жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Знакомятся с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Выясняют, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью. | Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. | Собирать краеведческий материал о старинных жилищах быте и культуре народов, населяющих родной город (село), находить сведения о возникновении родного города (села), происхождении его названия, герба, названий улиц. | Презентация творческой работы. | ||||||||||
59 | Жизнь на селе в старину. | Комбинированный урок. | Сравнивают устройство старинной избы и утварь с современными домами, квартирами, предметами быта. | Описывать, как жили в старину на селе. Сообщать о старинном быте сельских жителей. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Дидактическая игра. | ||||||||||
60 | Старинные города. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Обсуждают названия городских построек. Знакомятся с понятием «исторический центр», объясняют его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников. Описывают основные элементы герба своего города, рассказывают о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. | Характеризуют строение старинных поселений, их виды. Описывают значение исторического центра современного города, важность его сохранения. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
61 | Старинные ремёсла. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее. стеклодувное; понятиями «ремесло», «ремесленник». | Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Приобщиться к старинному ремеслу. | Добывать информацию из иллюстраций и текста. Примерять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. | ||||||||||
62 | Что делали мастера из древесины. | Урок формирования умений и навыков. | Сопоставляют исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. | Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Пояснять их различия. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Текущий контроль. | ||||||||||
63 | Торговое дело на Руси. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Выясняют, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги. | Осознавать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Анализировать, сравнивать, обобщать. Сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края. | Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
64 | Одежда наших предков. | Урок- путешествие (во времени). | Знакомятся с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных. Сравнивают старинную и современную одежду, | Описывать, как одевались наши предки в разные времена. Сравнивать одежду предков с современной. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Фронтальный опрос. | ||||||||||
школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления. | ||||||||||||||||
65 | Как учились дети в старину. | Урок- путешествие (во времени). | Знакомятся со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Составляют словарь: кириллица - старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь. | Рассказывать, как в старину на Руси обучали счету, письму. | Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.). | Творческая работа. | ||||||||||
66 | Экскурсия в исторический центр города (села), в краеведческий музей. | Урок-экскурсия | Знакомятся с историей родного края, историческими достопримечательностями. | Наблюдать, делать выводы, обобщать. | Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. | Экскурсия. | ||||||||||
67 | Что мы узнали и чему научились в 3 классе. Обобщающий контрольный урок. | Урок повторения и обобщения, контроля знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания о быте и культуре наших предков. | Выполнять самостоятельные задания. Участвовать в играх, театрализациях, конкурсах. | Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов. | Итоговый контроль. | ||||||||||
68 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....