Урок окружающего мира "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 69 КБ |
tekhnologich_karta.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Доходы и расходы семьи
(Семейный бюджет)
За 4 мин до начала урока
-А все ли сегодня утром сделали зарядку? Предлагаю немного размяться и проснуться. Давайте поиграем в игру, которая называется «Дорого – дешево»
Если дорого – встаем, руки вверх, хлопок, если дёшево – приседаем.
На вес золота, за бесценок, как задаром, цена кусается, не по карману, за грош.
Раньше была такая примета. Брали медный пятачок, и когда был самый ответственный момент, на удачу клали его в туфельку. Я тоже сегодня принесла с собой пятачок, согрела его в своих ладонях и передаю его по кругу. Почувствуйте мое тепло, добавьте своего. Передавая монетку, скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу перед уроком. Положим пятачок на удачу в туфельку. (Туфельки стоят на полочке или на кубе на столе учителя)
I этап. Мотивационный этап (5 мин)
На столе учителя лежат разные предметы: соль, шкурка, ракушки, деньги (купюры и монеты).
- Посмотрите, что лежит на столе.
- Что объединяет все эти предметы: соль, шкурку, ракушки, деньги?
- Вы, наверное, сейчас удивитесь, но все эти предметы – это деньги! В глубокой древности деньгами служили разные предметы. И они назывались товаро-деньгами. В разных странах деньги были самые разнообразные: шкуры зверей, птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба и многое другое.
- Как вы думаете, почему люди отказались от денег в виде предметов: шкур, ракушек, соли?
- Постепенно люди поняли, что деньги не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Люди придумали замену, замещение существующих предметов в виде знаков – денежных знаков.
Деньги – это металлические и бумажные знаки.
- Как вы понимаете, что такое знак?
- Обратимся к толковому словарю Дмитриева. Прочитайте определение из словаря.
«Знаком называется схематическое изображение, метка, которые ставят на каком-либо предмете, чтобы отличить его от других».
- Где в жизни мы встречаемся со знаками? (знаки дорожного движения, математические знаки, знаки препинания и т.д.)
- В жизни очень много знаков. Мы должны уметь читать знаки, понимать их. Потому что знаковая система является одним из способов передачи информации.
II. Целевой этап (3 мин)
- Для чего мы используем денежные знаки? (чтобы что-то покупать или расплачиваться за что-то)
- А всегда ли вам взрослые покупают все, что вы хотите иметь?
- А почему?
- У моих хороших знакомых есть сын. В последнее время Сережа все чаще стал просить родителей купить современный планшет, который стоит 15000 рублей.
- Как вы думаете, смогут ли родители купить Сереже планшет?
система голосования
-Кто считает, что смогут, нажмите на кнопку А.
- Кто считает, что не смогут, нажмите на кнопку В.
- А кто затрудняется ответить – на кнопку С.
- Посмотрите на нашу диаграмму. Наши мнения разделились.
?
- Какой нам информации не хватает, чтобы ответить на этот вопрос? (мы должны знать доходы и расходы семьи)
На доске появляются карточки «доходы» и «расходы»
- Мы узнаем «доходы», «расходы». Что еще нам важно сделать, чтобы ответить на наш вопрос? (сравнить, чего больше, чего меньше, останутся или не останутся деньги)
На доске появляется схема
? Доходы < = > Расходы
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (о доходах и расходах семьи).
- Правильно, мы сегодня будем говорить о доходах и расходах семьи, денежных знаках.
- Что бы вы хотели узнать о доходах и расходах семьи? Чему хотели бы научиться?
III этап. Ориентировочный этап (2 мин)
- Чтобы ответить на вопрос «Смогут ли родители купить Сереже планшет», как вы думаете, с чего мы начнем работу? Что нам нужно определить сначала? (доходы семьи)
Ставлю цифру 1.
- Потом что будем делать? (определяем расходы)
Ставлю цифру 2.
- И третьим этапом нашей работы будет…? (сравнение)
Ставлю цифру на знаки 3.
1 3 2
? Доходы < = > Расходы
- Итак, у нас появился схематичный план нашей работы.
IV этап. Содержательный этап (3 мин)
- Давайте разберемся, что мы понимаем под доходами и расходами. Возьмите на столах карточки. Прочитайте, что на них написано. Если вы считаете, что это доход, встаньте по левую руку от меня, у двери. Если вы считаете, что это расход, встаньте по правую руку от меня, у окна.
У детей на карточках (с ударением):
Заработная плата, питание, одежда и обувь, пенсия, коммунальные услуги, стипендия, занятия в кружках, секциях, лечение, прибыль от работы фирмы, отдых и развлечения, гонорар (денежное вознаграждение, например, за напечатанную книгу, статью), выручка от продажи.
- Прочитайте, что написано на карточках у ребят, которые стоят слева от меня. Вы согласны, что все эти понятия мы отнесем к доходам?
- Попробуйте дать понятие слову «Доход».
- Да, доход – деньги или материальные ценности, получаемые от какой-либо деятельности.
- Прочитайте, что написано на карточках у ребят, которые стоят справа от меня. Вы согласны, что все эти понятия мы отнесем к расходам?
- Попробуйте дать понятие слову «Расход».
- Да, расход – это затрата, издержки.
- А теперь обратите внимание на знак на вашей карточке. Посмотрите на столы и найдите столы с вашими знаками. Присаживайтесь. (Если на карточке изображен американский доллар – садимся в 1 группу, если изображен евро – садимся во 2-ю группу, если изображены российские рубли – садимся в 3-ю группу, если японская иена – садимся в 4-ую группу).
- Итак, мы разделились с вами на 4 группы.
V Практический этап ( 12 мин)
- Чтобы ответить на вопрос, смогут ли родители купить планшет мальчику Сереже, я вам предлагаю познакомиться с семьей мальчика.
Звучит трек с комментированием семейной ситуации.
Меня зовут Сережа. Я учусь в 3 классе и занимаюсь в спортивной школе.
Моя семья состоит из:
- Папы, который работает водителем автобуса и получает 29000 рублей.
- Мамы, которая работает продавцом в магазине и получает 18000 рублей.
- Бабушки – пенсионерки, которая часто болеет. Ее пенсия составляет 8500 рублей.
- Дедушки– пенсионера, который любит путешествовать на своем автомобиле, и который, помогая семье, продает газеты. Пенсия дедушки 10 200 рублей, за продажу газет получает - 4000 рублей.
- Дочери – студентки института, учится платно, а в свободное время рисует картины и продает их, за которые получает в среднем 1500 рублей.
- Первые две группы будут рассчитывать доходы данной семьи.
- Вторые две группы – определять расходы семьи.
- Инструкция - на карточке. Время на работу – 3 минуты. Переверните песочные часы и следите за временем.
Детям выдается общий перечень, в котором они отмечают галочкой нужные позиции.
Виды доходов:
| Виды расходов:
|
- (Задание на листочке)
1 и 2 группа: Выберите из списка те доходы, которые имеются в семье Сережи. Отметьте их знаком «+». Сосчитайте общую сумму, используя калькулятор.
3 и 4 группа: Выберите из списка необходимые расходы семьи Сережи. Отметьте их знаком «+». Сосчитайте общую сумму, используя калькулятор.
1, 2 и 4 группа работают за столами. 3 группа работает у интерактивной доски.
- Вторая группа, проанализируйте, все ли правильно выполнила первая группа. Какая сумма дохода у вас получилась?
- Давайте сравним доходы и расходы семьи. Какой математический знак можно поставить между доходами и расходами?
- Доходы = расходы.
- Доходы < расходы.
- Доходы > расходы.
- Выберите нужный знак на интерактивной доске.
- На сколько доходы больше, чем расходы?
- Так сколько денег всего остается в семье?
- Доходы и расходы, который мы рассчитывали, называются – семейный бюджет.
- Бюджет – буквально означает «денежная сумка» (кошелек).
(показать кошелек)
- Зная семейный бюджет, смогут ли родители купить Сереже планшет?
- Что мы можем посоветовать семье Сережи?
1-2 мин.
- Что делать в этой ситуации? (подкопить, экономить, заработать, взять кредит в банке)
- Что значит экономить? (не покупать что-то лишнее, от чего-то отказаться)
- Предлагаю разработать советы по экономии семейного бюджета на основе знаков.
- Подойдите все к доске.
- Кто хотел бы разработать свой знак, вы можете это сделать, выбрав чистый лист.
- Кто хотел бы поработать с этим знаком? Пройдите за 1 стол.
И т.д.
- Вы можете работать стоя или передвинуть стул.
- Время для творчества – 2 минуты.
- На транспорте, если ходить пешком.
- На продуктах, на сладостях, если есть приусадебный участок.
- На одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы.
- На коммунальных услугах – экономия электричества и воды.
- На лекарствах – если заниматься профилактикой заболеваний и вести здоровый образ жизни.
- Мы не обращаем внимания, как непросто достаются родителям деньги. Не бережем свои вещи. Задумайтесь над этим. Вы можете реально помочь своим родителям экономить деньги.
VI этап. Рефлексивно – оценочный этап (4 мин)
Система голосования
1. – Вспомните свои вопросы, которые вы сформулировали в начале урока. Если вы получили ответ на свой вопрос, нажмите кнопку A, если вам требуется дополнительная информация – кнопку B.
- Что узнали, чему научились?
- Над чем заставил задуматься урок?
2. - Мы сегодня на уроке много работали с информацией в виде знаков.
- Выберите 1 относящееся к вам утверждение:
- Понимаю, что такое «знак».
- Могу объяснить другому, что такое «знак».
- Могу читать информацию в виде знаков.
3. - А эти знаки вам понятны? Выберите смайлики, отражающие ваше настроение, самочувствие.
- А кого вы хотели поблагодарить на уроке и за что?
- Я очень благодарна вам за работу на уроке. Мы сегодня говорили про семейный кошелек – семейный бюджет. И в память о нашей встрече я хочу подарить вам денежный знак, который вы сможете использовать в виде закладки.
Домашнее задание
-Чтобы закрепить изученное, я предлагаю вам домашнее задание на выбор.
- Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
– Составьте список расходов своей семьи за 1 день.
- Рассчитайте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия в 3 классе по окружающему миру
Юрковой Галины Александровны МАОУ СОШ №10
1. Тема: Доходы и расходы семьи (семейный бюджет).
2.Цель: формирование у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи через работу со знаковой системой.
3.Задачи:
1) Познакомить с экономическими понятиями «расход», «доход».
2) Формировать представление о рациональном расходовании средств и ценностном отношении к деньгам.
3) Формировать умение использовать знаково-символические средства.
4. Метапредметная категория: «Знак»
5. Используемые технологии обучения: технология социо – игрового стиля.
6. Оборудование: медиапроектор, компьютер, колонки, интерактивная SMART-доска, система голосования, магнитная доска, карточки, кошелёк, денежные купюры, первые деньги (соль, шкурка, ракушки).
8. Прогнозируемый результат для учащихся 3 класса:
Предметные:
- У учащихся сформировано элементарное представление о семейном бюджете и способах экономного расходования средств;
- Учащиеся понимают доходы и расходы семьи.
Метапредметные:
- Учащиеся демонстрируют коммуникативные умения при взаимодействии в малой группе.
- Учащиеся умеют планировать свою деятельность.
- Учащиеся умеют работать с информацией в виде знака.
Личностные:
- Учащиеся проявляют готовность принять учебную ситуацию.
- Учащиеся демонстрируют ценностное отношение к деньгам.
9.Основные этапы учебного занятия:
№ п.п. | Этапы учебного занятия | Задачи этапа | Ожидаемый результат |
I. | Мотивационный этап (5 мин) | Включение детей в содержательную коммуникацию, мотивация учащихся на предстоящую деятельность. Актуализация знаний о «Знаке». | Создан положительный настрой на работу. Выполнена работа по переводу «образа» в «знак». Сформировано понятие «Знак». |
II. | Целевой этап (3 мин) | Проблематизация, формулирование учебной задачи, совместная постановка цели. | Ученики осознали неполноту своих знаний, проявляют готовность принять учебную ситуацию, определили цель деятельности. |
III. | Ориентировочный этап (2 мин) | Совместное планирование деятельности на основе схематизации. | Спланирована собственная мыследеятельность учащихся через составление схемы. |
IV. | Содержательный этап (3 мин) | Организация процесса самостоятельного постижения учениками недостающих знаний. | Сформировано элементарное представление о доходах и расходах. |
V. | Практический этап (12 мин) | Организация учителем действий закрепления знаний в процессе решения конкретно-практических задач. | Закрепляют представление о доходах и расходах семьи, рассчитывая и сравнивая доходы и расходы конкретной семьи.Учащиеся демонстрируют умение работать с информацией в виде знака, схемы, составляя советы по экономии. Демонстрируют ценностное отношение к деньгам. |
V I. | Рефлексивный этап (5 мин) | Организация процесса осмысления детьми результатов деятельности и своего эмоционального состояния | Фиксация продвижения учеников относительно цели. Определены границы применимости нового знания. Самооценка степени достижения запланированного результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"
Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....
Урок окружающего мира. "Семейный бюджет". 3 класс.
Конспект урока...
План-конспект урока окружающий мир "Семейный бюджет"
Урок окружающего мира "Семейный бюджет" является интегрированным с уроком математика по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"....
Презентация к уроку окружающий мир "Семейный бюджет"
Презентация содержит материал к интегрированному уроку окружающий мир, математика по теме "Семейный бюджет"...
Презентация к уроку окружающий мир "Семейный бюджет" (для интерактивной доски "Smart")
Презентация содержит материал для заданий к уроку окружающий мир "Семейный бюджет"...
Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"
Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...