Урок окружающего мира "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Юркова Галина Александровна

3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologich_karta.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Доходы и расходы семьи

(Семейный бюджет)

За 4 мин  до начала урока

-А все ли сегодня утром сделали зарядку? Предлагаю немного размяться и проснуться. Давайте поиграем в игру, которая называется «Дорого – дешево»

Если дорого – встаем, руки вверх, хлопок,  если дёшево – приседаем.

На вес золота, за бесценок, как задаром, цена кусается, не по карману, за грош.

Раньше была такая примета. Брали медный пятачок, и когда был самый ответственный момент, на удачу клали его в туфельку. Я тоже сегодня принесла с собой пятачок, согрела его в своих ладонях и передаю его по кругу. Почувствуйте мое тепло, добавьте своего. Передавая монетку, скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу перед уроком. Положим пятачок на удачу в туфельку.    (Туфельки стоят на полочке или на кубе на столе учителя)

I этап. Мотивационный этап  (5 мин)

На столе учителя лежат разные предметы: соль, шкурка, ракушки, деньги (купюры и монеты).

- Посмотрите, что лежит на столе.

- Что объединяет все эти предметы: соль, шкурку, ракушки, деньги?

- Вы, наверное, сейчас удивитесь, но все эти предметы – это деньги! В глубокой древности деньгами служили разные  предметы. И они назывались товаро-деньгами. В разных странах деньги были самые разнообразные: шкуры зверей, птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба и многое другое. 

- Как вы думаете, почему люди отказались от денег в виде предметов: шкур, ракушек, соли?

- Постепенно люди поняли, что деньги не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Люди придумали замену, замещение существующих предметов в виде знаков – денежных знаков.

Деньги – это металлические и бумажные знаки.

- Как вы понимаете, что такое знак?

- Обратимся к толковому словарю Дмитриева. Прочитайте определение из словаря.

 «Знаком называется схематическое изображение, метка, которые ставят на каком-либо предмете, чтобы отличить его от других». 

- Где в жизни мы встречаемся со знаками? (знаки дорожного движения, математические знаки, знаки препинания и т.д.)

- В жизни очень много знаков. Мы должны уметь читать знаки, понимать их. Потому что знаковая система является одним из способов передачи информации.

II. Целевой этап (3 мин)

- Для чего мы используем денежные знаки? (чтобы что-то покупать или расплачиваться за что-то)

- А всегда ли вам взрослые покупают все, что вы хотите иметь?

- А почему?

- У моих хороших знакомых есть сын. В последнее время Сережа все чаще стал просить родителей купить современный планшет, который стоит 15000 рублей.

- Как вы думаете, смогут ли родители купить Сереже планшет?

система голосования

 -Кто считает, что смогут, нажмите на кнопку А.

- Кто считает, что не смогут, нажмите на кнопку В.

- А кто затрудняется ответить – на кнопку С.

- Посмотрите на нашу диаграмму. Наши мнения разделились.

?

- Какой нам информации не хватает, чтобы ответить на этот вопрос? (мы должны знать доходы и расходы семьи)

На доске появляются карточки «доходы» и «расходы»

- Мы узнаем «доходы», «расходы». Что еще нам важно сделать, чтобы ответить на наш вопрос? (сравнить, чего больше, чего меньше, останутся или не останутся деньги)

На доске появляется схема

  ?  Доходы    <  =  >     Расходы

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (о доходах и расходах семьи).

- Правильно, мы сегодня будем говорить о доходах и расходах семьи, денежных знаках.

- Что бы вы хотели узнать  о доходах и расходах семьи?  Чему хотели бы научиться?

III этап. Ориентировочный этап  (2 мин)

- Чтобы ответить на вопрос  «Смогут ли родители купить Сереже планшет», как вы думаете, с чего мы начнем работу? Что нам нужно определить сначала? (доходы семьи)

Ставлю цифру 1.

- Потом что будем делать? (определяем расходы)

Ставлю цифру 2.

- И третьим этапом нашей работы будет…? (сравнение)

Ставлю цифру на знаки 3.

      1           3              2  

  ?  Доходы    <  =  >     Расходы

 

- Итак, у нас появился схематичный план нашей работы.

IV этап. Содержательный  этап (3 мин)

- Давайте разберемся, что мы понимаем под доходами и расходами. Возьмите на столах карточки. Прочитайте, что на них написано. Если вы считаете, что это доход, встаньте по левую руку от меня, у двери. Если вы считаете, что это расход, встаньте по правую руку от меня, у окна.

У детей на карточках (с ударением):

Заработная плата, питание, одежда и обувь,  пенсия, коммунальные услуги, стипендия,  занятия в кружках, секциях,  лечение, прибыль от работы фирмы,  отдых и развлечения, гонорар (денежное вознаграждение, например, за напечатанную книгу, статью), выручка от продажи.

- Прочитайте, что написано на карточках у ребят, которые стоят слева от меня. Вы согласны, что все эти понятия мы отнесем к доходам?

- Попробуйте дать понятие слову «Доход».

- Да, доход – деньги или материальные ценности, получаемые от какой-либо деятельности.

- Прочитайте, что написано на карточках у ребят, которые стоят справа от меня. Вы согласны, что все эти понятия мы отнесем к расходам?

- Попробуйте дать понятие слову «Расход».

- Да, расход – это затрата, издержки.

- А теперь обратите внимание на знак на вашей карточке. Посмотрите на столы и найдите столы с вашими знаками. Присаживайтесь. (Если на карточке изображен американский доллар – садимся в 1 группу, если изображен евро – садимся во 2-ю группу, если изображены российские рубли – садимся в 3-ю группу, если японская иена – садимся в 4-ую группу).

- Итак, мы разделились с вами на 4 группы.

V Практический этап ( 12 мин)

- Чтобы ответить  на  вопрос, смогут ли родители купить планшет мальчику Сереже, я вам предлагаю  познакомиться с семьей мальчика.

Звучит трек с комментированием семейной ситуации.

Меня зовут Сережа. Я учусь в 3 классе и занимаюсь в спортивной школе.

Моя семья состоит из:

  • Папы, который работает водителем автобуса и получает 29000 рублей.
  • Мамы, которая работает продавцом в магазине и получает 18000 рублей.
  • Бабушки – пенсионерки, которая часто болеет. Ее пенсия составляет 8500 рублей.
  • Дедушки– пенсионера, который любит путешествовать на своем автомобиле,  и который, помогая семье, продает газеты. Пенсия дедушки 10 200 рублей, за продажу газет получает - 4000 рублей.
  • Дочери – студентки института, учится платно, а в свободное время рисует картины и продает их, за которые получает в среднем 1500 рублей.

- Первые две группы будут рассчитывать доходы данной семьи.

- Вторые две группы – определять расходы семьи.

- Инструкция - на карточке. Время на работу – 3 минуты. Переверните песочные часы и следите за временем.

Детям выдается общий перечень, в котором они отмечают галочкой нужные позиции.

Виды доходов:

  • заработная плата;
  • прибыль от работы фирмы;
  • гонорар;
  • пенсия;
  • выручка от продажи;
  • стипендия.

Виды расходов:

  • Посещение театра, цирка, кинотеатра, боуллинга
  • Диски с компьютерными играми
  • Игрушки
  • Книги
  • Кружки, секции
  • Продукты
  • Коммунальные услуги
  • Транспортные расходы
  • Детское кафе
  • Бытовая химия и предметы гигиены
  • Обувь и одежда
  • Лекарства
  • Оплата за обучение в институте

- (Задание на листочке)

1 и 2 группа: Выберите из списка те доходы, которые имеются в семье Сережи. Отметьте их знаком «+». Сосчитайте общую сумму, используя калькулятор.

3 и 4 группа: Выберите из списка необходимые расходы семьи Сережи. Отметьте их знаком «+». Сосчитайте общую сумму, используя калькулятор.

1, 2 и 4 группа работают за столами. 3 группа работает у интерактивной доски.

- Вторая группа, проанализируйте, все ли правильно выполнила первая группа. Какая сумма дохода у вас получилась?

- Давайте сравним доходы и расходы семьи. Какой математический знак можно поставить между доходами и расходами?

  • Доходы = расходы.
  • Доходы < расходы.
  • Доходы > расходы.

- Выберите нужный знак на интерактивной доске.

- На сколько доходы больше, чем расходы?

- Так сколько денег всего остается в семье?

- Доходы и расходы, который мы рассчитывали, называются – семейный бюджет.

- Бюджет – буквально означает «денежная сумка» (кошелек).

(показать кошелек)

- Зная семейный бюджет, смогут ли родители купить Сереже планшет?

- Что мы можем посоветовать семье Сережи?

1-2 мин.

- Что делать в этой ситуации? (подкопить, экономить, заработать, взять кредит в банке)

- Что значит экономить? (не покупать что-то лишнее, от чего-то отказаться)

- Предлагаю разработать  советы по экономии семейного бюджета на основе знаков.

- Подойдите все к доске.

- Кто хотел бы разработать свой знак, вы можете это сделать, выбрав чистый лист.

- Кто хотел бы поработать с этим знаком? Пройдите за 1 стол.

И т.д.

- Вы можете работать стоя или передвинуть стул.

- Время для творчества – 2 минуты.

  • На транспорте, если ходить пешком.
  • На продуктах, на сладостях, если есть приусадебный участок.
  • На одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы.
  • На коммунальных услугах – экономия электричества и воды.
  • На лекарствах – если заниматься профилактикой заболеваний и вести здоровый образ жизни.

- Мы не обращаем внимания, как непросто достаются родителям деньги. Не бережем свои вещи. Задумайтесь над этим. Вы можете реально помочь своим родителям экономить деньги.

VI этап. Рефлексивно – оценочный этап (4 мин)

Система голосования

1. – Вспомните свои вопросы, которые вы сформулировали в начале урока. Если вы получили ответ на свой вопрос, нажмите кнопку A, если вам требуется дополнительная информация – кнопку B.

- Что узнали, чему научились?  

- Над чем заставил задуматься урок?

2. - Мы сегодня на уроке много работали с информацией в виде знаков.

- Выберите  1 относящееся к вам  утверждение:

  • Понимаю, что такое «знак».
  • Могу объяснить другому, что такое «знак».
  • Могу читать информацию в виде знаков.

3. -  А эти знаки вам понятны? Выберите смайлики, отражающие ваше настроение, самочувствие.

- А кого вы хотели поблагодарить на уроке и за что?

- Я очень благодарна вам за работу на уроке. Мы сегодня говорили про семейный кошелек – семейный бюджет. И в память о нашей встрече я хочу подарить вам  денежный знак, который вы сможете использовать в виде закладки.

Домашнее задание

-Чтобы закрепить изученное,  я предлагаю вам  домашнее задание на выбор.

- Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

– Составьте список расходов своей семьи за 1 день.

- Рассчитайте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  учебного занятия в 3 классе по окружающему миру

Юрковой Галины Александровны   МАОУ СОШ №10

1. Тема: Доходы и расходы семьи (семейный бюджет).

2.Цель: формирование у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи через работу со знаковой системой.

3.Задачи: 

1) Познакомить с экономическими понятиями «расход», «доход».

2) Формировать представление о рациональном расходовании средств и ценностном отношении к деньгам.

3) Формировать умение использовать знаково-символические средства.

4. Метапредметная категория: «Знак»

5. Используемые    технологии  обучения: технология социо – игрового стиля.

6. Оборудование: медиапроектор,  компьютер, колонки, интерактивная SMART-доска, система голосования, магнитная доска, карточки, кошелёк, денежные купюры, первые деньги (соль, шкурка, ракушки).

8. Прогнозируемый результат для учащихся 3 класса:

Предметные:

  • У учащихся сформировано элементарное представление о семейном бюджете и способах экономного расходования средств;
  • Учащиеся понимают доходы и расходы семьи.

Метапредметные: 

  • Учащиеся демонстрируют коммуникативные умения при взаимодействии в малой группе.
  • Учащиеся умеют планировать свою деятельность.
  • Учащиеся умеют работать с информацией в виде знака.

Личностные:

  • Учащиеся проявляют готовность принять учебную ситуацию.
  • Учащиеся демонстрируют ценностное отношение к деньгам.

9.Основные этапы учебного занятия:

№ п.п.

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Ожидаемый результат

I.

Мотивационный этап

(5 мин)

Включение детей в содержательную коммуникацию, мотивация учащихся на предстоящую деятельность. Актуализация знаний о «Знаке».

Создан положительный настрой на работу. Выполнена работа по переводу «образа» в «знак». Сформировано понятие «Знак».

II.

Целевой этап

(3 мин)

Проблематизация, формулирование учебной задачи, совместная постановка цели.

Ученики осознали неполноту своих знаний, проявляют готовность принять учебную ситуацию, определили  цель деятельности.

III.

Ориентировочный этап (2 мин)

Совместное планирование деятельности на основе схематизации.

Спланирована собственная мыследеятельность учащихся через составление схемы.

IV.

Содержательный этап 

(3 мин)

Организация  процесса самостоятельного постижения учениками недостающих знаний.

Сформировано элементарное представление о доходах и расходах.

V.

Практический этап

(12 мин)

Организация учителем действий закрепления знаний в процессе решения конкретно-практических задач.

Закрепляют представление о доходах и расходах семьи, рассчитывая и сравнивая доходы и расходы конкретной семьи.Учащиеся демонстрируют умение работать с информацией в виде знака, схемы, составляя советы по экономии. Демонстрируют ценностное отношение к деньгам.

V I.

Рефлексивный этап

(5 мин)

Организация процесса осмысления детьми результатов деятельности и своего эмоционального состояния

Фиксация  продвижения учеников  относительно цели. Определены границы применимости нового знания. Самооценка степени достижения запланированного результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

План-конспект урока окружающий мир "Семейный бюджет"

Урок окружающего мира "Семейный бюджет" является интегрированным с уроком математика по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"....

Презентация к уроку окружающий мир "Семейный бюджет"

Презентация содержит материал к интегрированному уроку окружающий мир, математика по теме "Семейный бюджет"...

Презентация к уроку окружающий мир "Семейный бюджет" (для интерактивной доски "Smart")

Презентация содержит материал для заданий к уроку окружающий мир "Семейный бюджет"...

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...