Конспект урока "Невидимое сокровище"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : « Невидимое сокровище »
Цель урока: организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенство-
вание навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
*создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что воздух – невидимка, которая окружает нас повсюду;
*обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности;
*развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
*способствовать формированию у учащихся осознанию необходимости бережного отношения к
чистоте воздуха, как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты
Предметные
учащиеся научатся:
*проводить несложные опыты по изучению свойств воздуха, его состава, характеризовать
свойства воздуха, понимать природу его движение в атмосфере;
*формулировать на основе наблюдений выводы; фиксировать результаты опытов;
*различать и сравнивать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении;
*приводить примеры использования процесса горения в хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
*анализировать диаграмму в учебнике с её помощью определять состав воздуха;
*ставить опыты по изучению свойств воздуха;
*рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их:
*участвовать в игре – соревновании «Поймаем невидимку»;
*раскрывать значение воздуха для животных, растений и человека;
*формулировать соответствующие правила экологической этики;
*извлекать из источников дополнительную информацию о свойствах воздуха и его значении,
делать доклады .
Личностные
у учащихся будут сформированы:
*учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
*ориентация и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
учащиеся получат возможность для формирования
*самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
*оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
*осознавать огромное значение воздуха для человека, животных и растений;
*осознавать необходимость бережного отношения к чистоте воздуха.
Оборудование.
Окружающий мир учебник 3 класс в 2-х частях. Москва издательство «Просвещение» 2013г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях Москва издательство
«Просвещение» 2013г.
Колбы, лабораторные стаканы, стеклянные трубки, спиртовки.
Два пакета с одеждой (футболка, кепка, летнее платье , варежки, тёплый шарф, свитер тёплый).
Свечка, спички, банка.
Фен.
Ход урока
-- Познакомимся с темой нашего урока «НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ».
Учитель.
-- Это сокровище, которым пользуемся только мы - жители планеты Земля.
1. Что окружает нас повсюду
И без чего не может жить
Ни человек и ни букашка,
И даже самый грозный зверь.
Благодаря воздуху только на нашей планете возможна жизнь живых организмов.
Сегодня мы будем изучать воздух – будем проводить различные опыты.
1 опыт.
Учитель.
-- Где находится воздух и как определить его наличие?
-- Воздух вокруг нас, он находится повсюду: в комнате, на улице.
-- Докажите, что сейчас вокруг нас воздух. Приведите примеры.
Ответы детей.
1. Если помахать руками, то мы почувствуем воздух.
2. Можно помахать тетрадкой себе в лицо.
Учитель.
-- А что предмет у меня в руках?
Дети. У вас в руках веер.
Учитель.
-- Расскажите о его предназначении.
Дети. Если помахать веером, то мы почувствуем прохладу.
Учитель.
-- Верно. Ещё в давние времена люди придумали веер, чтобы легче было переносить жару.
Вывод: обмахиваясь руками, тетрадкой, веером мы создаём вокруг себя движение воздуха.
Учитель.
-- Какой электроприбор создаёт движение воздуха, ощущение прохлады?
Дети. Вентилятор.
Учитель.
-- Верно. Он гонит воздух комнатной температуры и отгоняет от нас нагретый нами воздух.
-- Почему нам становится прохладней?
-- А вот почему. Ощущение прохлады создаётся за счёт разницы в температуре воздуха в
комнате ( 20 -22градуса) и температуры тела человека (36 -37градусов).
-- А в природе движущийся воздух – что это?
Дети. Это ветер.
Учитель.
-- Верно. В природе движение воздуха – это ветер, а сильный ветер – это ураган.
Работа с учебником с. 58 – 59 и в рабочей тетради (РТ) с.42
Учитель.
-- Ребята, внимательно прочитайте последний абзац на с.58 и в группах обсудите и
выполните задание №1 в РТ на с.42 (учащиеся рисуют схему возникновения ветра).
Защита своих схем (от каждой группы выступает по 1 ученику)
Учитель.
-- Дети, вы прослушали выступления своих товарищей и мы приступаем к оценке
1) своих работ (в РТ учащиеся оценивают свою работу №1 определённым цветом:
зелёный кружок - «5», жёлтый – «4», красный – «3» ).
2) работ своих товарищей – чья схема правильная, точная, понятная
( на доске стоят конверты с № групп)
--Посоветуйтесь и опустите в каждый конверт кружок того цвета, который соответствует
оценке работы этой группы.
2опыт.
Учитель.
-- Давайте познакомимся с составом воздуха.
--Глубоко вдохнули. Медленно выдохнули.
Заполните пропуски:
живые вдыхают ___________________________
организмы выдыхают__________________________
--Назовите газы, которые входят в состав воздуха
Дети.
--Кислород и углекислый газ.
Учитель.
--Ещё в состав воздуха входит азот.
Учитель.
--Сравните по схеме количество кислорода с количеством других газов.
Ответы учащихся.
Учитель.
-- Хорошо. А какую роль ещё выполняет кислород, помимо необходимости для дыхания?
Если дети затрудняются, отвечает учитель (показывает опыт со свечой).
-- Кислород воздуха способствует процессу горения, что очень важно для хозяйственной
жизни человека.
-- Что нам показывает схема по углекислому газу?
Ответы учащихся.
Учитель.
--Ребята, а как вы думаете – есть ли польза от углекислого газа ?
Ответы ребят.
Учитель.
--Углекислый газ нужен для питания растений. Нужно озеленять города и снижать содержание
углекислого газа в воздухе.
Работа учащихся в РТс.42 №2 —дети заполняют схему состава воздуха
(зелёным - кислород, красным -углекислый газ).
Загрязнение воздуха.
Дети рассказывают о причинах загрязнения воздуха, о последствиях такого ужасного отношения
к воздуху и делают вывод: растущее загрязнение воздуха – это страшная угроза для нашей
планеты Земля и всего живого на ней, приводят примеры бережного отношения к воздуху.
ФИЗ. МИНУТКА
3 опыт.
Учитель.
-- Посмотрите на воздух и запишите в РТ на с.43 какого цвета воздух, имеет ли он запах.
--Прочитайте свои выводы и докажите на примерах их правильность.
«В» - прозрачный, без цвета, без запаха.
Учитель.
-- Почему небо голубое?
Ответы детей.
Делаем выводы.
1. Воздух окружает Землю словно оболочка;
2. Воздух рассеивает солнечные лучи и создаёт голубое небо.
Учитель.
-- Хочу вам добавить, что не все газы прозрачны; хлор, например, зелёного цвета.
Дети оценивают свою работу на прошедшем этапе ( кружочки в конверты).
Учитель.
--Предлагаю вам поиграть. Возьмите воздушные шарики и надуйте их (время-7 сек.)
--У кого самый большой шарик?
--Скажите, что находится в шарике?
Ответы учащихся.
Учитель.
-- Правильно. Воздух.
--А какой это воздух? Тёплый или холодный?
Ответы детей.
Учитель.
--Верно. Тёплый. Теперь сожмите шарик, выпустите воздух из него.
Дети выполняют работу
Учитель.
-- Легко и быстро вы справились с работой или нет?
Дети подводят итог этой работы:
воздух выходил из шарика медленно, приходилось использовать силу.
Учитель.
--В подтверждение ваших выводов я покажу опыт, а вы подумайте и объясните увиденное.
Учитель показывает наглядно опыт
--Обратите внимание, в трубке нет воды.
-- Откуда появились пузырьки в воде?
Ответы учащихся.
Учитель демонстрирует опыт
--Объясните появление воды в трубке.
Дети отвечают.
Учитель вместе с детьми.
Наблюдения показали:
1. При нагревании воздух расширяется;
2. При охлаждении – сжимается.
Учитель оценивает работу групп на прошедшем этапе (цветные кружочки в конверты).
-- Ребята, у вас на столах 2 пакета. Посмотрите их содержимое.
1пакет – кепка, футболка, летнее платье; 2пакет – варежки, тёплый шарф, свитер тёплый.
-- Можете «связать» эти вещи с темой урока?
Рассказы детей.
Учитель.
--Вы сказали, что когда жарко надо надевать лёгкую одежду, а холодно - тёплую.
А как объяснить вот это фото?
(жители Средней Азии под палящим солнцем сидят в тёплых халатах).
Ответы ребят.
Учитель вызывает по одному ученику от каждой группы.
-- Дети, наденьте любую тёплую вещь.
Учитель направляет тёплый воздух (использует фен) на варежки, шапку, свитер.
--Вам было горячо?
Ответы детей.
Учитель.
--Что находится между вашим телом и одеждой?
Ответы учащихся.
Учитель.
--Правильно. Это ещё одно из свойств воздуха - плохая теплопроводимость. Одежда сохраняет
тепло тела человека. Вот поэтому в южных регионах, где температура воздуха выше темпе –
ратуры тела человека, люди носят тёплые ватные халаты, чтобы сохранить температуру своего
тела и защитить себя от горячего воздуха.
Дети выполняют в РТ № 5 на с 43, записывают вывод:
воздух находится между телом человека и одеждой, он плохо проводит тепло.
( о зимующих под снегом растениях) .
Учитель. Домашнее задание ( с 58-61,с132, РТ с42-43).
-- Поработали на уроке хорошо. Выставление оценок за работу на уроке.
Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия по развитию внимания. В поисках сокровищ.
Цель. Интенсивное развитие зрительного внимания.Задачи. 1. Интенсивно развивать объем, концентрацию, распределение внимания, восприятие, мелкую моторику руки, словарный запас.2. Учить сравнивать...
Конспект занятия по хореографии «В поисках сокровища»
Цель: умение воплощать музыкально – двигательный образ; формировать правильную осанку....

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"
Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "В поисках сокровищ"
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень ...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Сокровища родного языка"
Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. "Сокровища Земли под охраной человечества"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Невидимое сокровище" 3 класс. (УМК Перспектива)
Тема урока: «Невидимое сокровище»Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; по...