РП по окружающему миру УМК Планета Знаний 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
РП содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП по окружающему миру | 56.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Рассмотрено На заседании кафедры Начального и эстетического образования Протокол № ___ от __________ г. | Согласовано Заведующий кафедрой Начального и эстетического образования Смородина Л.М. ___________________________ | Утверждаю Директор МБОУ гимназии №12 города Липецка Уласевич О.Н. _________________________________ Приказ от ___________ № _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЬ: Мананкова Елена Васильевна
КЛАССЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
В НЕДЕЛЮ | В ГОД | |
4Б | 2 | 70 |
Количество учебных недель – 35
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (2014-2015 учебный год)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060)
- Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ ОУ от _______ №___ «Об утверждении основной общеобразовательной программы начального общего образования» (1-4 классы)
- Приказ ОУ от _______ №___ «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих ФГОС»
- Программа авторов Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир»;
- Сведения о примерной (авторской) программе, на основании которой составлена рабочая программа
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии № 12 города Липецка предусматривает 2 часа по окружающему миру в 4Б классе. Всего за год -70 часов , в том числе.
Информация об используемом учебнике, дополнительной литературе и др.
- Окружающий мир. 4 класс. Учебник: в 2 ч. / Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. – М.: АСТ, Астрель.
Общая характеристика учебного предмета
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь. сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития. а не самоцель.
В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спира-левидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Ключевые компетенции обучающихся:
На первый план выдвигается компетентностный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, , информацилонной, исследовательской компетенций.
- эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии окружающей природы на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы,развитию эмоциональной отзывчивости личности и бережного отношения к окружающей нас природе как на отражение человеческих переживаний,эмоций,чувств;
- ценностно-ориентированная компетенция,позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации вприроде, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным кретериям;
- информационная компетенция,обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искуссстве( в том числе удиовизуальных, компью- терных, текстовых и др).
- исследовательская компетенция ,обеспечивающая большие возможности для развития наблюдательности (наблюдение,опыты,экспериментирование.практические работы).Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления,обосновывают свои выводы.
- коммуникативная компетенция, формируемая готовность следовать этическим нормам поведения в школе.на улице,дома а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон).
Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Планета знаний», который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (под общей редакцией И. А. Петровой).
Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:
Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 4 кл. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс окружающего мира изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени в 4 классе составляет 70 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
- ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
- осознание своей этнической принадлежности;
- чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
- осознание себя как гражданина России;
- уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
- понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- объяснять, что такое экология;
- понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
- называть основные и промежуточные стороны горизонта;
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
- рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
- устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
- характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
- объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
- рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
- характеризовать органы растений и животных и их значение;
- характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
- различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
- рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
- характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
- выполнять основные правила личной гигиены;
- проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать существенные и несущественные признаки;
- приводить примеры физических и химических явлений природы;
- рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
- рассказывать о четырех царствах живой природы;
- рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
- рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
- объяснять особенности питания и дыхания растений;
- характеризовать условия прорастания семян;
- рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
- приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
- рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
- описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
- различать символы государства;
- показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
- описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
- характеризовать главный закон страны;
- рассказывать об устройстве нашего государства;
- раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
- устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
- рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
- рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
- объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
- приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в учебнике;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
- получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
- самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
- ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
- сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
- совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
Содержание учебного предмета
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Материально – технические средства
- Отдельный кабинет со столами и стульями для 30 человек.
- Доска магнитная
- Компьютерная техника:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- Сканер
- Акустическая система
- SMART оборудование
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата | Кол-во часов |
1 | Что такое погода | Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц. Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши. Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов. Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку. Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности. Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов. Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина. Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв | Со 01 по 05.09 | |
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы | |||
3 | Предсказание погоды | Со 08 по 12.09 | ||
4 | Экскурсия в парк | |||
5 | Наша местность на плане и карте | Со 15 по 19.09 | ||
6 | План местности Практическая работа | |||
7 | Географическая карта | Со 22 по 26.09 | ||
8 | Равнины | |||
9 | Горы | Со 29 по 03.10 | ||
10 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | |||
11 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши | Со 06 по 10.10 | ||
12 | Богатства недр | |||
13 | Разнообразие почв | Со 13 по 17.10 | ||
14 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу | Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей. Объяснять отличие искусственных сообществ от природных. Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов. характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ. Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества. Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания. Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности | ||
15 | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека | Со 20 по 24.10 | ||
16 | Какие растения растут в лесу | |||
17 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека | Со 27 по 31.10 | ||
18 | Водоём | |||
19 | Искусственные сообщества. Поле | Со 10 по 14.11 | ||
20 | Животные — обитатели полей | |||
21 | Сад | Со 17 по 21.10 | ||
22 | Какую форму имеет Земля | Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны,Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Объяснять причины смены дня и ночи, времен года. Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды. Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России. Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее. Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях. Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др. Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности. Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России | ||
23 | Карта полушарий | Со 24 по 28.10 | ||
24 | Движение Земли | |||
25 | В пустынях Африки | Со 01 по 05.12 | ||
26 | Экваториальные леса Южной Америки | |||
27 | Антарктида. Австралия. Евразия | Со 08 по 12.12 | ||
28 | Карта России | |||
29 | Зона арктических пустынь | Со 15 по 19.12 | ||
30 | Тундра | |||
31 | Зона лесов | Со 22 по 26.12 | ||
32 | Степи Проверочная работа | |||
33 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы | Со 12 по 16.01 | ||
34 | История на карте. Исторические источники | Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты. Различать вещественные, письменные, устные исторические источники. Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников/ Находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Составлять летопись своей семьи |
35 | Древнерусское государство Первые русские князья | Со 19 по 23.01 | ||
36 | Князь Владимир. Крещение Руси | |||
37 | Культура Древней Руси | Со 26 по 30.01 | ||
38 | Монгольское завоевание Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | |||
39 | Куликовская битва. Дмитрий Донской | О 02 по 06.02 | ||
40 | Московское государство Первый русский царь. Преобразования в государстве | |||
41 | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках | Со 09 по 13.02 |
42 | Россия в XVII в. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | ||
43 | Русское государство при первых Романовых | Со 16 по 20.02 | |
44 | Расширение границ России в XVII веке | ||
45 | Повторительно-обобщающий урок Проверочная работа | Со 23 по 27.02 |
46 | Эпоха преобразований Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту | |||
47 | Век Екатерины Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II | Со 02 по 06.03 | ||
48 | Образование и наука в XVIII веке | |||
49 | XIX век: победы и открытия Война 1812 года | Со 09 по 13.03 | ||
50 | Отмена крепостного права | |||
51 | Наука и техника в XIX веке | Со 16 по 20.03 | ||
52 | Город и горожане. Мода XIX века | |||
53 | Культура XIX века | Со 30 по 03.04 |
54 | Повторительно-обобщающий урок Проверочная работа | |||
55 | Россия в начале XIX века Революция в России | Со 06 по 10.04 | ||
56 | Россия в годы Советской власти | |||
57 | Великая Отечественная война | Со 13 по 17.04 | ||
58 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом | |||
59 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века | Со 2 по 24.04 | ||
60 | Современная Россия По северным городам России | |||
61 | По городам Центральной России | Со 27по 01.05 | ||
62 | Города Урала и Сибири | |||
63 | Дальний Восток. Южные города России | Со 04 по 08.05 | ||
64 | Россия в мировом сообществе | |||
65 | Жизнь современного человека | Со 11 по 15.05 | ||
66 | Повторительно-обобщающий урок Проверочная работа | |||
67 | Промежуточная аттестация | Со 18 по22.05 | ||
68 | Промежуточная аттестация | |||
69 | Викторина «Какая птица» | Со 25 по 29.05 | ||
70 | Игра – путешествие «По эколгическим тропинкам нашей планеты» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по Окружающему миру УМК "Планета знаний" - 4 класс 1 четверть
Проверочная работа по окружающему миру в форме теста - за 1 четверть УМК Планета знаний 4 класс....
Урок окружающего мира УМК "Планета знаний" 3 класс
Урок по тема "Вода". Использована технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). ТРИИК базируется на развивающем, логико-информационном, системно-деятельностном, интег...
тест по окружающему миру плешаков планета знаний 4 класс 1 четверть
содержит в себе 13 вопросов открытого и закрытого вида...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Проверочная работа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4 класс
Проверочная работа №2 "Российская империя, 19 век: победы и поражения". Проверочная работа для 4 класса по УМК "Планета знаний" включает 12 заданий- вопросов и ответы к работе....
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Планета знаний" 2 класс, по ФГОСам
...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК"Планета знаний". 1 класс. С УУД
В данной работе представлено КТП согласно требованиям ФГОС НОО...