• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Белого медвежонка.
| Белый медвежонок отправился в гости к своему бурому другу на Олимпиаду в Сочи. Он приготовил коробку с подарками, куда положил перышко чайки, унты, фотографию тюленя и большой сверкающий, твердый, холодный кристалл в серебряном футляре. Он долго добирался: летел на самолете, ехал на поезде, шел пешком и, наконец, добрался!
Друзья встретились! Белый медвежонок открыл коробку и …. О, ужас! Все подарки на месте, кроме самого красивого – кристалла! Где же он? Куда он исчез? Белый медвежонок очень расстроился.
Ребята, куда исчез кристалл?
Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что у них пока не хватает определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.
Есть ли у вас желание узнать причину исчезновения кристалла и восстановить его, чтобы помочь Белому медвежонку доставить свои подарки другу в целости и сохранности?
| Личностные умения:
- проявлять интерес к ситуации;
- желание помочь Белому медвежонку.
|
Цель - научить школьников:
- определять состояние воды
и обосновывать свое мнение;
- определять значимость воды для жизни живых организмов и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о воде и ее свойствах;
- изображать различные состояния воды;
- составлять правила бережного использования воды;
- оформлять речевое
высказывание, представляя
свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.
| 1.Объявление темы урока
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без ... (воды.)
Задание 1 (З)
Назовите значение слова «вода».
Назовите значение слова «состояние» (вид).
Назовите главное состояние воды (жидкое).
Назовите возможные состояния воды (жидкое, твердое, газообразное).
Заполнение таблицы.
2. Рассказ учителя о воде.
Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Слайд № 1.(глобус)
Посмотрите на глобус. Такой космонавты видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски на нем больше, чем другой. Голубым цветом изображены моря, реки, океаны нашей планеты.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.
Слайд №2. (родники)
Вода есть и под землей. Это родники.
Слайд № 3. (Северный полюс)
Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
Слайд № 4. (Растение)
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
Слайд № 5 (медуза)
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.
Слайд № 6.(лес)
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд № 7.
Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды.
Вот она какая, вода!
Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Задание 2 (З)
Прочитайте текст «Волшебная вода» и назовите слова, которые характеризуют ее свойства.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
| Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда! |
Задание 3 (П)
Можно ли согласиться с автором, что вода «сосулькой замерзает, лентой серебристой вьется, на плите у вас кипит»? Обоснуйте свой ответ.
Задание 4 (У)
Практическая работа.
Опыт № 1.
Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны).
Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон).
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
О каком свойстве воды говорят в этом случае? (текучесть).
Запишите вывод в таблицу
Опыт № 2.
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? (прозрачность). Запишите вывод в таблицу.
Опыт № 3.
Какого цвета вода? Возьмите цветные полоски бумаги и приложите их к стакану с водой. Какой можно сделать вывод? (Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок, значит вода – бесцветная). Запишите вывод в таблицу.
Опыт № 4. Показывает учитель.
Насыплю в один стакан с водой сахарный песок, а в другой – речной песок. Что вы заметили? (в первом стакане сахар растворился, а во втором - нет.)
Какой можете сделать вывод? (вода – растворитель). Запишите вывод в таблицу.
Опыт № 5.
Каков запах воды? Понюхайте стакан, в котором у вас налита вода. Понюхайте стакан, в котором находится кофе. Какой вывод вы сделаете?
( вода не имеет запаха) Запишите вывод в таблицу.
Еще об одном свойстве воды вы узнаете, прочитав учебник.
Работа по учебнику стр. 27 Опыт № 3. О каком свойстве воды вы узнали? Запишите ответ в таблицу. (слабая теплопроводность)
Физкультминутка
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
| Крепко зубы щеткой трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
|
Задание 5(У) Определите текст пословицы и раскройте ее смысл.
О каком свойстве воды идет речь?
Задание 6 (З)
Расскажите, как вы используете воду дома.
Задание 7 (П)
Можно ли утверждать, что вода – неисчерпаемый природный источник? Обоснуйте свой ответ.
Задание 8 (У)
Составьте правила бережного использования воды.
- Берите воды столько, сколько нужно.
- Не играйте с водой.
- Плотно закрывайте кран.
Как можно использовать воду, которую мы расходовали на уроке?
| Диагностические задания:
1. Напишите свойства воды.
1.____________________
2.____________________
3.____________________
4.____________________
5.____________________
2. Определите состояние у следующих природных явлений и напишите результат в таблицу.
Примеры
| Состояние
воды
| Вода в реке, роса
|
| Лёд, снег
|
| Водяной пар
|
|
Познавательные умения:
- определять состояние воды
и обосновывать свое мнение;
- определять значимость воды для жизни живых организмов и обосновывать свое мнение.
- Регулятивные умения
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое
высказывание, представляя
свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- рассказывать о воде и ее свойствах;
- изображать различные состояния воды;
- составлять правила бережного использования воды.
|
Цель – установить степень усвоения темы, а именно:
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять свойства воды;
- определять состояние воды;
.
| Контрольное задание
1. Решите ключворд и впишите ответы.
Все слова в ключворде означают разные состояния воды, которая любит загадочные превращения. Определите все её маски!
Ответы ключворда: пар, лед, дождь, облако, капля, снежинка, буран.
2. Определите состояние воды в разных вариантах и укажите стрелками.
Вода в море
Сосулька Жидкое
Дождь
Водяной пар
Вода в чайнике Твердое
Снег
Лёд в реке Газообразное
- Определите признак, благодаря которому возможно разделить предложенные слова на две группы и напишите их:
кирпич, молоко, камень, сок, дерево, вода, тетрадь, лимонад.
Кто же догадался, какой кристалл был у Белого медвежонка? Как вы сможете ему помочь? Предложите свои варианты.
| Регулятивные умения:
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
- определять свойства воды;
- определять состояние воды;
|
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания пропавшего подарка
• Научить школьников:
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- использовать приобретенные знания для выполнения задания;
- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
- восстанавливать кристалл, используя знания о свойствах воды;
- представлять результат свой деятельности.
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
Помогите медвежонку вернуть утраченный кристалл. Для этого:
- Возьмите серебряный футляр.
- Добавьте воды при необходимости.
- Положите футляр в морозилку на 1 час.
- Достаньте футляр.
- Откройте крышку и убедитесь, что у вас получился кристалл льда.
Импровизационный вариант
Выберите из предложенных предметов те, которые вы сможете использовать для получения кристалла льда: шоколад, вода, подсолнечное масло, серебряный футляр. Помогите медвежонку вернуть утраченный кристалл, используя приобретенные знания и умения темы.
Эвристический вариант
Предложите Белому медвежонку свой способ доставки подарка, который имеет кристалл воды.
| Личностные умения:
- проявлять творческое отношение к процессу восстановления кристалла.
Познавательные умения:
- выбирать вариант выполнения задания;
- использовать приобретенные знания для выполнения задания.
Регулятивное умение
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативное умение
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- восстанавливать кристалл, используя знания о состоянии воды. |