Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор НОУ «СОШ»Виктория»
Чижова В.H.
Рабочая программа
Окружающий мир- 2
2014/2015 учебный год
Составлено на основании государственной программы Н.Ф.Виноградова
при 2 часах в неделю ( 68 часов за год)
Учебник: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»
М., «Вентана-Граф» 2011
Работы | I полугодие | II полугодие | Всего за год |
Контрольные | |||
Практические | 2 | 2 | 4 |
Москва 2012
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы для 2 класса Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 г. и предназначена для обучения окружающему миру учащихся начальной школы 8-9 лет общеобразовательного учреждения.
Данный курс построен на общей научно-методической основе реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника. Его содержание включает сведения из разных областей действительности и готовит младших школьников к изучению географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Предмет «окружающий мир» построен из интегрированных курсов.Учебный процесс строится таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил к расчленённому (предметно-дифференцированному) изучению предмета. Одной из важнейших идей предмета является обеспечение перспективности в его изучении (установление преемственных связей как внутри начальной школы, так и возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы).
Значимость предмета «окружающий мир» также определяется тем, что данный учебный предмет вносит вклад в экологическое воспитание школьников и воспитания бережного отношения к собственному здоровью. Формирование у ребёнка элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Важнейшими целями обучения окружающему миру являются:
- приобщение детей к социальному опыту и культуре,
- воспитание правильного взаимодействия с природной и социальной средой,
- формирование знаний о природе, человеке и обществе, социальное развитие школьника, воспитание высших нравственных чувств,
- формирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции, общей культуры.
В связи с этим основные задачи, стоящие перед учителем во втором классе определяются следующим образом:
- расширяется содержания ознакомления с природой и обществом, уточняется понятие «окружающий мир», развивается умение школьников различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия, сделанные человеком».
- продолжается работа по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнению правил гигиены и физической культуры,
- расширяются краеведческие знания, формируется понятие «родной край»,
- обогащается понятие «культура поведения», «культура взаимоотношений, расширяются знаний о сферах применения правил поведения в природной и социальной среде.
Целями и задачами обучения основам здорового образа жизни являются:
- формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
- формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;
- формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;
- получений знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
Данная программа реализуется в течение одного учебного года. На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Курс 2 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения, предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
На уроках окружающего мира во втором классе учитель использует следующие методы обучения: наблюдение, опыт и эксперимент, упражнение, решение проблемных ситуаций, словесный, метод беседы, игровые методы. Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 45 минут (2 урока в неделю).
- Межпредметные связи «окружающий мир» имеет с литературой (дети имеют возможность сравнить научное описание изучаемых явлений и предметов с их поэтическим и прозаическим описанием в литературных произведениях, что дает им возможность многогранного анализа данных объектов, не выделяя в них только лишь научное объяснение), математикой (школьники учатся построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира). В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
Предполагаемые результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся 2 класса» и содержат три компонента: называть (приводить примеры), различать (соотносить), решать задачи в учебных и бытовых ситуациях.
Система оценки достижений учащихся. Во втором классе вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Со второго класса учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как разноуровневые задания.
Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.
Инструментарий для оценивания результатов.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно». При оценке контрольных работ используется отметка в виде дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы (нет ошибок), а знаменатель — о некоторых допущенных промахах, недостатках, погрешностях в работе, которые не влияют на ее результат. Это — общее впечатление от работы. Сущность этой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная в дневник, а в журнал заносится только отметка числителя. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Содержание тем учебного курса.
Введение. Что нас окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (10ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даст человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники - органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (11ч).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, па природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья - одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (20 ч).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V- 1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли (25 ч).
Что входит в солнечную «семью» - Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года,
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды; нар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на нолях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодородные и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса, обучающихся по данной программе
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
- основные права граждан России и нрава ребенка;
- основные древние города Руси и России (не менее 3-4);
различать (соотносить):
- прошлое - настоящее - будущее;
- год - век (столетие);
- предметы неживой и живой природы, изделия;
- представителей растительного и животного мира и места их обитания;
- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- соотносить событие с датой его происхождения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
Система условных сокращений:
К – комбинированный урок
КР – контрольный урок
Э – экскурсия
З – закрепление знаний и умений
У – учебник
РТ – рабочая тетрадь
Календарно-тематическое планирование
уроков окружающего мира
2 класс
по программе «Начальная школа ХХI века»
под редакцией Н.Ф.Виноградовой
на 2014/ 2015учебный год
(базовый уровень)
Учителя Петрашевой О.В.
Г.Москва 2014г.
№ п/п | Тема проверочной работы | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 | Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?» | ||
2 | Проверочная работа по разделу «Кто живет рядом с тобой?» | ||
3 | Проверочная работа по разделу «Россия – творя Родина». | ||
4 | Проверочная работа по разделу «Мы - жители Земли». | ||
5 | Проверочная работа по разделу «Природные сообщества - лес». | ||
6 | Проверочная работа по разделу «Природные сообщества – водоем». | ||
8 | Итоговая проверочная работа. |
№ урока | Дата | Тема урока (со страницами учебника и тетрадей) | Методы и приемы | Основное содержание | Планируемые результаты | |||
План | Факт | Предметные результаты | Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные результаты | ||||
Введение. Что окружает человека. | ||||||||
1 | 3.09 | Что окружает человека? Бывают ли на свете чудеса? Учебник с. 5 – 14 Тетрадь печатная С. 5 - 14 | Сравнение понятий «объ-ект природы (живой, не-живой)», «изделие». Ра-бота с учебником: нахож-дение ошибки в высказы-ваниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вме-сте». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрко-вой "Чудо". | Что нас окружает? Природа живая и неживая. Человек-часть природы. Общество. В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека. Время: настоящее, прошлое, будущее. | Знать предметы живой и неживой природы,различать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. | |
Кто ты такой. | ||||||||
2 | 5.09 | Я, ты, он, она… Все мы люди. Учебник с. 15 – 20 Тетрадь печатная с. 15 -16 | Рассказ учителя: «Что человеку дает природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проб-лемной ситуации: «Если бы все люди были одина-ковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Я,ты,он,она… Все мы-люди. Человек-живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человека. | Знать, что человек – живое существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистические цен-ности многонациональ-ного российского об-щества. | |
3 | 10. 09 | Наши помощники – органы чувств. Учебник с. 21 – 26 Тетрадь печатная с. 16 - 18 | Речевая разминка «Расскажу о себе двумя словами». Дидактические игры «Кто быстрее найдет похожие предметы?», «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с текстом учебника. Опыты на оживление ощущений. | Органы чувств -наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях «чувство», «ощущение», «внешние чувства», «обоняние», «осязание». | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
4 | 12. 09 | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. Учебник с. 27 – 34 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел». | Что такое здоровье? Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней. | Регулятивные: коррекция,прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
5 | 17. 09 | Режим дня. Чтобы не уставать. Учебник с. 35 – 41 Тетрадь печатная с. 20 - 22 | Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника». Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. | Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правильная организация режима дня. | Знать режим дня школьника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
6 | 19. 09 | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. Учебник с. 42 - 47 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Обсуждение вопроса «Что такое физическая куль-тура». Работа с иллюст-рациями. Работа с рубри-кой «Картинная галерея». | Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура – это движения, занятие физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая культура – это также гигиена и закаливание. | Знать комплекс ОРУ. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | |
7 | 24. 09 | Закаляться может каждый. Учебник с. 47 - 49 Тетрадь печатная с. 23 | Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья?». Составление памятки «Как нужно закаляться». Творческое рассказывание по картинке. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды. | Закаливание-необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания. | Знать и уметь применять на практике виды процедур. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | |
8 | 26. 09 | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? Учебник с. 50 - 52 Тетрадь печатная с. 23 | Работа со схемой «Почему нужно правильно питать-ся». Проведение опытов по определению состава продуктов. | Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. | Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
9 | 1.10 | Почему нужно правильно питаться. О витаминах. Учебник с. 53 - 56 Тетрадь печатная с. 24 | Составление схемы «Ка-кие витамины нужны организму?». Работа с руб-рикой «Этот удивитель-ный мир». Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?». Составление па-мятки «Что полезно для организма, что вредно». | Кроме питательных веществ, организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням. | Знать продукты и содержащиеся в них витамины. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
10 | 3.10 | Умеем ли мы есть? Учебник с. 56 - 60 Тетрадь печатная с. 25 - 26 | Игра «Приглашаем в гос-ти». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике. Составление памятки «Как вести себя за столом». | Чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приема пищи о поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже к болезням. | Знать и применять на практике полученные знания. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |
11 | 8.10 | Почему нужно быть осторожным? Учебник с. 61 - 66 Тетрадь печатная с. 27 - 28 | Чтение и обсуждение те-кста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». Составление памятки «Чтобы избе-жать неприятностей». | Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Соблюдение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения. Правила поведения с незнакомыми людьми. | Знать основы оказания первой помощи. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | |
12 | 10. 10 | Можно ли изменить себя? Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?» Учебник с. 67 - 70 Тетрадь печатная с. 28 - 31 | Беседа «Дадим друг другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка-это хорошо или плохо?». Игра «Минутка почемучек». | Человек многое может и умеет. Он может управлять своим поведением. | Знать правила поведения в различных ситуациях. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: строить высказывания, ар-гументировать свои ответы. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
Кто живет рядом с тобой. | ||||||||
13 | 15. 10 | Что такое семья? Учебник с. 71 - 78 Тетрадь печатная с. 32 - 38 | Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Вы-полнение заданий «Сооб-ражалки» и «Смешинки». | Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга. | Знать родственные связи в семье. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
14 | 17. 10 | Кто занимается домашним хозяйством. Учебник с. 79 - 82 Тетрадь печатная с. 38 - 39 | Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?». Решение логических и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров. | Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: «Это-не мое дело»? Какие обязанности может исполнять второклассник в семье. | Знать профессии родителей, уметь трудиться. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | |
15 | 22. 10 | Чем семья занимается в свободное время. Учебник с. 83 - 87 Тетрадь печатная с. 40 - 42 | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Расска-зы детей: «Как моя семья проводит свободное вре-мя?». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Члены дружной семьи проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи. | Знать места проведения досуга. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
16 | 24. 10 | Правила поведения. Какие бывают правила. Учебник с. 88 - 95 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схе-мой «Какие бывают пра-вила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Роле-вые игры: «Театр», «Биб-лиотека». | Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные и их нужно соблюдать. | Знать правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. | |
17 | 29. 19 | Умеешь ли ты дружить? Учебник с. 95 - 97 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Чтение и обсуждение ис-торий о детях. Составле-ние памятки «Правила дружбы». | Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы. | Уметь дружить, общаться с людьми. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
18 | 31. 10 | Могут ли обидеть жесты и мимика. Проверочная работа по разделу «Кто живет рядом с тобой?» Учебник с. 98 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты». | Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, поэтому их нужно избегать. | Знать и применять на практике полученные знания. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | |
Россия – твоя Родина. | ||||||||
19 | 12. 11 | Родина – что это значит? Учебник с. 99 - 103 Тетрадь печатная с. 50 | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Слова : «родина, отечество, отчизна, родная сторона» обозначают место, где человек родился, где живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация – наша Родина. | Знать и понимать значение Родины в жизни человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
20 | 14. 11 | Прошлое, настоящее, будущее. Учебник с. 104 - 107 Тетрадь печатная с. 51 - 52 | Работа с текстом учеб-ника. Рассказы детей: слу-чай (история) из моей жиз-ни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом. | История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. Как ученые изучают прошлое. | Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
21 | 19. 11 | Как Русь начиналась? Учебник с. 107 - 109 Тетрадь печатная с. 52 - 53 | Беседа на тему «Сла-вянское поселение». Чте-ние и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Предки русских князей – славяне. Первые их поселения появились в V веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения. | Знать историю родного края. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
22 | 21. 11 | Москва – столица России. Учебник с. 110 - 113 Тетрадь печатная с. 56,58 | Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве. | Москва – самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и люди разных стран мира. | Знать основные достопримечательности Москвы. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
23 | 26. 11 | Как Москва строилась. Учебник с. 113 - 117 Тетрадь печатная с. 58 | Чтение и обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Составление плана рассказа «Как изменялся со временем внешний вид Московского Кремля». | Некоторые страницы истории строительства российской столицы. | Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
24 | 28. 11 | Города России. Учебник с. 118 - 131 Тетрадь печатная с. 56,57,59 | Игра-путешествие по городам России. | В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым. | Знать основные достопримечательности городов России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
25 | 3.12 | Родной край – частица Родины. Учебник с. 132 - 134 Тетрадь печатная с. 58 | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Россия-наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Достопримечательности г.Астрахань, Астраханской области. | Знать историю города, родного края. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
26 | 5.12 | Зачем человек трудится? Учебник с. 135 - 139 Тетрадь печатная с. 57 | Решение проблемной си-туации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». | Человек стал человеком, когда начал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры. | Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
27 | 10. 12 | О занятиях наших предков. Учебник с. 139 - 144
| Чтение и обсуждение текс-та учебника. Игровая ми-нутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюст-ративным материалом. | Основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия. | Знать основные занятия славян, элементарные сведения об истории развития земледелия. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
28 | 12. 12 | Все профессии важны. Учебник с. 144 - 151 Тетрадь печатная с. 52-56 | Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших родителей». | В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. | Знать профессии родителей, уметь трудиться. | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
29 | 17. 12 | Мы – граждане России. Права граждан России. Учебник с. 152 - 156 | Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства. Права и обязанности граждан России. | Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
30 | 19. 12 | Мы граждане России. Права детей – граждан России. Учебник с. 157 - 160 | Работа в группах: состав-ление плаката «Права ребенка в России». | Ребенок как гражданин тоже имеет права. | Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | |
31 | 24. 12 | Россия – многонациональная страна. Проверочная работа по разделу «Россия – творя Родина». Учебник с. 160 – 167 Тетрадь печатная с. 60-62 | Рассказы детей о своей национальности. Рассмат-ривание и обсуждение рисунков и текста учеб-ника. Выполнение зада-ний в рабочей тетради. | В России живет более ста народностей. | Знать народности, обычаи и традиции своего народа. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | |
Мы – жители Земли. | ||||||||
32 | Твоё первое знакомство со звёздами. Учебник, часть 2 с. 5 - 13 Тетрадь печатная, часть 2 с. 3-6 | Учебный диалог «Почему люди смотрят на звезды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Звезды имеют разный цвет. Солнце – глава большой «солнечной семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох? | Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
33 | Чем земля отличается от других планет? Учебник с. 13 – 17 Тетрадь печатная с. 3-6 | Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсужде-ние результатов наблю-дений Луны. Опыт «Солн-це-Луна-Земля». | Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна - спутник Земли. | Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы, условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
34 | Глобус – модель земли. Учебник с. 18 - 19 Тетрадь печатная с. 3-6 | Практическая работа с глобусом. | О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? | Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
35 | Царства природы. Бактерии. Учебник с. 20 - 22 Тетрадь печатная с. 7 | Дидактическая игра «Царства живой природы». Рассказ учителя «Бактерии». | Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии? | Знать царства живой природы, называть отдельных представителей. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | ||
36 | Царства природы. Грибы. Учебник с. 23 - 29 Тетрадь печатная с. 7 - 9 | Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | ||
37 | Какие животные живут на Земле. Учебник с. 30 - 32 Тетрадь печатная с. 9 - 13 | Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле?» (презентация, работа с иллюстративным материалом). Описательный рассказ «Расскажу о животном». | Разнообразие животного мира на планете Земля: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление). | Знать представителей животного мира. | Регулятивные: коррекция, прогнозировние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||
38 | Разнообразие растений. Учебник с. 32 - 34 Тетрадь печатная с. 14 | Игра-путешествие «Растения планеты Земля» (презентация). Подготовка схем: «Какие бывают растения» и «Части растения». | Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразен и внешний вид растений. | Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
39 | Условия роста и развития растений. Проверочная работа по разделу «Мы-жители Земли». Учебник с. 35 – 36 Тетрадь печатная с. 14 | Опыт с семенами бобовых. Наблюдения и фиксация их результатов в рисунке-схеме. | Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелек, листочки, позже растение зацветает и дает плод и семена. | Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
Природные сообщества. | ||||||||
40 | Среда обитания – что это такое? Учебник с. 38 – 39 | Беседа на тему «Каждое живое существо на Земле привыкает к определенному месту обитания (к природной среде). Работа с текстом и иллюстративным материалом. | Среда обитания-часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом. | Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | Регулятивные: коррекция, прогнозировние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
41 | Лес и его обитатели. Учебник с. 40 - 44 Тетрадь печатная с. 18 | Сравнение «жителей» раз-ных этажей леса. Работа с иллюстративным мате-риалом и текстами учеб-ника. Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Лес- «многоэтажный дом». Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
42 | Деревья леса. Учебник с. 45 - 51 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Проектная деятельность. Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного мате-риала «Обитатели леса». Описание травянистых растений. | У каждого дерева есть свой «паспорт», в котором отражаются особенности этого растения. | Знать яруса леса, правила поведения в лесу. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
43 | Кустарники леса. Учебник с. 52 –55 | Наблюдение: рассматрива-ние веточки сирени (чере-мухи, жасмина). Проект-ная деятельность. Работа с текстами и иллюстрация-ми учебника. | Кустарники-это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев. | Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Чем кустарники отличаются от деревьев и трав. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
44 | Травянистые растения леса. Учебник с. 56 - 59 Тетрадь печатная с. 20 | Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. | Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса. | Знать где располагаются в лесу травянистые растения, чем они отличаются от деревьев и кустарников. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
45 | Лесная аптека. Учебник с. 60 - 61 | Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с табли-цей). Презентация «Лекарственные растения леса». | Многие растения леса лекарственные. | Знать названия лекарственных растений и их применение. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
46 | Животные леса. Учебник с. 62 - 66 Тетрадь печатная с. 20 - 22 | Презентация «Животные леса». Дидактическая игра «Кто больше?». Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Животные (каждый по-своему) приспособились к жизни в лесу. Внешний вид птиц, зверей и других животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие-на деревьях, третьи-глубоко под землей. | Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | ||
47 | Птицы – лесные жители. Учебник с. 67 - 73 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Презентация «Птицы леса». Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «Заселим лес птицами». | Особенности строения тела птицы и ее поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни. | Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
48 | Пресмыкающиеся леса. Учебник с. 74 - 76 Тетрадь печатная с. 23 | Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диа-лог: сравнение рисунков (чучел) разных видов реп-тилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча» | Ужи-самое многочисленной семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. | Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
49 | Насекомые леса. Учебник с. 77 - 79 Тетрадь печатная с. 23-24 | Презентация «Насекомые леса». Рассказывание: насекомые, какие они. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса. | Насекомые-обитатели леса. Среди них есть вредные и полезные для растений леса. По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки. | Называть, выделять особенности, знать значение насекомых леса. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
50 | Правила поведения в лесу. Проверочная работа по разделу «Природные сообщества - лес». Учебник с.79 - 80 Тетрадь печатная с. 25,27 | Составление коллективной памятки «Правила поведе-ния в лесу» (работа в группах). | Правила поведения в лесу. | Знать правила поведения в лесу. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | ||
51 | Что мы знаем о воде. Учебник с. 81 - 83 Тетрадь печатная с. 28 - 29 | Учебный диалог «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Опыты: определение свойств воды. | Вода-одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна. Свойства воды можно установить с помощью различных опытов. | Знать свойства воды, приводить различные примеры. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
52 | Путешествие капельки. Учебник с. 83 - 85 Тетрадь печатная с. 29 -30 | Презентация «Круговорот воды в природе». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». | Вода в природе совершает круговорот. | Знать о том, что вода в природе совершает круговорот. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
53 | Какие бывают водоёмы? Болото –естественный водоем. Учебник с. 86 - 87 | Рассказ учителя: «Какие бывают водоемы»; «Болото-водоем». Работа с иллюстрациями: «Растения и животные болот» (презентация). Обсуждение проблемного вопроса «Почему природе нужны все?». | Естественные и искусственные, соленые и пресные водоемы. Как образуются болота. Растения и животные болот. | Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки болота, его обитателей. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
54 | Что такое река. Учебник с. 88-89 Тетрадь печатная с. 31 | Обсуждение текста «Что такое река». Обсуждение «Правильно ли дана характеристика реки как водного потока». | Реки – природные водотоки. | Знать название частей реки. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
55-56 | Обитатели пресных вод. Животные и растения. Учебник с. 90 - 104 Тетрадь печатная с. 30 - 33 | Учебный диалог «Обитатели водоемов» (презентация). Работа с текстами и иллюстративным материалом. «Минутка любознательных». Работа в группах: растения пресных водоемов. | Многие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Особенности рыб как обитателей водоемов. Стрекозы, выдры, бобры и другие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Разнообразные растения пресных водоемов.. | Называть животных и растения пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
57 | Обитатели солёных водоёмов. Проверочная работа по разделу «Природные сообщества – водоем». Учебник с. 105 - 108 Тетрадь печатная с. 31-32, 34 | Презентация «Обитатели морей и океанов». Работа с текстом учебника и иллюстративным материалом «Животные морей и океанов». | Животные морей и океанов. | Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | ||
58-59 | Растения и животные луга. Учебник с. 109 - 124 Тетрадь печатная с. 36 - 38 | Сравнение двух сообществ-леса и луга (сходство, различия). Презентация «Растения и животные луга». Работа с текстами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? | Знать названия животных и растений луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
60 | Растения и животные поля. Учебник с. 125 - 136 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Презентация «Растения и животные поля». Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания? Работа с текстами учебника и рубрикой «Картинная галерея». | Поле – сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам. | Знать названия животных и растений поля. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. | ||
61 | Растения и животные сада. Учебник с. 137 - 142 Тетрадь печатная с. 42 - 43 | Презентация «Растения и животные сада». Работа с текстами и иллюстративным материалом. | Сад – сообщество растений и животных. Размножение садовых культур. | Знать названия садовых деревьев и их плодов, способы высадки. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. | ||
Природа и человек. | ||||||||
62 | Человек – часть природы. Учебник с. 144 - 152 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Презентация «Красная книга России». Рассказ учителя «Человек – часть природы». Составление памятки «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!». | Человек-часть природы. Красная книга России. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. | ||
63 | Животные – друзья человека. Итоговая проверочная работа. Учебник с. 153 - 155 | Презентация «Домашние животные». Рассказ о своем любимом домашнем питомце. | Домашние животные. Как животные стали друзьями человека. | Знать домашних животных. Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания. | Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
Резерв – 64-68 – 5 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...