Лес и человек (окружающий мир, 4 класс, УМК Плешакова А.А.)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Лес и человек
(окружающий мир, 4 класс,
УМК Плешакова А.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»
Лес и человек
(окружающий мир, 4 класс,
УМК Плешакова А.А.)
Провела: Каткова Е.П.
2009 - 2010 учебный год.
Цели урока:
-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
-развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование:
-рисунки животных, картина «Лесозаготовки», фотографии «На вырубках», аудиозаписи песен.
Ход урока
- Организационный момент
Звучит песня « Лесной марш» (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова)
-Почему мы начали урок этой песней?
Сообщаются тема и цели урока.
-Тема нашего занятия – « Лес и человек»
- Проверка знаний и умений
- Перед тем , как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
Проводится конкурс рисунков: Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.
-Чей рисунок понравился больше и почему?
- О каких животных и растениях вы хотели бы рассказать?
Заслушивание сообщений, подготовленных дома
3. Работа в группах
1) Блиц-турнир «Я знаю лес»
-Какой лес мы называем тайгой? Хвойный
-Какое особое отличие есть у лиственницы? Сбрасывает иголки
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? Кедровка
-Какое дерево является символом России? Береза
-Это животное умеет не только прыгать, но и летать . белка
-Плодами какого дерева являются желуди? Дуба
-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет чудесный аромат? Липа
-У какого животного пять черных полос на спине? Бурундук
За правильный ответ-1 балл
2) Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена
(Картинки дуба, клена, липы, ель, вяз).
3) Напиши 2-3 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.
4) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта Береза Кедровая сосна Липа Ольха Сосна Лиственница Дуб клен |
Тайга
Смешанный лес Широколиственный лес |
Ответ: тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница
Смешанный лес - пихта, береза, ольха, сосна, лиственница
Широколиственный лес - липа, дуб, клен
Подведение итогов.
4.Работа над новой темой
Послушайте стихотворение С ,Никулиной «Русский лес»
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить-то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
- Чем является лес для человека? Лес - это место отдыха человека, новые силы, энергия ( открывается карточка-место отдыха)
- А почему лес аптека? В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу-это грибы, ягоды. Орехи, чистая вода.
( открывается карточка – аптека)
- А как лес может обогреть человека? ( Лес – источник топлива)
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
- А что у вас на столах изготовлено из дерева?
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Они там растут.
- Чем для них является лес? Это их дом.
- Для кого еще лес является домом?( открывается карточка дом для растений, животных, грибов)
На доске появляется таблица
Значение леса | Место отдыха Аптека Источник чистой воды и пищи Источник древесины Дом для растений. Животных, грибов Защитник воздуха, водоемов, почв |
Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все!
Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую еще роль играет лес.
(последняя карточка открывается после обсуждения прочитанного)
- Какую роль выполняет лес? ( Лес - «легкие нашей планеты»)
- А сколько времени человек может обойтись без воздуха?(1 мин., 2 мин., ловцы за жемчугом – 5 мин.)
5. Практическая работа
- Мы сейчас проверим. Все по моему сигналу выдохнем и вдохнем и задержим дыхание.
- Первый кто начнет дышать - поднимет руку.
Итог практической работы – 25 секунд.
- Что происходит в наших легких?
6. Показ видеофильма с последующим обсуждением.
Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы углекислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому органу. А оставшийся в легких воздух, в котором мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.
7. Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
8. Продолжение изучения новой темы
- Мы очень хорошо потрудились, посмотрите, какая у нас получилась схема.
- Какие роли выполняет лес?
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Послушайте еще одно стихотворение (читает ученик)
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
По низу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал. ( Н. Некрасов)
- О какой экологической проблеме идет речь? (о вырубке леса)
- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины
Картина « Лесозаготовки» ( свободные высказывания детей)
На доске появляется схема:
Проблемы леса | Вырубка Незаконная охота |
Звучит песня « Просьба» ( сл. Рождественского, муз. А. Пахмутовой)
- Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (проблему убийства животных)
- Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Многие виды редких животных взяты под охрану и занесены в Красную книгу.
Например, жуки – жук – коростел, жук – олень
растения – женьшень, венерин башмачок
птицы – филин, утка – мандаринка
звери – зубр, амурский тигр
( перечисление сопровождается рисунками)
9..Закрепление
- Почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?
- О чем мы должны помнить, приходя в лес?
10.Подведение итогов
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по окружающему миру, 4 класс. Программа Плешакова АА
Тестовая работа по окружающему миру (4 класс) по учебнику Плешакова А.А....
Тест "Лес и человек" (окружающий мир, 4 класс)
Данный ресурс можно использовать как для повторения, так и для проверки знаний учащихся.Данный материал позволяет проверить всех учащихся по данной теме и организовать самопроверку....
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Плешакова
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Плешакова составлено по ФГОС II поколения с учетом всех рекомендаций...
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...
Задания по теме "Основной закон России и права человека". Окружающий мир.4 класс.
Материал содержит 10 заданий по теме "Основной закон России и права человека"...
Карта урока "Надёжная защита человека". Окружающий мир, 3 класс, УМК "Школа России"
Карта урока "Надёжная защита человека". Окружающий мир, 3 класс, УМК "Школа России"...
Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"
Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....