НПК 4 класс "Почему птиц так называют?"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1, 10 лет

«Почему птиц так называют?»

руководитель: Шипенок Татьяна Владимировна, Абанская ООШ №1, учитель.

 Цели научной работы: объяснение происхождения названий птиц в русском языке.

Методы проведённых исследований:  изучение литературы, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Основные результаты исследования:  Названия птиц бывают самые разные. Среди них есть простые и сложные слова; слова, которые произошли в зависимости от окраса птицы или его поведения, звуков, которые птицы производят. Некоторые слова исконно русские, а многие заимствованные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_pochemu_ptits_tak_nazyvayut.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

 XIV Районная научно – практическая конференция «Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

 «Почему птиц так называют?»

Название научного направления и секции

«Социально – гуманитарные науки»

Тип работы

Реферат

Возраст

10 лет

Фамилия имя автора

Аврамова Елена

Территория

Село Абан

Место учёбы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1

Класс

4 «А»

Место выполнения работы

Образовательное учреждение

Руководитель

Шипенок Татьяна Владимировна МБОУ Абанская ООШ №1, учитель начальных классов

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста

e-mail 
Контактный телефон

 abanskaja.school@rambler.ru 

22571

Аннотация

Аврамова Лена

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1, 10 лет

«Почему птиц так называют?»

руководитель: Шипенок Татьяна Владимировна, Абанская ООШ №1, учитель.

 Цели научной работы: объяснение происхождения названий птиц в русском языке.

Методы проведённых исследований:  изучение литературы, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Основные результаты исследования:  Названия птиц бывают самые разные. Среди них есть простые и сложные слова; слова, которые произошли в зависимости от окраса птицы или его поведения, звуков, которые птицы производят. Некоторые слова исконно русские, а многие заимствованные.

Основная часть работы

1.Введение:

Актуальность

      Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои не раскрытые ещё тайны и загадки, свою историю. Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьезная, и имя ей - этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов». Этимология изучает историю и происхождение слова, и представляет собой важный раздел истории языка, не зная которой мы можем лишь описывать факты, предметы, почти совершенно их не объясняя. Наука же объясняет их. Происхождение названий растений, птиц, рыб, животных – довольно интересная тема и актуальна на сегодняшний день.

Проблема: откуда происходят слова и почему именно так звучат.

Предмет исследования – наука этимология.

Объект – названия птиц.

2. Основное содержание:

Цель работы: объяснение происхождения названий птиц в русском языке.

Задачи:

1) изучение теории этимологии;

2) объяснение происхождения названий птиц.

Методы: изучение литературы, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Гипотеза: Я предположила, что названия птиц могли произойти по повадкам и по звукам, которые они произносят.

ЭТИМОЛОГИЯ КАК НАУКА

       У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении.

      Историей происхождением слов занимается наука этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам  из другого языка, каким способом было образовано слово,  каково было его значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание. Например, слова пчела, бык и букашка произошли, оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово ушло из языка, всеми забылось, а когда-то оно было знакомо каждому и употреблялось в значении "жужжать", "гудеть". И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя этимологически это так и есть. Когда-то слово лихой имело значение "плохой", "дурной", а в наши дни оно употребляется в почти противоположном значении — "удалой", "смелый".

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ПТИЦ

      Поработав с разными источниками информации, я выяснила, что происхождение названий птиц можно разделить на несколько групп. Первая, как я и предполагала, за особенность голоса.

1) За особенности голоса, пения.

За что кукушка получила своё название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: “Ку-ку! Ку-ку!”. Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название “кукушка” звучит похоже. Чехи, например, называют эту птицу “кукачка”, болгары – “куковица”, немцы – “кукук”, французы – “куку”, итальянцы – “кукуко”. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже.

"Синь-синь!" – посвистывает … синица. 
"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей … чиж. 
"Гра-гра! – представляется …грач. 
"Сквор-сквор!" – поют …скворцы. 

 2) По особенностям внешнего вида.  Внешний вид птицы (цвет “костюма”, необычайный клюв, хвост) – важный признак при выборе названия. Так, например, были названы рябчик, зеленушка, горихвостка. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов.

Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам. Горихвостка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает, как будто горит. Есть у нее и другое название – сойка.

3) Особенности питания.  А вот следующая группа: клест, мухоловка, кедровка, осоед. Как вы думаете,  по какому признаку могли получить свои названия эти птицы? 

Название птицы клест произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

 Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.

 Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири зовут кедровка, а в средней полосе, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему.

4) Особенности поведения. Есть птицы, получившие свое название за свое поведение.

Вертишейка (ее называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птица сумеет защитить свое потомство в случае опасности! Она вытягивает шею и шипит как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?!

Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы: постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы возле воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если все перед глазами колышется.

5) Место жительства.

 Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может.

Камышовка (или камышевка) всю жизнь проводит в камышах и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры – касатки. Береговушки роют норки-гнезда в высоком берегу реки. И “костюм” у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, – бурый.

6) Время обитания.

 Важным при выборе птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Как вы думаете, как произошло название птицы снегирь?  Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму. А весной отправляется на север. Зарянка… это имя подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло. Зарянка – наиболее частый гость в наших садах. Она относится к самым известным видам птиц. Если хотя бы раз удастся привлечь ее с помощью еды к кормушке, зарянка будет прилетать туда всю зиму.

3. Заключение:

Вывод: Давайте подведем итоги, как же произошли названия птиц? Итак, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название. Этимология как наука интересна многим людям, не обязательно связанным с изучением языка. Многие люди и сами пытаются объяснять названия городов, деревень или свои фамилии. Но этимология с научной, то есть достоверной, точки зрения объясняет происхождение слов.

Названия птиц бывают самые разные. Среди них есть простые и сложные слова; слова, которые произошли в зависимости от окраса птицы или его поведения, звуков, которые птицы производят. Некоторые слова исконно русские, а многие заимствованные.

Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание чаще заглядывать в книги и словари.

Пока молод ум, пока есть свободное время  и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит,  и родной язык, и родную историю.

Всему название дано – и зверю,  и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов

Купаться ежечасно!

Список  литературы

  1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт / В.И.Даль — Спб: «Диамант», 1996.
  2. Большая советская энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1969—1978.
  3. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке / В.А.Иванова – М.: «Просвещение», 1990.
  4. http://studysphere.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...