Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Календарно-тематическое планироание уроков окружающего мира для 4 класса по программе "Школа России" Автор А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_fgos.docx | 63.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Окружающий мир.
Класс: «4» А,Б,В,Г.
Дата составления: «__ » __________ 20__ года
№ пп | дата | тема | кол-во ча-сов | форма урока/педагогические средства | деятельность обучающегося | планируемые результаты | вид контроля, КИМы | ||||
основные понятия | предметные | УУД | личностные | ||||||||
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) | |||||||||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | Урок введения в новую тему | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности | Астрономия астроном | Знать правила работы с учебником и требования ведения записей в рабочей тетради | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение и позицию. | -формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | |||
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | Урок изучения нового материала | Различать планеты и их спутники; устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; формулировать выводы из изученного материала. | Астрономия астроном | Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке. | ||||
3 | Звездное небо – Великая книга Природы | 1 | Урок-путешествие | Изучать правила наблюдения звёздного неба; находить на карте знакомые созвездия; определять направления на север по Полярной звезде; моделировать изучаемые созвездия. | Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Большая Медведица Малая Медведица Полярная звезда Большой пёс Сириус Телец Альдебаран Плеяды | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку соб. | ||||
4 | Мир глазами географа | 1 | Урок-исследование | Сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. | географ географическая карта карта полушарий глобус физическая карта политическая карта масштаб | Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать. Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции | -осознавать ценность каждого человека в обществе; -проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны. | |||
5 | Мир глазами историка | 1 | Урок изучения нового материала | Составлять рассказы о мире с точки зрения историка; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. | история историк историческая карта исторический источник архив летопись археология археолог | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой. Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности. | -осознавать необходимость бережного отношения к природе. | |||
6 | Когда и где? | 1 | Комбинированный урок | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях. | Объяснять влияние Солнца на распределение солнечного тепла на земле. Характеризовать растительный и животный мир каждого пояса. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | -осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
7 | Мир глазами эколога | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о мире с точки зрения эколога; анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с Международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познав.задач. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе | ||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Урок изучения нового материала | Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия. | Экологи-ческие проблемы Гринпис | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации. Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | ||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; извлекать из дополнительной лит-ры Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Красной книги. | Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. | Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
Раздел «Равнины горы России»(10 часов) | |||||||||||
10 | Равнины и горы России. Ильменский заповедник. | 1 | Урок систематизации новых знаний | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России. | Всемирное природное наследие Всемирное культурное наследие | Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования. | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
11 | Моря, озера и реки России | 1 | Урок-проект | Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки; характеризовать особенности изучаемых водных объектов | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе. | формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | ||||
12 | Природные зоны России | 1 | Урок обобщения и систематизации | Знакомиться с картой природных зон России; определять по карте природные зоны России; высказывать предположения о причинах их смены | Ильменский заповедник | Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | |||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Комбинированный урок | Находить и показывать на карте природных зон России зону арктических пустынь; характеризовать зону арктических пустынь по плану; рассказывать об экологических связях в природной зоне, моделировать характерные цепи питания | Дальневосточ- ный морской заповедник | Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. | |||
14 | Тундра | 1 | Урок изучения нового материала | Находить и показывать на карте природных зон России зону тундры; характеризовать зону тундры по плану; рассказывать об экологических связях в природной зоне, моделировать характерные цепи питания; сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни | Заповедник «Остров Врангеля» | Описывать климат, особенности растительного мира | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | |||
15 | Леса России | 1 | Комбинированный урок | Находить и показывать на карте природных зон России зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов; сравнивать зону тундры и лесных зон; моделировать характерные цепи питания | Таймырский заповедник | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям. | ||||
16 | Лес и человек | 1 | Комбинированный урок | Работать в паре: с помощью текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни человека; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации. Познавательные: активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; установление аналогий и причинно-следственных связей Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | |||||
17 | Зона степей | 1 | Комбинированный урок | Находить и показывать на карте природных зон России зону степей; сравнивать общий вид леса и степей; обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения | Приокско-Террасный заповедник | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов животных. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | ||||
18 | Пустыни | 1 | Урок-исследование | Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни; устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; знакомится с растительным и животным миром пустынь; обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач. Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | |||||
19 | У Черного моря | 1 | Урок изучения нового материала | Находить и показывать на карте зону субтропиков; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Чёрного моря. | Заповедник «Чёрные земли» Черноморское побережье Кавказа субтропики | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги природы родного края». Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | ||||
Раздел «Родной край-часть большой страны»(15 часов) | |||||||||||
20 | Наш край | 1 | Урок формирования умений и навыков | Знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; | Регулятивные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | |||||
21 | Поверхность нашего края. Экскурсия. | 1 | Комбинированный урок | Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; обсуждать меры по охране поверхности родного края; | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | |||||
22 | Водные богатства нашего края. | 1 | Комбинированный урок | Составлять список водных объектов своего региона; составлять план описания одного из водных объектов; моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов; участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | ||||
23 | Наши подземные богатства | 1 | Комбинированный урок | Находить и показывать на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, описывать изученное ископаемое, готовить сообщение и представлять его классу; сравнивать изученные полезные ископаемые. | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
| формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | ||||
24 | Земля-кормилица | 1 | Урок изучения нового материала | Различать типы почв; извлекать информацию о типах почв своего региона, извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. | названия почв нашего края | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | |||
25 | Жизнь леса | 1 | Урок изучения нового материала | Выявлять экологические связи в лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие грибы, растения и животные встречаются в лесах родного края; Моделировать цепи питания; обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути их решения. | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности | Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. | ||||
26 | Жизнь луга | 1 | Комбинированный урок | Выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания; выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути их решения. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
27 | Жизнь в пресных водах | 1 | Комбинированный урок | Выявлять экологические связи в пресном водоёме; рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. | Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
28 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 1 | Комбинированный урок | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
29 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 1 | Урок изучения нового материала | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги здорового питания». Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | ||||
30 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 1 | Урок формирования умений и навыков | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём. | Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; знакомиться с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; различать зёрна зерновых культур; различать сорта культурных растений; | названия отраслей растениеводства нашего края | Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей. Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли. | . осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | |||||
32 | Животноводство в нашем крае | 1 | Комбинированный урок | Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; знакомиться с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; различать породы домашних животных; | названия отраслей животноводства нашего края | Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей. Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | Урок изучения нового материала | Выполнить тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. | |||||
34 | Презентация проектов | 1 | Комбинированный урок | Извлекать информацию из дополнительных источников; готовить иллюстрации для презентации проекта; готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края, | Регулятивные: понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. Познавательные: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять совместную | -Ориентироваться на выполнение моральных норм. | ||||
Раздел «Страницы Всемирной истории»(5часов) | |||||||||||
35 | Начало истории человечества | 1 | Урок обобщения и систематизации | Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества | Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
36 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Урок изучения нового материала | Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. | Первобытные люди Древний мир иероглифы пирамиды | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: находить в интернете и др. источниках информации различные сведения. Коммуникативные: интервьюировать ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | |||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Урок развития умений и навыков | Определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия, место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. | Средние века христианство ислам буддизм рыцарь замок | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах, задавать и отвечать на вопросы. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Урок развития умений и навыков | Определять по «ленте времени» длительность Нового времени; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени | Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы. Познавательные: извлекать нужную информацию, понимать информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | |||||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Урок развития умений и навыков | Определять по «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктиды для развития науки; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХ1 веков | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||||||
Раздел «Страницы истории России»(20 часов) | |||||||||||
40 | Жизнь древних славян | 1 | Комбинированный урок | Анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | |||||
41 | Во времена Древней Руси | 1 | Урок-исследование | Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 1Х-Х1 веках; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. | Регулятивные: Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |||||
42 | Страна городов | 1 | Комбинированный урок | Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; характеризовать значение летописи об основании Москвы. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | осознавать необходимость ответственного отношения к природе. | ||||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Урок развития умений и навыков | Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявлять роль летописей для изучения истории России; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры | великий князь бояре дружина князь Владимир Крещение Руси христианство 988 год | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. | |||||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Комбинированный урок | Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения в ходе монгольского нашествия; находить на карте места сражений Александра Невского; | кремль Великий Новгород Москва Юрий Долгорукий 1147 год | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | ||||
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Урок развития умений и навыков | Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; | Кирилл Мефодий кириллица IХ век летописи монах Нестор | Регулятивные: действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: самостоятельно находить информацию из дополнительных источников. Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей по проекту. | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. | ||||
46 | Куликовская битва | 1 | Комбинированный урок | Составлять план рассказа о Куликовской битве; моделировать ход Куликовской битвы; рассказывать о поединках богатырей. | дань хан Батый Золотая орда 1237 год Александр Невский 1240 год | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться выполнить её. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: распределение обязанностей, совместная работа с одноклассниками, с учителем. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | |||
47 | Иван Третий | 1 | Урок обобщения и систематизации | Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига и венчания Ивана Грозного на царство. | монастырь Иван Калита | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. -Проводить закаливание своего организма. | ||||
48 | Мастера печатных дел | 1 | Урок-утренник | Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставлять современные и первопечатные учебники. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Познавательные: делать обобщения, выводы. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах. | -Ориентироваться на выполнение моральных норм. -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | |||||
49 | Патриоты России | 1 | Урок изучения нового материала | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. | Народное ополчение Минин и Пожарский 1612 год | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
50 | Петр Великий | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о реформах Петра I; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. | Иван Фёдоров книгопечатание первопечатники | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | осознавать необходимость ответственного отношения к своему народу. | ||||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Комбинированный урок | Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; обсуждать, каковы были заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры; | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | Гордость за отчизну ,за великих людей. | |||||
52 | Екатерина Великая | 1 | Урок изучения нового материала | Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; сравнивать положение разных слоёв российского общества. | Михаил Фёдорович Романов 1613 год | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный урок | Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812года; обсуждать, почему война 1812г. называется Отечественной? | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Определять границы собственного знания и незнания. | |||||
54 | Страницы истории XIX века | 1 | Комбинированный урок | Сопоставлять исторические источники; работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль; | император 1721 год Санкт-Петербург 16 мая 1703 года янА.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков крепостные дворе | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | ||||
55 | Россия вступает в XX век | 1 | Урок изучения нового материала | Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века | Московский университет 1755 год | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. | ||||
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР; | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.
| Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, вступать в диалог с учителем, одноклассниками. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
57 | Великая война и Великая Победа | 1 | Комбинированный урок | Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны; Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; | Отечественная война Бородинская битва 1812 год Кутузов М.И. Наполеон | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
58 | Великая война и Великая Победа. Цена победы. | 1 | Комбинированный урок | Делиться впечатлениями от фотографий военных лет; собирать материал о мероприятиях пазднования годовщины Победы в родном городе, в регионе. | 1941-1945 Великая Отечественная война. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | ||||
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Урок изучения нового материала | Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. | Э.К. Циолковский С.П. Королёв Ю.А. Гагарин | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. | ||||
Раздел «Современная Россия»(9 часов) | |||||||||||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | Комбинированный урок | Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа и области, города федерального значения; анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. | Конституция | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | ||||
61 | Мы – граждане России | 1 | Комбинированный урок | Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; моделировать деятельность депутата. | Конвенция | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. | |||
62 | Славные символы России | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других стран; знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы | флаг герб гимн | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за | |||
63 | Такие разные праздники | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Определять границы собственного знания и незнания. | |||||
64 | Путешествия по России | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться п материалам учебника с регионами, городами, народами России; совершать виртуальные экскурсии в разные города России; посещать музеи и осматривать памятники истории культуры. | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны | ||||
65 | Путешествия по России | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. | Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
66 | Путешествия по России | 1 | Комбинированный урок | Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках. | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | Урок развития умений и навыков | Выполнить тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). | Регулятивные: действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: самостоятельно находить информацию из дополнительных источников. Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей по проекту. | Определять границы собственного знания и незнания. | ||||
68 | 1 | Урок обобщение. | Извлекать информацию из дополнительных источников; готовить иллюстрации для презентации проекта; готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России"
Окружающий мир, ОБЖПлешаков А.А. 3 класс68часов.№датаООМОБЖ1 Что такое природа? 2 Многообразие природы. Экскурсия №1 по теме урока 3 Человек 4 Общество 5 М...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...
Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России"
Календарно-таматическое планирование по окружающему миру...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к УМК "Школа России" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к УМК "Школа России" 4 класс...
Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс
Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс.Рассчитано на 2 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа России" для 1 класса
В календарно-тематическое планирование программы "Школа России" включены разделы: "Тип и форма урока", "Планируемые результаты", "Материально-техническое обеспечение...