Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Никифорова Людмила Аркадьевна

Календарно-тематическое планироание уроков окружающего мира для 4 класса по программе "Школа России" Автор А.А.Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_fgos.docx63.94 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: Окружающий мир.

Класс: «4» А,Б,В,Г.

Дата составления: «__ » __________ 20__ года

№ пп

дата

тема

кол-во  ча-сов

форма урока/педагогические средства

деятельность обучающегося

планируемые результаты

вид контроля, КИМы

основные понятия

предметные

УУД

личностные

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома

1

Урок введения в новую тему

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности

Астрономия

астроном

Знать правила работы с учебником и требования ведения записей в рабочей тетради

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека

Коммуникативные:

умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение и позицию.

-формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

2

Планеты Солнечной системы

1

Урок изучения нового материала

Различать планеты и их спутники; устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; формулировать выводы из изученного материала.

Астрономия

астроном

Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке.

3

Звездное небо – Великая книга Природы

1

Урок-путешествие  

Изучать правила наблюдения звёздного неба; находить на карте знакомые созвездия; определять направления на север по Полярной звезде; моделировать изучаемые созвездия.

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун Большая Медведица

Малая Медведица

Полярная звезда

Большой пёс

Сириус

Телец

Альдебаран

Плеяды

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня  и ночи, времён года.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,

Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку соб.

4

Мир глазами географа

1

Урок-исследование

Сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.

географ

географическая карта

карта

полушарий

глобус

физическая карта

политическая карта

масштаб

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран;  соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать.

Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции

-осознавать ценность каждого человека в обществе;

-проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны.

5

Мир глазами историка

1

Урок изучения нового материала

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.

история

историк

историческая карта

исторический источник

архив

летопись

археология

археолог

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой.

Коммуникативные: умение  работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности.

-осознавать необходимость бережного отношения к природе.

6

Когда и где?

1

Комбинированный урок

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях.

Объяснять влияние Солнца на распределение солнечного тепла на земле.

 Характеризовать растительный и животный мир каждого пояса.

Регулятивные:  формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

-осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

7

Мир глазами эколога

1

Комбинированный урок

Рассказывать о мире с точки зрения эколога; анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с Международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познав.задач.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе

8

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Урок изучения нового материала  

Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия.

Экологи-ческие проблемы

Гринпис

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

1

Комбинированный урок

Знакомиться по рисунку  учебника с животными из Международной Красной книги; извлекать из дополнительной лит-ры Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Красной книги.

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

Регулятивные:  научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Раздел «Равнины горы России»(10 часов)

10

Равнины и горы России. Ильменский заповедник.

1

Урок систематизации новых знаний

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России.

Всемирное природное наследие

Всемирное культурное наследие

Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные: формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

11

Моря, озера и реки России

1

Урок-проект

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки; характеризовать особенности изучаемых водных объектов

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:  умение

работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

интервьюировать взрослых о мерах по  охране чистоты воды в родном городе.

формирование образа  «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

12

Природные зоны России

1

Урок обобщения и систематизации

Знакомиться с картой природных зон России; определять по карте природные зоны России; высказывать предположения о причинах их смены

Ильменский заповедник

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

Регулятивные: 

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

13

Зона арктических пустынь

1

Комбинированный урок

Находить и показывать на карте природных зон России зону арктических пустынь; характеризовать зону арктических пустынь по плану; рассказывать об экологических связях в природной зоне, моделировать характерные цепи питания

Дальневосточ-

ный морской заповедник

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

14

Тундра

1

Урок изучения нового материала

Находить и показывать на  карте природных зон России зону тундры; характеризовать зону тундры по плану; рассказывать об экологических связях в природной зоне, моделировать характерные цепи питания; сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни

Заповедник «Остров Врангеля»

Описывать климат, особенности растительного мира

Регулятивные:  составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: 

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

15

Леса России

1

Комбинированный урок

Находить и показывать на  карте природных зон России зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов; сравнивать зону тундры и лесных зон; моделировать характерные цепи питания

Таймырский заповедник

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:  

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

16

Лес и человек

1

Комбинированный урок

Работать в паре: с помощью текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни человека; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу

Регулятивные:  формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации.

Познавательные: активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

установление аналогий и причинно-следственных связей

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

17

Зона степей

1

Комбинированный урок

Находить и показывать на карте природных зон  России зону степей; сравнивать общий вид леса и степей; обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения

Приокско-Террасный заповедник

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов животных.

Познавательные:   узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

18

Пустыни

1

Урок-исследование

Находить и показывать на  карте природных зон полупустыни и пустыни; устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; знакомится с растительным и животным миром пустынь; обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь   и пути их решения

Регулятивные:  определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач.

 Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль;  готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

19

У Черного моря  

1

Урок изучения нового материала

Находить и показывать на  карте зону субтропиков; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;  знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Чёрного моря.

Заповедник «Чёрные земли» Черноморское побережье Кавказа

субтропики

Регулятивные:  определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги природы родного края».

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

                                                                                                     Раздел  «Родной край-часть большой страны»(15 часов)

20

Наш край

1

Урок формирования умений и навыков

Знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

Регулятивные: 

соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения  познавательных задач.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

21

Поверхность нашего края. Экскурсия.

1

Комбинированный урок

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; обсуждать меры по охране поверхности родного края;

Регулятивные:  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

22

Водные богатства нашего края.

1

Комбинированный урок

Составлять список водных объектов своего региона; составлять план описания одного из водных объектов; моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов; участвовать в водоохранных мероприятиях в городе.  

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

23

Наши подземные богатства

1

Комбинированный урок

Находить и показывать на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, описывать изученное ископаемое, готовить сообщение и представлять его классу; сравнивать изученные полезные ископаемые.

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

            Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

                                                                               

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

24

Земля-кормилица

1

Урок изучения нового материала

Различать типы почв; извлекать информацию о типах почв своего региона, извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

названия почв нашего края

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

       осознавать необходимость ответственного отношения к природе.                                                                                     

25

Жизнь леса

1

Урок изучения нового материала

Выявлять экологические связи в лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие грибы, растения и животные встречаются в лесах родного края; Моделировать цепи питания; обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути их решения.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности

Регулятивные:  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

26

Жизнь луга

1

Комбинированный урок

Выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания; выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути их решения.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

27

Жизнь в пресных водах

1

Комбинированный урок

Выявлять экологические связи в пресном водоёме; рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

28

Экскурсии в природные сообщества родного края

1

Комбинированный урок

Наблюдать объекты и явления природы;

определять природные объекты; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

29

Экскурсии в природные сообщества родного края

1

Урок изучения нового материала

Наблюдать объекты и явления природы;

определять природные объекты; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Регулятивные:  определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги здорового питания».

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

30

Экскурсии в природные сообщества родного края

1

Урок формирования умений и навыков

Наблюдать объекты и явления природы;

определять природные объекты; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

31

Растениеводство в нашем крае

1

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; знакомиться с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; различать зёрна зерновых культур; различать сорта культурных растений;

названия отраслей растениеводства нашего края

Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей.

Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли.

. осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

32

Животноводство в нашем крае

1

Комбинированный урок

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; знакомиться с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; различать породы домашних животных;

названия отраслей животноводства нашего края

Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей.

Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли.

Ориентироваться на выполнение моральных норм.

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

Урок изучения нового материала

Выполнить тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: поиск необходимой информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

34

Презентация проектов

1

Комбинированный урок

Извлекать информацию из дополнительных источников; готовить иллюстрации для презентации проекта; готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного  края,

Регулятивные:

понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Познавательные: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, осуществлять совместную

-Ориентироваться на выполнение моральных норм.

Раздел «Страницы Всемирной истории»(5часов)

35

Начало истории человечества

1

Урок обобщения и систематизации

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках..                    

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные:

анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

Определять границы собственного знания и незнания.

36

Мир древности: далекий и близкий

1

Урок изучения нового материала

Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Первобытные люди Древний мир

иероглифы

пирамиды

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

находить в интернете и др. источниках информации различные сведения.

Коммуникативные:

интервьюировать ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

Урок развития умений и навыков

Определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия, место и время их  возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Средние века

христианство

ислам

буддизм

рыцарь

замок

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах, задавать и отвечать на вопросы.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Урок развития умений и навыков

Определять по «ленте времени» длительность Нового времени; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени

Регулятивные:

действовать по плану, вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

извлекать нужную информацию, понимать информацию.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Урок развития умений и навыков

Определять по «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктиды для развития науки; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХ1 веков

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

                                                                                                          Раздел «Страницы истории России»(20 часов)

40

Жизнь древних славян

1

Комбинированный урок

Анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище.

Регулятивные:

применять установленные правила в планировании деятельности.

Познавательные:

выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы.

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

41

Во времена Древней Руси

1

Урок-исследование

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 1Х-Х1 веках; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Регулятивные:

Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

42

Страна городов

1

Комбинированный урок

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; характеризовать значение летописи об основании Москвы.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Урок развития умений и навыков

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявлять роль летописей для изучения истории России; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры

великий князь

бояре

дружина

князь Владимир

Крещение Руси

христианство

988 год

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.

 44

Трудные времена на Русской земле

1

Комбинированный урок

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения в ходе монгольского нашествия; находить на карте места сражений Александра Невского;

кремль

Великий Новгород

Москва

Юрий Долгорукий

1147 год

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

45

Русь расправляет крылья

1

Урок развития умений и навыков

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

Кирилл

Мефодий

кириллица

IХ век

летописи

монах Нестор

Регулятивные:

действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя.

 Познавательные:

самостоятельно находить информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные:

работа в группах, распределение обязанностей по проекту.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

46

Куликовская битва

1

Комбинированный урок

Составлять план рассказа о Куликовской битве; моделировать ход Куликовской битвы; рассказывать о поединках богатырей.

дань

хан Батый

Золотая орда

1237 год

Александр Невский

1240 год

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться выполнить её.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: распределение обязанностей, совместная работа с одноклассниками, с учителем.

Ориентироваться на выполнение моральных норм.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

47

Иван Третий

1

Урок обобщения и систематизации

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига и венчания Ивана Грозного на царство.

монастырь

Иван Калита

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

-Проводить закаливание своего организма.

48

Мастера печатных дел

1

Урок-утренник

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставлять современные и первопечатные учебники.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах.

-Ориентироваться на выполнение моральных норм.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

49

Патриоты России

1

Урок изучения нового материала

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Народное ополчение

Минин и Пожарский

1612 год

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные:

анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

Определять границы собственного знания и незнания.

50

Петр Великий

1

Комбинированный урок

Рассказывать о реформах Петра I; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Иван Фёдоров

книгопечатание

первопечатники

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

осознавать необходимость ответственного отношения к своему народу.

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Комбинированный урок

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; обсуждать, каковы были заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

Гордость за отчизну ,за великих людей.

52

Екатерина Великая

1

Урок изучения нового материала

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; сравнивать положение разных слоёв российского общества.

Михаил Фёдорович

Романов

1613 год

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить.

Познавательные:

анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

Определять границы собственного знания и незнания.

53

Отечественная война 1812 года

1

Комбинированный урок

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812года; обсуждать, почему война 1812г. называется Отечественной?

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Определять границы собственного знания и незнания.

54

Страницы истории XIX века

1

Комбинированный урок

Сопоставлять исторические источники; работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;

император

1721 год

Санкт-Петербург

16 мая 1703 года янА.В. Суворов

Ф.Ф. Ушаков

крепостные

дворе

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

55

Россия вступает в XX век

1

Урок изучения нового материала

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века

Московский университет

1755 год

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

-Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

-Формировать чувство гордости за свою страну.

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

1

Комбинированный урок

Знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР;

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

   

Регулятивные:

действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные:

участвовать в общей беседе, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

Определять границы собственного знания и незнания.

57

Великая война и Великая Победа

1

Комбинированный урок

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны; Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

Отечественная война

Бородинская битва

1812 год

Кутузов М.И.

Наполеон

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Определять границы собственного знания и незнания.

58

Великая война и Великая Победа. Цена победы.

1

Комбинированный урок

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет; собирать материал о мероприятиях пазднования годовщины Победы в родном городе, в регионе.

1941-1945

Великая Отечественная война.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия.

Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

59

Страна, открывшая путь в космос

1

Урок изучения нового материала

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Э.К. Циолковский

С.П. Королёв

Ю.А. Гагарин

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

-Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

-Формировать чувство гордости за свою страну.

Раздел «Современная Россия»(9 часов)

60

Основной закон России и права человека

1

Комбинированный урок

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа и области, города федерального значения; анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Конституция

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

61

Мы – граждане России

1

Комбинированный урок

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; моделировать деятельность депутата.

Конвенция

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия.

Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.

-Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

-Формировать чувство гордости за свою страну.

62

Славные символы России

1

Комбинированный урок

Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других стран; знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы

флаг

герб

гимн

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

-Формировать чувство гордости за

63

Такие разные праздники

1

Урок обобщения и систематизации.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Определять границы собственного знания и незнания.

64

Путешествия по России

1

  Комбинированный урок

Знакомиться п материалам учебника с регионами, городами, народами России; совершать виртуальные экскурсии в разные города России; посещать музеи и осматривать памятники истории  культуры.

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия.

Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны

65

Путешествия по России

1

Урок изучения нового материала

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог.

Определять границы собственного знания и незнания.

66

Путешествия по России

1

Комбинированный урок

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

Определять границы собственного знания и незнания.

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1

Урок развития умений и навыков

Выполнить тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).

Регулятивные:

действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя.

 Познавательные:

самостоятельно находить информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные:

работа в группах, распределение обязанностей по проекту.

Определять границы собственного знания и незнания.

68

Презентация проектов (по выбору)

1

Урок обобщение.

Извлекать информацию из дополнительных источников; готовить иллюстрации для презентации проекта; готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России"

Окружающий мир, ОБЖПлешаков А.А. 3 класс68часов.№датаООМОБЖ1 Что такое природа? 2 Многообразие природы. Экскурсия №1 по теме урока 3 Человек 4 Общество 5 М...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...

Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России"

Календарно-таматическое планирование по окружающему миру...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к УМК "Школа России" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к УМК  "Школа России" 4 класс...

Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс

Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс.Рассчитано на 2 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа России" для 1 класса

В календарно-тематическое планирование программы "Школа России" включены разделы: "Тип и форма урока", "Планируемые результаты", "Материально-техническое обеспечение...