Урок-монопроект «Есть такая профессия – кинолог».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок разработан в рамках факультативного курса «Юный исследователь».
В ходе урока будет использована технология коллективного взаимообучения.
Поиск решения учебной задачи организован в форме работы в статичных парах и группах. На уроке учащиеся выступят в роли исследователей, будут учиться использовать художественные и научно-популярные тексты, фотографии как источники получения новой информации.
Результатом работы учащихся в статичных парах и группах будет создание эскиза страницы детского журнала, где каждый выступит в роли его автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_takaya_professiya_-_kinolog.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока - монопроекта: «Есть такая профессия - кинолог!»
- Учебный предмет: факультативный курс «Юный исследователь»
- Класс: 3 класс
- Форма организации обучения: индивидуальная, в статичных парах, в статичных группах.
- Тип урока: комбинированный
- Вид урока: урок-монопроект
- Технология: коллективного взаимообучения.
- Оборудование: мультимедийная презентация «Есть такая профессия – кинолог!», учебные тексты для работы в парах, группах, фотографии с изображением собак, мультфильм «Трое из Простоквашино», книги Тима Собакина, детский журнал «Филя».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, учебно-познавательных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Есть такая профессия – кинолог!».
Учебные задачи:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Создать условия:
- для воспитания коммуникативной и информационной культуры учащихся;
- ответственности за результаты своего труда;
- доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки;
- бережного отношения к окружающему миру.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
- Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умения взаимодействовать в статичных парах;
- Развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения использовать учебные тексты, фотографии, видеофрагменты для получения новой информации;
- Ознакомление учащихся с профессией кинолог;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование потребности в систематическом чтении.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формирование УУД |
1.Психологический настрой (эмоциональное начало урока) – слайд 1 | Учитель обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, способствует созданию благоприятной обстановки в классе. - Пожелайте друг другу удачи. - На наших уроках факультативного курса «Юный исследователь» мы учимся открывать мир, знакомясь с интересными людьми. - Для наших гостей мы представляем их. (Николай Дроздов, братья Запашные, Юрий Куклачёв) - Что объединяет всех этих людей? | Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечая на вопросы. - Профессии этих людей связаны с животными. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, умение применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог (отвечать на вопросы). |
2.Мотивационное начало урока – слайд 2 | Учитель сообщает информацию, предлагает ответить на вопросы, организую диалог с учащимися. - Сегодня у нас в гостях Иванов Андрей Викторович, литературный редактор детского журнала «Филя». - А вам знаком этот журнал? - О чём можно в нём прочитать? | Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают собственные мнения о журнале «Филя». В 1997 году в издательстве "Веселые картинки" вышел новый журнал о природе "Филя". Филя - это филин, который везде летает и все знает. Своими знаниями он делится с ребятами. (Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины о животных, экологические игры, красочные фотографии и иллюстрации, путешествия знаменитых натуралистов – всё это можно найти в журнале «Филя») | Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: формировать умение понимать заданный вопрос и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа на него, умение высказывать предположения. |
слайд 3 | - Совсем недавно, на правах главного редактора, Андрей Викторович на страницах журнала обратился к своим читателям с вопросом: «Какие профессии, связанные с животными, вы знаете?». - А как бы вы ответили на этот вопрос? В редакцию пришло 100 писем. Результаты были получены следующие. - Проанализируем диаграмму. (среди профессий, названных ребятами, есть: дрессировщик, ветеринар, фотограф, доярка, продавец, пастух, орнитолог, кинолог)
| Дети анализируют диаграмму и выдвигают гипотезу: почему профессию кинолог назвал только один человек. | Познавательные: Формировать умение анализировать диаграмму, отвечать на поставленные вопросы; давать определения понятиям. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3.Постановка проблемы, выход на тему урока, определение учебных задач – слайд 4 | - А кто такой кинолог? Кто знает? - Кто догадался, какова будет тема нашего урока? - На какие вопросы мы будем отвечать? - На уроках русского языка мы писали сочинения-миниатюры о различных профессиях. Вспомним, по какому плану мы работали? - В ходе урока вы будете работать индивидуально, в парах и группах. | Дети высказывают свои предположения, опираясь на свой опыт. Учащиеся формулируют тему урока, определяют учебные задачи, используя вопросы-подсказки. | Регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачи. |
4. Совместное открытие знаний – слайд 5 | Учитель организует взаимодействие с учащимися, используя работу с дополнительной литературой. (текст стихотворения) - Для того, чтобы узнать точное определение слова кинолог, воспользуйтесь текстами на карточках №1 - По ходу чтения найдите и подчеркните:
- На какой источник информации просит обратить внимание папа в стихотворении? (Толковый словарь) - Какие ещё подсказки вы видите на экране? (фамилия автора, иллюстрации) | Учащиеся читают текст стихотворения и выделяют в нём необходимую информацию. КИНОЛОГ КИНОЛОГИЯ – НАУКА О СОБАКАХ СОБАКОВЕД Учащиеся высказывают свои предположения, используя в качестве аргументов текст стихотворения. Собаковед (собаковод)– знает всё о собаках: питание, размножение, повадки, способы дрессировки и т.д. Это настоящий учёный по собакам. | Коммуникативные: формировать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; умение оформлять свои мысли в устной речи; формировать умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Познавательные: формировать умение выделять информацию из текста, умение работать со словами-синонимами. |
слайд 6 | - Тим Собакин – это псевдоним писателя Иванова Андрея Викторовича, литературного редактора журнала «Филя». - Он автор не только этого стихотворения, но и многих других произведений о природе, которые можно прочитать в журнале «Филя». - Когда его спрашивают, почему он выбрал такой псевдоним, он отвечает, что собака – его любимое животное. | ||
5. Совместное открытие знаний, работа в статичных парах – слайды 7-8 | Учитель организует взаимодействие с учащимися, используя работу с дополнительным источником получения информации (фотографии) - И действительно, из всех животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом – собака. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки. - В мире насчитывается более 400 различных пород собак. Но все эти породы можно разделить на 3 группы: декоративные, охотничьи, служебные. Настоящий кинолог должен знать все эти породы. - Вспомним, какие функции выполняет каждая из этих групп. - В журнале «Филя» есть рубрика: «Фотовопрос». - У вас на бланках №2 для работы в парах есть фотографии собак и их краткая характеристика. - Вам нужно будет рассмотреть их и распределить на 3 группы по назначению. | Учащиеся вступают в диалог и отвечают на вопросы учителя. Декоративные собаки – делают жизнь человека ярче и интереснее. Охотничьи собаки – помогают людям на охоте. Служебные собаки – оказывают человеку практическую помощь в различных сферах деятельности. | Регулятивные: формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Коммуникативные: формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли; умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться. Познавательные: формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; умение находить дополнительную информацию по фотографиям и тексту. |
6. Проверка задания – слайд 9 | - Давайте, проверим задание? Декоративные: пудель, чихуахуа, пекинес. Охотничьи: фокстерьер, русская борзая, лайка. Служебные: лабрадор, немецкая овчарка, ньюфаундленд. | Учащиеся проверяют задание у доски. (в паре) | Регулятивные: формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей. |
7. Совместное открытие знаний, учимся работать с различными источниками информации – слайд 10 | - В настоящее время кинологи работают со всеми породами собак. Ведь хорошо подготовленная собака, независимо от того, какая она, ценится на вес золота. - Как вы думаете, какая группа собак наиболее востребована у кинологов? (служебные) - Ведь у каждой служебной собаки есть своя профессия. - Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, из которого можно будет узнать о некоторых из них. - На страницах журнала «Филя» есть раздел, где печатаются известные произведения детских писателей, которые легли в основу не менее известных мультфильмов. - Но есть и научно-популярные статьи, рассказывающие достоверные факты из жизни животных. | Учащиеся просматривают видеофрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино», отвечают на вопросы учителя.
| Коммуникативные: формировать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). Познавательные: формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (видеофрагмент), устанавливать межпредметные связи. |
8. Совместное открытие знаний, работа в статичных группах – слайд 11 | - Сейчас у вас будет возможность поработать с такими статьями. - У каждого из вас текст (бланк №3), рассказывающий о профессии, которую может выполнять собака. - Прочитай информацию, обменяйся ей с партнёром в паре, в группе. | Учащиеся читают научно-популярный текст, обмениваются информацией в группе. Работа с текстом по плану:
| Познавательные: развитие операций мышления; формировать умение работать с научно-популярным текстом. Регулятивные: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных группах; умение строить монологические высказывания. |
Слайд 12 | - Я предлагаю вам дополнить ваш текст фотографией. Каждая группа получит конверт. В нём фотографии собак на месте их работы. - Из них вам необходимо выбрать ту, которая подходит вашему тексту. Фотографий пять. Определите, какая лишняя. -Какую профессию выполняет эта собака? -Какие профессии собак знаете вы? | Учащиеся рассматривают фотографии, определяют лишнюю фотографию. Ньюфаундленд – собака – водолаз. После выполнения задания учащиеся проверяют его, приводя аргументы из текста. | |
Слайд 13 | Учитель сообщает учащимся новую информацию, ранее не известную им. - Ничего этого собака сама по себе сделать не могла бы, если бы с ней не работал человек. - Полный контакт с животным – залог успеха кинолога. А на это уходят годы кропотливого труда. Кинологи работают в УВД, спасательных отрядах МЧС, служат в армии, работают на таможне, в питомниках и клубах собаководства. - На кинолога нужно много учиться. Профессиональное образование по данной специальности можно получить в некоторых училищах МВД, есть высшие учебные заведения. | Учащиеся слушают информацию, включают в диалог с учителем. | |
9. Совместное открытие знаний, работа по заполнению «пьедестала» – слайд 14 | - А как вы думаете, любой человек может стать кинологом? - Профессионализм кинолога – это не столько результат обучения, сколько следствие образа жизни. - Как правило, профессиональный кинолог – владелец собственной собаки. - В учебных заведениях, где готовят кинологов, к ним предъявляются самые строгие требования. -Сейчас вам предлагается поработать в паре и назвать три самых главных качества, которыми должен обладать кинолог. -Для этого заполните «пьедестал», расположив их в соответствии со значимостью. | Учащиеся вступают в диалог с учителем, выполняют работу в парах по заполнению пьедестала. | Коммуникативные: формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли; умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться. Регулятивные: формировать умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); умение анализировать свою работу. Предметные: умение подбирать прилагательные – характеристики человека. |
10. Просмотр видеофрагмента – слайд 15 - 16 | - Чтобы ответить на вопрос: что важнее – необходим опыт. -Давайте послушаем профессиональных кинологов. - Мы увидели, что среди кинологов есть и мужчины, и женщины, и молодые, и зрелые. Но все они едины в одном: главные качества кинолога – это любовь и терпение. | Учащиеся просматривают видеофрагмент, делают выводы. Животные не терпят фальши, главное качество – любовь к собакам с детства и терпение. | |
11. Подведение итогов – слайд 17 - 18 | - Давайте вспомним, а на все ли вопросы мы нашли ответы? - Как вы считаете, а важна ли эта профессия в современное время. -В России кинологи имеют свой профессиональный праздник. Его отмечают 21 июня. -А кинологи подразделения МВД написали гимн об этой удивительной профессии. | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, доказывают важность профессии в современное время. | Личностные: формирование бережного отношения к окружающей природе. |
12. Создание эскиза журнальной страницы – слайд 19 - 20 | - Результаты вашей работы перед вами. Где их можно использовать? - Иванов Андрей Викторович предложил на страницах журнала открыть рубрику «Есть такая профессия…» - С какой целью? -И первая профессия, о которой можно будет рассказать – это кинолог. - Создадим эскиз журнальной страницы. -Что такое эскиз? -На что необходимо обратить внимание? | Можно разместить на страницах журнала. Учащиеся создают эскиз журнальной страницы в группах и презентуют его. (Используется музыкальное сопровождение «Гимн кинологов») | Коммуникативные: формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли; умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться; формировать умение участвовать в диалоге; формировать умение строить монологические высказывания. Познавательные: Формировать умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Регулятивные: Формировать умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей. |
13. Рефлексия – слайды 21-22 | Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: - Что получилось? Вывод: возможно, кто-то из вас в будущем станет кинологом. Но это вовсе не важно. На страницах своего журнала Андрей Викторович Иванов (Тим Собакин) говорит своим читателям: «Главное — избегайте внутренней пустоты. Тогда вам нигде и никогда не будет скучно. Занимайтесь разными полезными делами и старайтесь добиться в них успеха! А ещё учитесь быть счастливыми и делайте счастливыми других! И тогда у вас всё получится»
| Учащиеся взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, анализируют свою работу. | Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, формирование умения оценивать свои и чужие поступки, мотивировать свои действия. Регулятивные: формировать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: формировать умение различать методы познания окружающего мира, находить дополнительную информацию, используя различные источники информации. Коммуникативные: формировать умение уважительно относиться к позиции другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"
Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя,...
Сценарий к 23 февраля "Есть такая профессия - Родину защищать"
Современный сценарий к 23 февраля с участием воинов современников...
Альбом "Есть такая профессия-Родину защищать"
События Великой Отечественной войны мы видим через призму жизни своих близких, их переживаний…Но сколько бы мы, ни знали о Великой Отечественной войне, как бы мы к этим событиям...
Публичная лекция "Есть такая профессия Учитель!"
О нелегкой профессии.......
Презентация к классному часу "Есть такая профессия Родину защищать"
Презентация к классному часу ко дню Защитника Отечества...
Путешествие в мир профессий. Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"
Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"...