Покорение силы.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

В данном конспекте урока дан подробный ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_okr_4kl_ur19-korr.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Урок 19.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Покорение силы.

Цели:

 –  формировать у учащихся понятия о рычаге, колесе и наклонной плоскости;

 –  познакомить со способами их использования.

Оборудование: иллюстрации к сельскому хозяйству (теплицы, искусственный пруд, поле, фермы), изображения культурных растений и домашних животных, карта мира (природные зоны).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4  3

Прежде чем задать проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Каковы отличия человека от животных?

– Кто сильнее всех на свете? Почему?

– Благодаря какому качеству человек стал сильнее зверей?

– Какие орудия труда были у древнего человека?

– Какие инструменты позволяют человеку гнуть и резать металл?

– Какие механизмы помогают перемещать тяжёлые грузы?

– Какие приспособления позволяют стать человеку ещё сильнее?

Отвечают на вопросы.

– Предлагаю вам разыграть ситуацию с ключом из диалога на с. 78. (Версии и их практическая проверка.)

Наблюдают. Предлагают свои способы и проверяют их.

– Кто придумал этот способ? Какой у вас возникает вопрос?

 В чём сила человеческого разума?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

 «Покорение силы».

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.  3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4  5  6  7  2  4  3

Работа в группах.

Каждая группа отвечает на вопросы об устройстве данного механизма, его действии и применении.

1-я группа (самая большая или составленная из нескольких групп) рассматривает рычаг. Выполнение задания к рис. на с. 79. Работа с инструментами, в основе которых лежит рычаг (плоскогубцы, пинцет и т.п.).

2-я группа исследует колесо. Изготовление тележки с колёсами и без колёс из деталей конструктора и сравнение их остановочного пути (толкнуть и измерить расстояние до остановки).

3-я группа работает с наклонной плоскостью. Проверка с помощью игрушечной машинки и т.п.

4-я группа рассматривает ворот. Изготовление подъёмного крана из деталей конструктора. Задание к рис. на с. 79.

5-я группа рассматривает клин.

Выполнение задания 7 из рабочей тетради.

Выполняют задание в группах.

Каждая группа представляет свои результаты.

– Какие качества человека усиливают эти механизмы? (Силу и ловкость).

– Чем должны обладать люди, чтобы изобрести эти механизмы? (Опытом, знаниями.)

– Как мы ответим на вопрос урока? (Опыт и знания помогли человеку изобрести механизмы, которые увеличивают его силу и ловкость.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

4 3 7 2 3 4 3  2

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 80.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради

(одно-два на выбор).

3. Проверочная работа № 10.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 18). Ответ на вопрос «Почему мы не знаем изобретателей простых механизмов, но уважаем и помним изобретателей паровоза, парохода, автомобиля, самолёта?»

V. Итог урока.

4

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке? Как стать сильным?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Возможные ответы на задания проверочной работы № 10.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Надо нарисовать доску в виде наклонной плоскости. Повышенный уровень. На велосипеде с крупными колёсами. 2. Задание оценивает учитель по аналогии с рисунками учебника (например, на с. 78).

Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Правым, у которого больше плечо рычага. Повышенный уровень. Справа разница плеч рычага больше, поэтому перекусить легче. 2. Задание оценивает учитель по аналогии с рисунками в учебнике.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

В задании 1 изображён колодец с шестом-журавлём, работа которого основана на принципе рычага первого рода. Ученики могут ответить, что тяжелее противовес.

Выполняя задание 2, школьники напишут, что в основе ножниц лежит рычаг (на самом деле это рычаг первого рода). Короткое (от заклёпки до ленты) и длинное (от заклёпки до колец) плечи ребята могут обозначить, соответственно, синей и красной линией, а точку опоры (заклёпка) – треугольником.

Задание 3 посвящено использованию гвоздодёра. Ребята должны нарисовать его так, как показано на рисунке в методических указаниях.

В задании 4 ребята могут вспомнить, что колесо используется в стиральной машине, швейной машине, часах, мельнице, кофемолке, мясорубке, лазерном проигрывателе.

Задание 5 очень важно, так как в нём показана роль рычага, лежащего в основе использования многих окружающих нас предметов.

Таблица должна быть заполнена следующим образом:

Задание 6 посвящено двум способам работы с лопатой: как с рычагом первого рода (рисунок справа) и рычагом второго рода (рисунок слева). Эту разницу дети не должны знать, но должны понимать характер разной работы с помощью лопаты. На левом рисунке они должны пометить точку опоры на кончике лопаты, а стрелкой показать движение руки

от себя; на правом рисунке точка опоры будет расположена в верхней части штыка, а стрелка будет направлена вниз.

Задание 7 поясняет, как используется клин. Ученики вспомнят пословицу «Клин клином вышибают» и нарисуют клин, вставленный в трещину, сделанную топором. Сверху они нарисуют молоток, которым человек бьёт по клину. Если они не смогут этого нарисовать, то напишут: «Вставить клин в трещину и стукнуть по нему молотком».

Правильный ответ к заданию 8: «Точка опоры не может быть на том же предмете, который надо перевернуть. А если не на Земле, то где же?»

 © ООО «Баласс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Покорение космоса. Игра-КВН "Полет на Марс".

Классный час к Дню Космонавтики. Ресурс содержит презентацию и конспект. С помощью презентации  дети знакомятся с покорением космоса и космонавтами. В Разработку классного часа включена игра-квн ...

Покорение космоса.

Цель презентации: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, о космических достижениях в нашей стране и в мире....

Краеведческая работа "По следам экспедиции Эммануэля" Презентация о герое войны 1812 года Г.А.Эммануэле и покорении Эльбруса

В августе 2012 года наша Родина отмечает 200-летие Бородинского сражения. Нам стало интересно,  как  наша республика Кабардино-Балкария, связана с этим событием. Мы решили найти ...

Покорение космоса

Конспект урока составлен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Материал может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Он п...

Внеклассное мероприятие «Покорение космоса»

1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с первымкосмонавтом.2. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся.3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к ис...

урок по окружающему миру на тему" Покорение силы"

Урок содержит познавательный материал о том ,как использовать силу....