урок по окружающему миру на тему" Покорение силы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шамсадова Антонина Ивановна

Урок содержит познавательный материал о том ,как использовать силу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pookr_miru_no19.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе.

Разработала учитель начальных классов :

Шамсадова Антонина Ивановна

Урок 19
ПОКОРЕНИЕ СИЛЫ

Цель: формировать понятия рычага, колеса и наклонной плоскости, познакомить со способами их использования.

О б о р у д о в а н и е: ключи и палка (рычаг); иллюстрации с изображением механизмов с рычагом, колесом, наклонной плоскостью и т. д.; детский конструктор, весы, инструменты, построенные на основе рычага.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Актуализация.

Ученики вспоминают, что они уже знают.

Учитель. Кто сильнее всех на свете?

Дети. Сильнее всех на свете не слон, не кит, а человек. Благодаря технике он смог переносить тяжелые предметы, запруживать реки, двигать мосты. Однако, несмотря на прогресс техники, до сих пор иногда человек пасует перед силой и мощностью стихий: землетрясением, извержением вулканов, цунами, тайфунами.

Учитель. Какие инструменты позволяют человеку гнуть и резать металл?

Дети. Гнуть металл человек может благодаря прессам, плоскогубцам с длинными ручками, резать – благодаря прочным ножницам, специальным резакам, которые использует служба спасения.

Учитель. Какие механизмы помогают перемещать тяжелые грузы?

Дети. Подъемные краны, лебедки, трактора, железнодорожные платформы. В основе всех этих механизмов лежат колесо, блок и ворот.

 Проблемная ситуация.

Учащиеся обыгрывают ситуацию с ключом из диалога на с. 78.

Вопрос: Как достать ключ из-под шкафа?

Учащиеся предлагают свои версии и их практическую проверку.

Учащиеся предлагают поднять шкаф с помощью рычага, именно он делает нас сильнее.

Работа с учебником.

Учащиеся читают задание, с. 78, рассматривают рисунок.

Вопрос: Какая русская пословица ему поможет?

Дети. Клин клином вышибают.

Учитель. Нарисуйте, что надо сделать.

Рисуют клин, вставленный в трещину, сделанную топором, сверху рисуют молоток, которым человек бьет по клину.

Учитель. Определите тему урока.

Дети. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с простыми механизмами, дающими людям выигрыш в силе.

III. Совместное открытие знаний.

Работа по группам (произвольно) с заданиями и предметами. Каждая группа отвечает на вопросы об устройстве данного механизма, его действии и применении.

1-я группа: «Рычаг».

Рычаг – твердый стержень, закрепленный на оси. Расстояние от точек приложения сил до оси вращения называется плечами рычага.

Выделяют два типа рычагов. В рычаге первого рода точки приложения сил, действующих на рычаг, лежат по обе стороны от точки опоры. Рычаг первого рода лежит в основе поднятия тяжестей: тяжелое тело, под которое положен конец короткого плеча, можно поднять, приложив небольшую силу к концу длинного плеча. Рычаг первого рода используется в основе клещей, ножниц, плоскогубцев, рычажных весов.

В рычаге второго рода точки приложения сил лежат по одну сторону от точки опоры. Примером использования рычага второго рода служат тачка, пинцет.

Учитель. Откройте свои учебники на с. 79, прочитайте задание.

Дети. В этом задании черные треугольники (точки опоры) нужно поставить в центре оси винта, на который накручивается гайка,  место прикрепления двух составных частей плоскогубцев, около колеса тачки. Синей линией (длинное плечо) подчеркнуть гаечный ключ, длинные ручки плоскогубцев, расстояние от колеса тачки до рук рабочего. Красной линией (короткое плечо) подчеркнуть расстояние от точки опоры до краев гайки, короткую часть плоскогубцев, расстояние от колеса тачки до груза.

2-я группа: «Колесо».

Другой способ сэкономить силы – это колесо. Катить легче, чем тащить, так как сила трения при этом меньше.

Учащиеся изготавливают тележку с колесами и без колес из конструктора, сравнивают их остановочный путь.

3-я группа: «Наклонная плоскость».

Способом экономии силы является наклонная плоскость. Вес тела на наклонной плоскости уменьшается на величину скатывающей силы. Принцип наклонной плоскости используется для изготовления еще одного приспособления: клина. С помощью клина можно легко расколоть бревно, прочно закрепить насадку на стержне и даже – приподнять дом.

Учащиеся проверяют этот прием с помощью игрушечной машины.

Вывод: поднимать тяжелые предметы по наклонной плоскости намного легче, чем просто поднимать их вверх.

4-я группа: «Клин».

Принцип наклонной плоскости используется для изготовления еще одного приспособления: клина. С помощью клина можно легко расколоть бревно, прочно закрепить насадку на стержне и даже приподнять дом.

Подведение итогов работы по группам. Учащиеся обсуждают результаты работы.

Учитель. Какие качества человека усиливают эти механизмы?

Дети. Выигрыш в силе, экономия силы.

Учащиеся читают задание и выносят правильный ответ на доску.

Таблица на доске, заполняется совместно с учащимися.

Для чего у этих предметов

длинные ручки

Для увеличения
силы

Для увеличения
размаха

Рычаг скоростей автомобиля

+

Швабра

+

Гаечный ключ

+

Теннисная ракетка

+

Молоток

+

Кусачки

+

Лом

+

Удочка

+

Лопата

+

Учитель. Чем должны обладать люди, чтобы изобрести эти механизмы?

Дети. Опытом, знаниями.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Вопрос: Определите по рисунку, что тяжелее: ведро с водой или противовес колодезного журавля?

Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что тяжелее противовес.

Вопрос: Какой механизм лежит в основе устройства этого инструмента?

Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что в основе ножниц  лежит  рычаг.  Короткое  плечо  (от заклепки до ленты)  и  длинное (от заклепки до колец) обозначаем синей и красной линией, а точку опоры (заклепку) – треугольником.

V. Подведение итогов. Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Как стать сильным? (Ответы учащихся.)

Домашнее задание. Тема 18. Ответить на вопрос: «Почему мы не знаем изобретателей простых механизмов, но уважаем и помним изобретателей паровоза, парохода, автомобиля, самолета?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Уроки толерантности: "В дружбе - наша сила!"

Конспект  занятия по воспитанию толерантных отношений...