Урок по окружающему миру: «Откуда берутся снег и лед?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Фисенко Наталья Анатольевна

Урок - исследование по окружающему миру в 1 классе УМК "Школа России".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗИМУШКА-ЗИМА

Слайд 3

Декабрь Январь Февраль Зимние месяцы

Слайд 4

Откуда берутся снег и лед?

Слайд 5

Снег Лед Белый Бесцветный Непрозрачный Прозрачный Рыхлый Хрупкий Превращается в воду Превращается в воду Свойства

Слайд 9

АЙСБЕРГИ — крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спустившиеся в море или океан.

Слайд 10

Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками. Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду.

Слайд 11

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.

Слайд 12

Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки .

Слайд 13

Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительной красы звездочкой.

Слайд 14

Побелело на ночь всюду. А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез – Там волшебный вырос лес !

Слайд 15

Зимой очень красиво! А чем вы любите заниматься зимой на улице?

Слайд 18

Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика.

Слайд 19

Снег при таянии превращается в воду? Если вода замерзнет, она превращается в лёд? Снег бесцветный? Лёд прозрачный? У снежинок пять лучей? Снег рыхлый? Лёд хрупкий? Снег непрозрачный? Все снежинки одинаковые? Снег белый? Графический диктант



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

УМК «Школа Росси»

1 класс

Тема:

«Откуда берутся снег и лед?»

Учитель  

Фисенко Наталья Анатольевна

МОУ СОШ п. Вольгинский 2011

        Цель урока: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи:

1. Путем практического исследования и моделирования природных

объектов и явлений вывести свойства снега и льда.

2. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.

3. Определить значение снега и льда для человека.

4. Показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, магнитофон («Времена года »П.И. Чайковского, песенка снежинок, хруст снега), таблица и карточки со свойствами снега и льда, снег, лед, тарелочки, молоток (для учителя), цветная бумага, открытки, «светофорчики» , сигналы психологической релаксации.


Ход урока

        I. Организационный момент

                                           Придумано кем-то

                                           Просто и мудро

                                           При встрече здороваться:

                                          «Доброе утро!»

- Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости!

        

        II. Актуализация знаний (звучит музыка из цикла Чайковского           «Времена года» - Январь).

                          Наступили холода

                          Обернулась льдом вода

                          Длинноухий зайка серый

                          Обернулся зайкой белым

                          Перестал медведь реветь

                          В спячку впал в бору медведь

                          Кто скажет, кто знает,

                          Когда это бывает?

(Слайд 1 – «картина зимы»)

        - Назовите, ребята, зимние месяцы

(Слайд 2 – «зимние месяцы»)

        - О каком из них так говорят?

        /Год кончает, зиму начинает (декабрь)

        /Зиму замыкает, а новому сезону дорожку показывает (февраль)

        - А какой это новый сезон после зимы наступит?

        /Году начало, а зиме середина (январь)

        - А какой сейчас месяц?

        

        III. Работа над новым материалом

        - Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о зимних явлениях, о том, откуда берутся снег и лед и какое значение они имеют для людей.

        1. Проблемная ситуация

        У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.

        Снежинка   В небе зародилась я

                             Из капельки воды

                             Звездочка резная

                             Дивной красоты

                             Хрусталиком искристым

                             С неба прилечу

                            Сяду и растаю, если захочу

        Льдинка     И я тоже капелькой

                           Чистою была

                           А когда замерзла

                           Словно замерла

                           Тоже я искристая

                           Ростом невеличка

                           Льдинка я лучистая

                           Я твоя сестричка

        Снежинка  А вот и нет!

                           Я из солнца, серебра

                           Ты же – мутная вода!

                           Просто замарашка

                           Разве ты близняшка?

  - Ребята, а как вы думаете, кто из девочек прав, Льдинка или Снежинка? Вот видите, у нас с вами тоже возникли разногласия. Сестренки они или нет - это надо доказать. А что значит доказать? (подтвердить фактами). Девочки, вы хотите вместе с нами проводить опыты? Займите свое место.

        2. Практическая работа.

        - Наш класс-это научная лаборатория. Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой. Для этого изучим их свойства. Работаем в постоянных парах. Настроим себя на работу.

Мы – умные

Мы - дружные

Мы внимательные

Мы старательные

Мы отлично учимся

У нас все получится!

        а) Узнаем первое свойство.

        - Посмотрите на снег. Какого он цвета? Верно, белее снега нет ничего на свете. Недаром говорят «белоснежная скатерть» , «белоснежные лепестки».А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда?

ВЫВОД. СНЕГ БЕЛЫЙ. ЛЕД БЕСЦВЕТНЫЙ

        б) Рассмотрим второе свойство.

        - Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит?

        - А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед?

ВЫВОД. СНЕГ НЕПРОЗРАЧНЫЙ. ЛЕД ПРОЗРАЧНЫЙ.

        в) Проведем третий опыт.

        - Сейчас я возьму кусочек льда и ударю по нему молотком. Что произошло? О каком свойстве льда это говорит?

        - Сделайте из снега горочку. Карандашом сделайте в ней ямку. А в лед карандаш можно воткнуть? Какой же снег?

ВЫВОД. СНЕГ РЫХЛЫЙ. ЛЕД ХРУПКИЙ.

        г) Рассмотрим четвертое свойство.

        - Один из вас положит себе на ладошку маленький комочек снега, а другой кусочек льда. Что происходит со льдом и снегом? А почему на улице они не тают?

ВЫВОД. В ТЕПЛЕ СНЕГ И ЛЕД ТАЮТ И ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ВОДУ.

        3.Обобщение знаний.

        - Ребята, мы познакомились со свойствами снега и льда. Давайте проверим, как вы их запомнили. У вас в коробочке карточки со свойствами. Первый вариант выкладывает на парте свойства снега, а второй вариант – свойства льда. Помните о взаимопомощи.

         4.Проверка

(Слайд 5. Свойства снега и льда)

        - Назовите свойства снега. Перечислите свойства льда.

Как видим свойства снега и льда разные. Но одно свойство у них общее. Какое? Можем ли мы сказать, что снег и лед- это вода, но только в твердом состоянии? Что же мы смогли доказать Льдинке и Снежинке

Молодцы, ребята! Помогли сестричкам!

        IV. Динамическая пауза

        - Представьте, ребята, что вы снежинки. Танец снежинок.

        V. Беседа о том, откуда берутся снег и лед.

        - Итак, мы выяснили, что снег и лед под воздействием тепла превращаются в воду. А если вода замерзнет, что получится?

        -Где в природе вы видели лед?

(Слайд 6. Сосульки)

        - Как образуются сосульки?

        - А как можно получить лед в домашних условиях?

        - Поскольку лед твердый, из него можно делать разные фигуры. Проводятся даже чемпионаты по изготовлению ледяных фигур.

(Слайды 7, 8, 9  Ледяные фигуры).

(Слайд 10 Айсберг)

        - А как называется эта ледяная гора, плавающая в океане?

        - Айсберги - крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спустившиеся в море или океан.

( Слайд 11 Айсберг)

        - Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками. Конец ледника на какое- то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец, он обламывается и с грохотом падает в воду. Айсберг - это большая опасность для корабля. Ведь над водой видна только небольшая часть его.

  • Если лед- это замерзшая вода, то что такое снег?

(Слайд 12.Град)

        - Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда летом идет вместе с дождем.

(Слайд 13. Снежинки)

        Капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки.

(Слайд14. Снежинки)

        - Как же образуются снежинки?

( Слайд 15. Снежинки )

        - Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю. Они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец. Становится удивительной красоты звездочкой.

( Слайд16. Снежинки)

        Все снежинки индивидуальны по форме, и двух одинаковых снежинок не найти.

        - Вот, ребята, какое чудо нас окружает!

        VI. Динамическая пауза

        - Отдохнем чуть-чуть (Массаж биологически активных зон)

        Раз и два, раз и два - лепим мы снеговика

(имитируем лепку снежков)

        Мы покатим снежный ком кувырком, кувырком

(поочередно проводим ладонями по шее справа и слева)

        Мы его слепили ловко

(проводим указательным пальцем по щекам сверху вниз)

        Вместо носа есть морковка

(растираем указательным пальцем крылья носа)

        Вместо глазок - угольки

(прикладываем ладони ко лбу козырьком и растираем лоб)

        Ручки – веточки нашли

(энергично растираем ладонь о ладонь)

        А на голову – ведро

(раздвигаем указательный и средний палец и растираем точки перед и за ушами)

        Посмотрите, вот оно!

(кладем обе ладони на макушку и качаем головой)

        VII. Работа по учебнику.

        - Главный источник информации для нас – это учебник. Откройте его.

        - Прочитаем загадки. Отгадаем.

        - Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

        - Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая и веселая.

        - Нарисуйте свою девочку – снежинку дома.

        - А кто сидит на веточке? От какого слова образовалось слово снегирь?

Как вы думаете, почему их так назвали?

        VIII. Беседа о значении снега и льда для людей.

        - Вы отлично отгадали все загадки. Отгадайте еще одну.

(Слайд 17. Узоры на окне)

Побелело за ночь всюду

А у нас в квартире чудо.

За окошком двор исчез-

Там волшебный вырос лес!

-Что это за лес? Как он образовался, догадались?

(Слайд 18.Зима)

-Зимой очень красиво!

-Чем же мы любим заниматься зимой на улице?

(Слайды19-23)

(Катание на лыжах, катание с горки, на коньках, снежная крепость, снеговики)

        IX. Рефлексия.

        - Итак, ребята. Какие открытия вы сделали на этом уроке?

Давайте посмотрим. Справились ли мы с задачами урока?

Вы открыли свойства снега и льда.

Узнали как образуется снег и лед.

Вспомнили о значении снега и льда для людей.

        X. Проверка знаний.

        А сейчас поиграем. Приготовьте светофорики. Если вы согласны с утверждением, показываете (какой?) зеленый цвет.

Если не согласны, то красный.

        - Снег тает и превращается в воду (зеленый)

        - Если вода замерзнет, она превратится в лед (зеленый)

        - Снег бесцветный (красный)

        - Лед прозрачный (зеленый)

        - У снежинки 5 лучей (красный)

        - Лед хрупкий (зеленый)

        - Снег непрозрачный (зеленый)

        - Все снежинки одинаковые (красный)

        - Снег белый (зеленый)

        - Молодцы, ребята, вы были очень внимательны!

        XI. Домашнее задание.        

        Аудиозапись.

        - Послушайте, что это?

        - А почему снег скрипит? Интересно? Попробуйте об этом найти информацию дома.

        - А что вам поможет в поиске? Чем воспользуетесь?

        - (спросить у родителей, вместе поискать ответ в интернете, воспользоваться энциклопедиями).

        XII. Психологическая релаксация (Карточки – схемы)

        - Покажите мне, с каким настроением вы заканчиваете урок, может быть, что - то осталось непонятным и возникли вопросы?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  окружающего мира в 1 классе по теме

«Откуда берутся снег и лед?»

(УМК «Школа России)

2011 год

        Цель урока: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

          Задачи урока:

  1. Определить свойства снега и льда путем практического исследования, моделирования природных объектов и явлений, показать значение снега и льда для человека.
  2.  Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения сравнения, анализа, обобщения.
  3. Учить самостоятельно  находить информацию в разных дополнительных источниках.
  4. Способствовать сохранению здоровья детей.

                Данный урок - урок изучения и первичного закрепления знаний – является первым по теме «Человек и природа». Опыт у ребят в этой области уже есть. На уроке изобразительного искусства мы рисовали снеговика и говорили о том, в какую погоду  лепится снег, на уроке технологии вырезали шестигранные снежинки, на уроках обучения грамоте читали стихи о зиме, о первом снеге и говорили о признаках наступления зимы, о зимних месяцах.

                При подготовке урока кроме образовательных, воспитательных и развивающих задач мною была поставлена и задача здоровьесбережения  учащихся. До  начала урока хорошо проветрен класс, спланированы динамические паузы, одна из которых  направлена на активизацию биологически активных точек.

                При планировании урока  учитывался  состав класса. По результатам входной диагностики 6 ребят показали высокий уровень развития, 12  - средний, 6 - низкий. Эти показатели  были учтены при формировании пар. Шесть пар сформированы по принципу «сильный – слабый».

                По способу восприятия информации большинство в классе - это  визуалы - 14 ребят, кинестетиков – 6, аудиалов – 4. Это также повлияло  на отбор форм и методов (мультимедийная презентация, раздаточные карточки, проведение опытов).  

Этапы урока

                1.Организационный момент - пожелание взаимного доброго утра – позволил настроить ребят на положительные эмоции.

                2.Актуализация знаний – использовалась  аудиозапись из цикла П.И. Чайковского «Времена года», стихотворение – загадка, слайд с изображением зимы, мыслительная гимнастика по определению зимних месяцев. Результат  – подготовка базы для вхождения в новые знания.

                3. Постановка учебной задачи -  проблемная ситуация в виде «яркого пятна» - девочек Снежинки и Льдинки. Результат - формирование внутренней позиции – желание помочь девочкам.

                4.Открытие нового знания - использование проблемного метода.

             С целью:

- разрешение проблемной ситуации (поиск в виде опытов)

- анализ полученных результатов (узнали свойства снега и льда)

- вычленение общего свойства

В результате сделали вывод, позволяющий установить родство между Льдинкой и Снежинкой. Итог:

- освоение нового знания большинством класса

-удовлетворенность в эмоциональном плане «Смогли помочь!»

                  5.Первичное закрепление - работа в парах. Это помогло ребятам с низким уровнем развития быть уверенней, многократно повторить изученное за короткий отрезок времени.

               6.Применение новых знаний в сочетании с уже имеющимися знаниями (показ слайдов). Это способствовало расширению и  углублению знаний.

              7.Этап рефлексии. Цель  – осознание детьми собственной познавательной деятельности.

         В процессе урока чередовались виды деятельности: слушание, чтение,

практическая исследовательская работа, просмотр слайдов. Интерес к изучаемому материалу поддерживался логикой построения урока, ярким наглядным  материалом,  проблемными вопросами, театрализацией эпизода.

 Во время самостоятельной работы дети использовали самоконтроль и самопроверку. Ее результатом стало:

- фиксация в сознании учащихся нового знания

- адекватный самоанализ своих успехов

- создание ситуации успеха

Домашнее задание носило творческий характер, что способствовало активизации познавательных способностей.

В заключении хочется отметить, что все учащиеся класса работали с удовольствием, в хорошем темпе и закончили урок с чувством удовлетворения, это показала психологическая релаксация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый конспект проблемного урока по окружающему миру. Откуда пришёл шоколад?

Благодаря созданию проблемных ситуаций во время урока,  учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате, у учащих...

Урок по окружающему миру "Откуда берутся снег и лёд?" к УМК "Школа России" 1 класс

Цели  Формирование представления у учащихся об образовании снега и льда и их свойств, через организацию различных видов деятельности.Основное содержание темы, термины и  понятияСвойства снег...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь?"

Урок по окружающему миру "Откуда в снежках грязь составлен с применением элементов проектной технологии....

конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"

Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на осн...

Урок по окружающему миру "Откуда берется снег и лед?"

Цели:познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;коммуникативные УУД - развитие умения точно и ...

Конспект урока по окружающему миру «Откуда берется снег и лед». 1 класс.

Конспект урока по окружающему миру  «Откуда берется снег и лед». 1 класс....