Ключи здоровья
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шкода Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока окружающего мира. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира

на тему «Проект «Ключи здоровья», 2 класс,

УМК «Начальная школа XXI века»,

 учитель начальных классов МОУ гимназии №76 г.Сочи

Шкода Ольга Юрьевна

Предмет

«Окружающий мир»

Возраст детей:

2 класс

Тема занятия

Проект «Ключи здоровья»

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуникатив-ные УУД

  1. 1.Формиро-вать навыки здорового образа жизни.
  2. 2.Ориентироваться в понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни»,
  3. «гигиена», «безопасность», «культура».

1. Организовы-вать свое рабочее место.

2. Определять цель выполнения заданий.

3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности  

4.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности.

 

1.Ориентирова-ться в пройденном материале.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное.

3. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

1. Участвовать в деловой беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы и  задавать вопросы.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

4. Уметь слушать и понимать речь других.

5.Организовать учебное сотрудничество с педагогом, с учащимися, в паре.

1.Формирова-ние позитивной мотивации к

учебной деятельности.

2. Принимать базовые ценности:  «здоровье»,  «знание».

3.Развивать  коммуникативные умения, воспитывать  культуру общения, сотрудничества.

Решаемые учебные проблемы

Что значит быть здоровым?

Как научиться здоровому образу жизни?

Основные понятия, изучаемые на уроке

«здоровый образ жизни», «гигиена», «безопасность», «культура».

Здоровьесберегающие технологии

Соблюдение норм СанПиНа; смена видов деятельности;

оздоровительные минутки; разнообразные методы изложения материала; разнообразные формы работы;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; создание благоприятной атмосферы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная  презентация, аудиозапись  песни «Паровозик из Ромашково»

Оборудование

Костюмы ведущих и сказочных героев, карточки с заданиями, маршрутные листы, спортинвентарь, ключики, ключ, ларец, призы-фрукты

Образовательные интернет-ресурсы

http://standart.edu.ru/, http://ppt4web.ru/, http://900igr.net/prezentatsii/,  http://zdorovye.3dn.ru/

http://muzofon.com

Ход урока

1 ЭТАП. Организационный этап.

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

Используе-мые ресурсы

Содержание занятия

Презентация

Слайд 1.

Слайд 2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума.

Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.

- Здравствуйте, дорогие ребята.

- Думаю, что все вы знаете, что сказать «здравствуйте» - это значит пожелать человеку здоровья.

- А что значит быть здоровым?. Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял». Именно поэтому мы посвятили наше занятие этой величайшей ценности.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на продуктивную работу, активизируют внимание и память.

Ответы детей.

-  Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым, не болеть...

2 ЭТАП.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие  познавательных интересов и инициативы учащихся.

Слайд 3.

Слайд 4.

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – вызывающее противоречие: дает задание трудно выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений.

- Задает вопрос, которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их, мотивируя к учебной деятельности.

- Расшифруйте запись, это слова Антона Павловича Чехова, великого русского писателя, врача:

 «Разве _____________ не чудо?»

- Что называл чудом А.П.Чехов?

- Сегодня мы:

 1- убедимся в правильности наших предположений,

2 — вспомним правила здорового образа жизни,

3 - подумаем, как можно укреплять здоровье.

- Нам помогут в этом ваши знания и активная работа.

- Я предлагаю всем отправится на поиски этого чуда, этого важного сокровища — на поиски пяти ключей здоровья, секретов, которые помогут вам стать здоровыми, сильными, умными и красивыми. Команда, набравшая большее количество ключей, получит самый главный большой ключ от двери, за которой находится ларец с сокровищами.

- Но вот найти эти ключи смогут только самые дружные, весёлые и  сообразительные ребята. Я знаю, что у нас все ребята такие.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Высказывание предположений, что за слово закрыто?

(здоровье)

Здоровье за деньги не купишь.

В здоровом теле – здоровый дух.

Здоровье – это движение.

Здоровому и врач не надобен.

Здоровье — дороже золота. 

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти

Слайд 5.

Деятельность учителя

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к повторению изученного материала.

- Предлагаю разделиться на группы, придумать название, соответствующее теме занятия, выбрать руководителя группы.

Представление команд.

Представление жюри (приглашенные родители или ученики-эксперты)

Оздоровительная минутка: подвижная игра-разминка

Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка.

- Нам предстоит нелёгкий путь. Надо хорошо подготовиться.

- Мы прошагаем много-много километров .. шагаем.

- Поплывём на лодке, гребём вёслами … махи руками

- Поскачем на лошадках … подскоки

- Поедем на машине … повороты

- Полетим на самолете … кружимся

- Побежим к финишу...бег на месте.

  • Молодцы! Вот теперь вы готовы отправляться за здоровьем. Мы будем останавливаться на разных станциях и выполнять задания.

Деятельность учащихся

 Включаются в работу, активизируют мышление, память.

Учатся работать коллективно и в группах.

Делятся на группы, придумывают название, выбирают руководителя группы

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

 

4 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведения знаний на новом уровне

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Аудиозапись песни «Паровозик из Ромашково»

Слайд 6.

Слайд 7.

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к учебной деятельности.

Организует работу групп.

Наблюдает за физиологическим состоянием учащихся с целью предотвращения умственного перенапряжения и физической усталости.

Путешествие по станциям 

Звучит песня «Паровозик из Ромашково»

1.Станция  «Режим дня — залог здоровья»

Задание расставить по порядку карточки с режимными моментами.

Чтоб день у вас был гладок,
Проснувшись надо не забыть
На день продумать распорядок,
Ведь он толковым должен быть. 

Деятельность учащихся

Закрепляют навыки чтения, навыки работы в группе.

Каждая группа получает карточки с заданиями. Выполняют учебную задачу.

Карточки:

Сон

Приготовление уроков

Ужин

Свободное время

Зарядка

Полдник

Умывание

Обед

Завтрак

Занятия в школе

Подъем

Прогулка

(Дети получают ключ)

Слайд 8.

2.Станция

«В гостях у Мойдодыра»

- Ребята, вы прибыли на станцию «В гостях у Мойдодыра».

- Любите разгадывать загадки? Тогда вам не составит труда выполнить задание. Вы должны разгадать как можно больше загадок. За каждую правильно отгаданную загадку вы получаете 1 балл.

Ответы: мыло, расчёска, зубная щётка, носовой платок, ванна,  массажная щётка, мочалка, полотенце, зеркало, душ, водопровод.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. А теперь послушайте наставление, которое оставил для вас хозяин этой станции.

Наказ Мойдодыра.

Дорогие, мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки иль из колодца

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще,

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним.

Сам я моюсь очень часто!

До свидания, ваш Додыр..

Учащиеся выполнят учебную задачу.

Загадки:

1.Кирпичик розовый, душистый

Потри его и будешь чистым.

2.Светло поле-сторона,

Идёт по полю борона,

Пшеницу разгребает,

Порядок соблюдает.

3.Худая девчонка –

Жесткая щетка,

Днём прохлаждается.

А по утрам да вечерам

Работать принимается.

4. Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

5.Могу я в ней на дно нырнуть,

Но не могу я утонуть,

А если станет глубоко

Открою пробку я легко.

6.Дождик тёплый и густой:

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов.

7.Железный ёжик

С резиновой кожей,

Вниз иголками идёт,

Иглами траву гребёт.

8.На себя я труд беру,

Пятки, локти с мылом тру

И колени оттираю –

Ничего не забываю.

9.Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою –

Что это такое?

10.Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь и в ответ –

Он засмеётся тоже.

11.Я несу в себе водицу.

Нам водица пригодится.

Можно мыться без хлопот,

Если есть…

(Дети получают ключ)

Аудиозапись  Зарядка «Если хочешь быть здоров»

Слайд 9.

3.Станция «Спортивная»

Если хочешь быть здоров,

Позабыть про докторов,

Будешь ты собою горд -

Если другом станет спорт!

А теперь я прошу всех встать!

Слушай меня и моих помощников,

Делай, как я! Делай, как мы!

Делай лучше нас!

1 часть:

Попрошу сейчас я всех:

Мы поднимем руки вверх,

Мы поднимем руки вверх!

А теперь я попрошу:

Руку левую к плечу,

Руку левую к плечу!

А теперь я попрошу:

Руку правую к плечу,

Руку правую к плечу!

А теперь наоборот:

Руки вытянем вперёд,

Руки вытянем вперёд!

2 часть:

Ты лениться перестань:

И ладонь ногой достань,

И ладонь ногой достань!

А теперь я прорифмую:

Ты ладонь достань другую,

Ты ладонь достань другую!

Хорошо на свете жить?

Хорошо на свете жить!

Упражнение повторить!

Упражнение повторить!

3 часть: повтор движений под счёт: 1!2!3!4!

Слайд 10.

Слайд 11.

4.Станция «Витаминная»

- Определите, в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
- Запомните важные советы (выступает группа детей):
1.Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
2.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
3.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
4.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он. 

Хором: - Будьте здоровы.

Учащиеся получают карточки с заданиями

Перечислить продукты, в которых содержатся:

  1. Витамин А.
  2. Витамин В
  3. Витамин С
  4. Витамин Д

Слайд 12.

5.Станция «Полезная»

Нарисовать плакат «Нет вредным привычкам»

Учащиеся выполнят учебную задачу.

5 ЭТАП. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения.

Слайд 13.

Слайд 14.

Деятельность учителя

Предлагает задания на применение знаний и умений в новой ситуации, помогает комментировать учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

 Создает условия для сотрудничества (работы в парах) и создания ситуации успеха для каждого учащегося.

Работа по созданию проекта «Формула здоровья».

- Вспомните, какие секреты здорового образ жизни вы получили? Составьте схему «Формула здоровья».

- Какая полезная памятка у нас получилась. Будьте здоровы!

Зарядка для глаз

Деятельность учащихся

Выполняют задания по предложенной теме и предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Слайд 15.

Заключительная часть. Подведение итогов игры. Награждение участников.

Подсчитывается количество набранных ключей. Победителем становится команда, набравшее наибольшее количество ключей. Победившая команда получает главный ключ и «открывает им ларец», в котором лежат «сокровища» (призы: яблоки).

(выступает группа детей):

1.Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
2.Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
3.Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
4.У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
5.Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
6.Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
7.На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
8.Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

9.Мой совет – девиз не нов.

Как тут не старайся…

Если хочешь быть здоров,

Чаще улыбайся!

Мудрец: - Вот вам добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

Хором: - Будьте здоровы.        

6 ЭТАП. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока.

- Какой ответ на  вопрос урока мы можем дать?

- Составьте предложения по их началу.

«Здоровье – это …»

«Чтобы быть здоровым нужно ...»

- Урок мы начинали со слова «Здравствуйте!» и заканчиваем словами «Будьте здоровы!». Ведь здоровье — самое главное в жизни.

Деятельность учащихся

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.

Дают ответы на вопросы учителя.

 Здоровье – это сила, красота,  богатство.

- Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, соблюдать правила гигиены, правильно питаться, соблюдать режим дня, не иметь вредных привычек.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию  неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, рефлексивный анализ и оценивание собственной учебной деятельности.

Слайд 16.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на самооценку учащихся. Организовывает заполнение «Листа достижений».

- Как оцените свою работу? Что хорошо получалось, а что не очень и почему?

- Считаете ли вы, что вы получили нужные вам знания?

- Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме занятия?

- Я буду рада, если вы будете соблюдать правила бережного отношения к своему здоровью.

- Великий философ Цицерон сказал: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного короля». Помните эти мудрые слова.

Деятельность учащихся

Высказывают оценочные суждения. Определяют степень своей работы.

Заполняют «Лист достижений». Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы, продуктивную работу своей пары.

Заполняют листы собственных достижений.

Вешают на дерево яблоки в соответствии с самооценкой:

КРАСНОЕ – Я молодец!

ЖЁЛТОЕ – Я старался

ЗЕЛЁНОЕ – Я затруднялся

8 ЭТАП Задание на продуктивное применение (носит рекомендательный характер, задание творческого характера, по выбору):

- Используя свои новые знания продолжите работу над проектом, оформите странички на отдельных листах (сочинить стихотворение,  нарисовать рисунок, соответствующий теме проекта).

Список использованной литературы и источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Издательство «Просвещение», 2010
  2. Л. А. Басурматорова, Л. С. Хуснутдинова. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во ИТО — Томск, 2009.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.:АРКТИ, 2005
  4. http://standart.edu.ru/
  5. http://www.scro.ru/ Семинары. Методические материалы.
  6. http://ppt4web.ru/  Шаблоны для презентации.
  7. http://www.in-form-art.info/4/ecole-clipart Картинки.
  8. www.yandex.ru Картинки
  9. http://muzofon.com/search/песенкапаровозикизромашково
  10. http://detskiychas.ru/Стихи про гигиену. Ю.Тувим
  11. http://ejka.ru/blog/stihi О здоровье и здоровом образе жизни

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В стране скрипичного ключа"

Познакомить детей с названием нот,музыкальных инструментов;вспомнить и закрепить знания о птицах,как о певцах,танцах....

Программа здоровьесбережения "Ключ к здоровью"

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому о...

Методическая разработка к внеклассному занятию по теме "Правильная осанка – ключ к своему здоровью". 3 класс

Учить детей правильно заботиться о своей осанке.  Познакомить со значением осанки в жизни человека.   Показать упражнения, формирующие правильную осанку....

Проект Ключи здоровья

Презентация к уроку окружающего мира. 2 класс...

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Ключи здоровья" с КТП

Рабочая программа внеурочной деятельности дял 1-4 классов  "Ключи здоровья" с КТП спортивно-оздоровительного направления развития личности....

Презентация к занятию "Ключ к здоровому будущему" для обучающихся младшей школы

Цель: формирование убеждения о необходимости приобщения к здоровому образу жизни,создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения кздоровому образу жизни как к одному и...

Классный час " Правильное питание- ключ к здоровью".

В данной разработке  представлен материал о формировании  у учащихся  правильного  отношения  к своему здоровьючерез понятие здорового питания....