Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру. А.А.Плешаков.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру. А.А.Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Многие темы могут быть специально развиты в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с содержанием программы «Окружающий мир» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждой темы в программе предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую любой
учитель может трансформировать согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей»
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведёт к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищённо. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно ёмким.
В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов.
Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в данном пособии.
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства.
Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имён.
В круг друзей ребята могут включить и литературных героев.
Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в жизни.
Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания. Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры.
С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников.
Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни
людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.
Мы и наш мир (9 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек
и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (18 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у
нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (6 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»
1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.
3. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
4. Семейный клуб.
5. Семейные праздники.
6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
7. Экскурсии.
8. Кодекс чести класса.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
№ урока | Тема урока | Часы | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Рекомендуемые приёмы работы | Н.Р.К. | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Без һәм безнең дөнья. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы. | Оформить как письмо к детям текст со с.3 учебника; беседа; рассуждения; практическое задание; работа с иллюстрациями и фотографиями; работа с учебником; работа с тетрадью; обобщение; рефлексия. | Изготовление кукол в традиционном костюме одного из народов нашего края. Этнические традиции. | 04.09 | 04.09 |
2. | Табигать. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры. | Проверка усвоения предыдущего материала; прослушивание песни Д.Кабалевского «Наш край»; выполнение задания на с.6У.; работа со словарём; работа с иллюстрациями на с.6-7; выполнение задания на с.7У.; выполнение заданий №1 и №2 на с.6-7Т. | 07.09 | 07.09 | |
3. | Терек һәм терек булмаган табигать. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать неживую и живую природу; приводить примеры объектов каждой группы. | Повторение материала предыдущего урока; постановка проблемного вопроса; беседа; работа на с.8У.; работа со словарём; выполнение заданий учебника; работа с иллюстрациями; сопоставление своего вывода с выводом в учебнике; выполнение заданий в тетради (с.8-9). | 11.09 | 11.09 | |
4. | Культура. Мәдәният. Экскурсия. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно». | Работа с разворотом учебника на с.4-5 и с.6-7; повторение пройденного материала; работа на с.10-11У.; прослушивание записи голосов птиц; рассматривание свистульки; сравнение с образом птиц; определение из какого природного материала сделана свистулька; работа с иллюстрациями; беседа; работа на с.10-11Т.; обобщение; рефлексия. | Экскурсия: «Окрестности нашей школы». Культура нашего края. | 14.09 | 14.09 |
5. | Культура Мәдәният. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно»; различать разные виды культуры; понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений. | Закрепление представлений о культуре; задание №3Т.; представление детьми своих иллюстраций к сказке; чтение отрывка наизусть; беседа; работа на с. 12-13Т.; беседа; обобщение; рефлексия. | Музыкально-танцевальное искусство народов нашего края. | 18.09 | 18.09 |
6. | Табигать кеше иҗатында. Экскурсия. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение узнавать образы природы в произведениях культуры, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов. | Повторение пройденного материала; обмен впечатлениями об экскурсии; работа на с.14-15У.; беседа; задание №3Т.; практическая работа; обобщение; рефлексия. | Экскурсия в городской краеведческий музей. | 21.09 | 21.09 |
7. | Без – кешеләр. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; ощущать красоту традиционного костюма и называть те его особенности, которые удивили и понравились. | Повторение пройденного материала; беседа; работа с иллюстрациями на с.16-17У.; выполнение заданий в тетради; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен нашего края; вывод; рефлексия. | Национальные костюмы жителей нашего края. | 25.09 | 25.09 |
8. | Без дөнья белән ничек аралашабыз? | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. | Краткий пересказ сказки; беседа; опыт и наблюдение; рассматривание картин; беседа по картинам; вывод; рефлексия. | Экскурсия в городской парк: «Наблюдение за природой». | 28.09 | 28.09 |
9. | Без дөнья белән ничек аралашабыз? | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти; умение анализировать репродукции картин. | Работа в тетради; повторение; беседа; игровой момент; обобщение; рефлексия. | Поэты и художники нашего края. | 02/10 | 02.10 |
10. | Кешеләр – мәдәниятне тудыручылар. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение работать в группе; умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Повторение пройденного материала; беседа; рассматривание фотографий; обсуждение смысла пословиц; работа в тетради; изготовление подарков; вывод; рефлексия. | Произведения народного творчества нашего края. | 05.10 | 05.10 |
11. | Дәреслек битләре артында (“Без һәм дөнья” темасы буенча) Экскурсия. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Путешествие в городской парк; беседа; сбор осенних букетов. | 09.10 | 09.10 | |
12. | Мәктәптә безнең сыйныф. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности. | Работа в группах; игровой момент; работа с учебником; рассматривание иллюстраций; выполнение заданий в тетради; вывод. | Наш класс в школе. | 12.10 | 12.10 |
13. | Без – дус, тату сыйныф. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; чувствовать принадлежность к коллективу, поколенческой идентичности. | Рассматривание фотографий; беседа; игровой момент; работа с учебником; работа в тетради; вывод; рефлексия. | Пословицы культурной традиции народов нашего края, в которых говорится о дружбе, взаимопомощи, товариществе. | 16.10 | 16.10 |
14. | Укытучы – остаз һәм иптәш. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. | Составление рассказа об учителе; диалог; работа на с.30У.; беседа; работа по картине Н.П.Богданова-Бельского; рассматривание фотографий; беседа; вывод; рефлексия. | Талантливые учителя нашего края. | 19.10 | 19.10 |
15. | Сыйныф бүлмәсендәге табигать. Предметный урок. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных. | Слушание музыки; рассматривание растений в классе; беседа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; практическая работа; работа в тетради; закрепление; обобщение; рефлексия. | 23.10 | 23.10 | |
16. | Бүлмә гөлләрен ничек карап үстерергә? Практик дэрес. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках. | Повторение пройденного материала; демонстрация картотеки; конкурс знатоков комнатных растений; слушание музыки; беседа; работа с учебником; опыт и наблюдение; работа с иллюстрациями; обобщение. | 26.10 | 26.10 | |
17. | Мәктәп янында нәрсәләр үсә? Экскурсия. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение. | Повторение изученного материала; беседа; слушание песни Д.Кабалевского; работа с фотографиями; работа с учебником; работа с Приложением (с.90); работа в тетради; работа в парах; нахождение ключевых слов и объяснение; вывод; рефлексия. | Экскурсия «Растения около нашей школы». | 30.10 | 30.10 |
18. | Пыяла ярлар артындагы дөнья. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать, что аквариум — целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток. | Опрос; создание проблемной ситуации; работа с учебником; практическая работа; демонстрация средств ухода за аквариумом; беседа; работа в тетради; коллективное выполнение задания учебника; подведение итога урока; рефлексия. | 02.11 | 02.11 | |
19. | Бездә тагын нинди хайваннар яши? | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными. | Повторение пройденного материала; беседа; работа с учебником; Приложение (с.90); работа с дополнительной литературой; работа в тетради; обсуждение; вывод; рефлексия. | 13.11 | 13.11 | |
20. | Нинди хайваннар була? | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы. | Слушание музыки; объяснение темы урока; беседа; работа с учебником; беседа; рассматривание фотографий; работа с дополнительной литературой; выявление различных признаков животных; работа в тетради; вывод; рефлексия. | Животные нашего края. | 16.11 | 16.11 |
21. | Эш агачы һәрвакытта бик юмарт китерер җимеш. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. | Диалог; работа с учебником; игровой момент; соотнести пословицы и рисунки; слушание музыки; исполнение песни; работа в тетради; вывод; рефлексия. | Пословицы народов нашего края. | 20.11 | 20.11 |
22. | Китап – дус һәм остаз. Предметный урок. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом. | Загадки; беседа; работа с учебником; чтение рассказа Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ учителя; работа в группах; практическая работа; беседа; подведение итога урока. | Книги и писатели нашего края. Книги об истории нашего города. | 23.11 | 23.11 |
23. | Эш беткәч уйнарга ярый. Практик дэрес. Уеннар оештыру. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. | Создание проблемной ситуации; беседа; работа с учебником; игровой момент; заучивание считалки; игры; подведение итога урока; рефлексия. | Игры и считалки нашего края. | 27.11 | 27.11 |
24. | Дәреслек битләре артында (“Безнең сыйныф”) | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. | Беседа; игровые моменты; составление кодекса чести класса; обсуждение; подведение итога урока; обобщение. | 30.11 | 30.11 | |
25. | Без гаиләдә. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др. | Беседа; рассматривание изображения яблони с плодами; назвать части дерева; обсуждение; слушание музыки; рассказ учителя; рассматривание фотографий; беседа; чтение пословиц; обсуждение смысла пословиц; работа в тетради; итог урока. | 04.12 | 04.12 | |
26. | Минем гаиләм – халкымның бер өлеше. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа. | Работа с учебником; работа с иллюстрациями; чтение колыбельной песни учителем; беседа; рассматривание старинных предметов; выполнение заданий в рабочей тетради; подведение итога урока. | Герои фольклора народов нашего края. | 07.12 | 07.12 |
27. | Өйдәге табигать. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членов семьи. | Слушание музыки Ю.Антонова; рассказ учителя; беседа; работа с учебником; работа в тетради; работа с атласом; самостоятельное выполнение задания №1 в тетради на с.43; чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»; вывод. | 11.12 | 11.12 | |
28. | Безнең өйләребезгә су, газ һәм электр кайдан килә? | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знание о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами. | Проверка усвоения материала предыдущего урока; отгадывание загадок; слушание музыки; постановка проблемного вопроса; обсуждение с опорой на иллюстрации учебника (с.58); ответы детей на поставленный вопрос; работа с учебником; беседа; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | 14.12 | 14.12 | |
29. | Өебездәге матур ташлар. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. | Повторение ранее изученного материала; слушание музыки; чтение текста учителем; рассказ учителя; работа в парах (задание на с.61); коллективная проверка; демонстрация поделок и украшений; ответы на вопросы; практическая работа; работа в тетради; подведение итога урока. | Красивые камни нашего края. Экскурсия в Ильменский заповедник. | 18.12 | 18.12 |
30. | Безнең өйдәге гөлләр. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знание растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия нескольких новых комнатных растений. | Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке; слушание музыки; беседа; коллективная работа с фотографиями; работа с учебником; работа в тетради; рассказ детей, как они дома ухаживают за комнатными растениями; работа с атласом; подведение итога урока; рефлексия. | 21.12 | 21.12 | |
31. | Бакчага чыгабыз. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение». | Повторение ранее изученного материала; слушание музыки; рассказ учителя; игровое задание; коллективное выполнение задания в учебнике; работа с фотографиями; беседа; работа в тетради; выполнение задания по вариантам; демонстрация рисунков; подведение итога урока. | 25.12 | 25.12 | |
32. | Яшелчәләр һәм җиләк- җимешләр. Предметный урок. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов. | Слушание музыки; работа с учебником; практические задания; игровое задание; беседа; рассказ учителя; работа в тетради; подведение итога урока. | 28.12 | 28.12 | |
33. | Икмәк һәм ботка, чәй һәм кофе турында. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; умение различать виды круп. | Слушание музыки; повторение пройденного материала; беседа; работа с учебником; чтение пословиц; обсуждение; работа в тетради; работа с иллюстрациями; проверка знаний по Приложению (с.93); практическая работа; подведение итога урока; рефлексия. | 16.01 | 16.01 | |
34. | Кыргый һәм культуралы үсемлекләр. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение отличать культурные растения от дикорастущих; умение приводить примеры растений каждой группы. | Слушание музыки; беседа; работа с учебником; рассказ; ответы на вопросы; работа в парах; работа в тетради; работа с дополнительной литературой; игровой момент; подведение итога урока. | Культурные растения, выращиваемые в нашем крае. | 17.01 | 17.01 |
35. | Безнең йорттагы эт. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать некоторые породы собак; знать основные правила ухода за ними. | Повторение ранее изученного материала; проверка заданий в тетради; слушание музыки; рассказ учителя; работа с фотографиями; работа с учебником; работа в тетради; (желательно выступление кинолога); обсуждение правил ухода и ответственности за содержание собаки; подведение итога урока. | 23.01 | 23.01 | |
36. | Безнең йорттагы мәче. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать основные породы кошек; знать правила ухода за ними. | Слушание музыки; конкурс на лучшего знатока собак; рассказ учителя; работа с фотографиями; работа с учебником; беседа; обсуждение правил содержания кошек; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | 24.01 | 24.01 | |
37. | Кыргый һәм йорт хайваннары. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы. | Повторение ранее изученного материала; слушание музыки; рассказ учителя; беседа; работа с иллюстрациями; выполнение заданий учебника; работа с Приложением; выполнение заданий в тетради; практическая работа по распознаванию некоторых продуктов по вкусу; работа с разворотом (с.82-83); рассматривание фигурок животных; классификация; подведение итога урока. | Разведение домашних животных в нашем крае. | 30.01 | 30.01 |
38. | Иртәдән кичкә кадәр. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме. | Беседа; работа с репродукцией картины Т.Н.Яблонской «Утро»; работа с фотографиями; беседа; работа с картинами; работа с учебником; беседа по содержанию разворота с.86-87; рисунки детей старинных или современных предметов домашнего обихода; подведение итога урока; рефлексия. | Традиционные жилища народов нашего края. Уклад жизни в старинной семье нашего города. | 31.01 | 31.01 |
39. | Дәреслек битләре артында (“Безнең өй һәм гаилә”) | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье. | Выставка генеалогическое древо; фестиваль рисунков «Дружная семья»; беседа; обобщение; подведение итога урока. | 06.02 | 06.02 | |
40. | Мы в городе. Без шәһәрдә | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. | Диалог; знакомство со 2-ой частью учебника; рассказ учителя; беседа; работа с учебником; работа с тетрадью; подведение итога урока. | Особенности жизни жителей нашего города. | 07.02 | 07.02 |
41. | Мы в селе. Без авылда | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (её) названию. | Работа с учебником; беседа; игровой момент; работа с иллюстрациями; работа в группах; рассказы детей; подведение итога урока; рефлексия. | Жизнь сельчан нашего региона. | 13.02 | 13.02 |
42. | Красота любимого города. Туган шәһәрнең матурлыгы | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности — это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. | Рассказ учителя; работа с учебником; игровой момент; беседа; рассказ о возникновении нашего города; работа в тетради; работа с иллюстрациями; подведение итога урока. | Возникновение нашего города. Архитектурная доминанта города. | 14.02 | 14.02 |
43. | Красота родного села. Туган авылның матурлыгы | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. | Работа с учебником; беседа; рассказ учителя; работа в тетради; беседа; подведение итога урока. | Особенности ландшафта сёл нашего региона. Хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища. | 27.02 | 27.02 |
44. | Природа в городе. Шәһәр табигате | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Усвоить, что природа в городе — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | Слушание музыки; выполнение заданий в учебнике; работа с фотографиями родного города; работа в тетради; рассказ учителя; беседа; подведение итога урока. | 28.02 | 28.02 | |
45. | Что растёт в городе. Шәһәрдә ниләр үсә | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение различать часто встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья. | Повторение пройденного материала; слушание музыки; работа с учебником; беседа; практическая работа по распознаванию растений нашего города; игровой момент; подведение итога урока. | 06.03 | 06.03 | |
46. | Чудесные цветники. Предметный урок. Гаҗәеп чәчәкләр | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям. | Слушание музыки; беседа; работа с фотографиями; знакомство с конкретными растениями цветника; работа с учебником; работа в тетради; практическая работа: распознавание по гербарным образцам растений цветника; игровой момент; подведение итога урока. | 07.03 | 07.03 | |
47. | В ботаническом саду. Бакчада | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека; умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду. | Слушание музыки; беседа; воображаемая экскурсия в ботанический сад; работа с учебником; беседа; работа в тетради; вывод. | 13.03 | 13.03 | |
48. | Кто живёт в парке. Паркта кем яши | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь. | Проверка знаний; работа с иллюстрациями; беседа; работа с учебником; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | Парк в нашем городе. | 14.03 | 14.03 |
49. | В зоопарке. Зоопаркта | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать, что зоопарк — это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. | Слушание музыки; сообщения детей; беседа; рассказ учителя; воображаемая экскурсия в зоопарк; обсуждение вопроса; работа с учебником; работа с Приложением; показ видеофильма; работа в тетради; подведение итога урока. | 20.03 | 20.03 | |
50. | Войдём в музей! Экскурсия. Музейга сәяхәт | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил. | Постановка проблемного вопроса; рассказ учителя; работа с учебником; беседа; посещение музея; работа в тетради; подведение итога урока и экскурсии. | Экскурсия в городской музей. | 21.03 | 21.03 |
51. | Мы помним наших земляков. Якташларны хзтерлик. | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести. | Вступительное слово учителя; слушание музыки; работа с учебником; чтение текста; работа в тетради; слушание песен военных лет; беседа; работа с фотографиями; подготовить (желательно) встречу с ветераном войны; подведение итога урока. | Знаменитые люди нашего города. | 03.04 | 03.04 |
52. | Все профессии важны. Һәр һөнәр дә кирәкле | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. | Диалог; беседа; рассказ учителя; работа с учебником; рассматривание фотографий; работа с пословицами; работа в группах; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | Ремёсла и промыслы нашего региона. | 04.04 | 04.04 |
53. | За страницами учебника («Город и село»). Экскурсия. Китап битләре буйлап сәяхәт | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. | Беседа; экскурсия по городу; посещение библиотеки; подведение итога урока. | 10.04 | 10.04 | |
54. | Россия – наша Родина. Предметный урок. Россия-туган җиребез | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн. | Рассказ учителя; работа в тетради; беседа; работа с символами; слушание гимна; практическая работа с картой и глобусом; работа с Приложением; подведение итога урока. | Роль нашего региона для всей страны, его уникальность. | 11.04 | 11.04 |
55. | Москва – столица России. Мәскәү-Россиянең башкаласы | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области). | Проверка домашнего задания; беседа; рассказ учителя; работа с учебником; рассматривание герба Москвы; выполнение заданий в рабочей тетради; вывод; подведение итога урока. | Символы нашего города. | 17.04 | 17.04 |
56. | Мы – семья народов России. Халыклар бердәмлеге | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор). | Повторение ранее изученного материала; беседа; работа с картой России; работа с учебником; выполнение заданий в рабочей тетради; рассказ учителя; вывод; подведение итога урока; рефлексия. | Пословицы и игры народов нашего края. | 18.04 | 18.04 |
57. | Природа России. Россиянең табигате | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Получить первоначальное представление о разнообразии природы России. | Слушание музыки; воображаемое путешествие по родной стране; работа с картой; рассказ учителя; работа с фотографиями; работа с учебником; беседа; рассказы детей; работа в тетради; подведение итога урока. | 24.04 | 24.04 | |
58. | Охрана природы. Табигатьне саклау | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знание необходимости охраны природы и своего активного участия в этой работе. | Слушание музыки; беседа о разнообразии природы России; работа с картой; работа с учебником; коллективный анализ рисунка-схемы; работа с иллюстрациями; рассказ учителя; выполнение заданий в тетради; самостоятельная работа; чтение сказки «о чём рассказал майский жук»; подведение итога урока; рефлексия. | 25.04 | 25.04 | |
59. | Красная книга России. Россиянең Кызыл китабы | 1ч. | Яңа тема | Мөст. эш | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. | Слушание музыки Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»; проверка домашнего задания; работа с иллюстрациями; выполнение заданий в учебнике; выполнение заданий в тетради; игровой момент; рассматривание Красной книги; подведение итога урока. | Красная книга нашего региона. | 01.05 | |
60. | Заповедные тропинки. Экскурсия. Тыюлыклар | 1ч. | Яңа тема | Усвоить, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной. | Проверка изученного материала; рассказ учителя; работа с материалами учебника; работа в тетради; обсуждение вопроса учебника; беседа о заповеднике нашего края; повторение правил поведения на территории заповедника; подведение итога урока. | Экскурсия в заповедник. | 02.05 | ||
61. | За страницами учебника («Родная страна»). | 1ч. | Яңа тема | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор). | Беседа; праздник «Наш класс – семья народов России»; конкурс рисунков»; подведение итога урока. | 08.05 | |||
62. | Взгляни на человека! Күз сал | 1ч. | Яңа тема | Умение устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета. | Беседа; работа с учебником; игровые ситуации; работа с фотографиями; подведение итога урока. | 09.05 | |||
63. | Всему свой черёд. Һәр нәрсәнең үз вакыты | 1ч. | Яңа тема | Умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); знать пословицы об отце. | Слушание музыки; беседа; рассказ учителя; постановка проблемного вопроса; работа с учебником; работа с пословицами; работа в тетради; подведение итога урока. | Отношения к детям и старикам в традиционной культуре народов нашего края. | 15.05 | ||
64. | У каждого времени свой плод. Ел фасыллары | 1ч. | Яңа тема | Умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине. | Повторение пройденного материала; работа с учебником; беседа; работа с пословицами; работа с Приложением; рассказ учителя; работа в группах; выполнение задания в рабочей тетради; подведение итога урока. | Отношение к женщине в региональной культуре. Образы женских персонажей в сказах П.Бажова. | 16.05 | ||
65.-66 | Я – часть мира. Җирдә минем урыным | 1ч. | Йомгаклау дәресе | Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Прослушивание записи голосов природы; беседа; работа в тетради; чтение текста; беседа; завершение начатого рисунка; игровой момент; подведение итога. | Традиционная культура нашего региона. | 22.05 23.05 |
Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 1 класс. УМК «Перспектива».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа 3а класса по окружающему миру.
Рабочая программа выполнена по требованиям ФГОС....
Рабочая программа 4 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требо...
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...
Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"
Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"...
Рабочая программа 4 класс по окружающему миру
Данная рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа 2 класс по окружающему миру
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования...