Краткое содержание УМК "Планета знаний" окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру на тему

УМК «Планета знаний» «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1-4

Г.Г. Ивченкова

        Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6 - 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_planeta_znaniy_okruzhayushchiy_mir.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Планета знаний» «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1-4

Г.Г. Ивченкова

        Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6 - 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др. );

социализация ребёнка;

развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др. );

воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

формирование самостоятельной познавательной деятельности;

развитие мышления, воображения и творческих способностей;

формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др. );

формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно - следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практикооориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, -1-

духовно - нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно - следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем — групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Принцип -2-

 реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Это обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. -3-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое содержание этапов открытых уроков

Краткое содержание уроков математики и русского языка. Краткое содержание семинара по УУД...

Краткое содержание учебника по "Основам религиозных культур и светской этике"

Краткое содержание материала учебника по"Основам религиозных культур и светской этике"...

Краткое содержание УМК "Планета знаний" математика

ПРОГРАММА КУРСА «МАТЕМАТИКА» 1 – 4 классыМ.И. Башмаков, М.Г. НефедоваКурс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образовани...

Краткое содержание УМК "Планета знаний" русский язык

«РУССКИЙ ЯЗЫК » 1 – 4 классыЛ. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального о...

Краткое содержание УМК "Планета знаний" литературное чтение

Особенность курса в том, что он опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллек...

Краткое содержание УМК "Планета знаний" музыка

УМК "Планета знаний"«МУЗАКА» 1-4Т.И. Бакланова         Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как...

Краткое содержание УМК "Планета знаний" наглядная геометрия

УМК «Планета знаний» «Наглядная геометрия» 1-4 Н.Б. ИстоминаПрограмма курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных ...